Грудной ребенок плохо спит: как помочь уставшей маме и улучшить качество младенческого сна
Нет зрелища более прекрасного и трогательного, чем крепко спящий грудничок. Казалось бы — вот оно, счастье — такое простое и такое огромное… И лишь родители этого спящего младенца знают, чего им стоит порой это «счастье», и как трудно сохранять присутствие духа и терпение, если грудничок плохо спит…
Что нужно родителям от ребенка? Быстрое засыпание и спокойный продолжительный сон. Удивительно, но детям от родителей нужно то же самое. Причем они начинают в этом нуждаться гораздо раньше, чем вы могли бы подумать. Да-да, многие малыши очень чувствительны к режиму своей мамы и, что самое главное, к недостатку сна у нее.
И что удивительно — не только после рождения, но и до него!
Оказывается, что ритм «сон-бодрствование» закладывается у будущих грудничков еще во внутриутробном периоде, примерно с 18 недели развития.
В этом возрасте крошечный зародыш во всем зависит от матери, поэтому беременным женщинам обязательно надо стараться высыпаться, особенно ночью. А также будущим мамам крайне полезно ложиться спать и вставать в одно и то же время.
В дальнейшем эта привычка поможет создать правильный режим сна у новорожденного, а позже и у грудничка, и у ребенка постарше…
Таким образом, если ваш грудничок плохо спит, «туго» засыпает и беспокойно просыпается, вполне возможно – это он «шагает по маминым стопам»…
Нормы в цифрах: сколько должен спать грудной ребенок
Только что родившийся ребенок обычно спит большую часть суток: 20-22 часа. Он просыпается на 20-40 минут, чтобы поесть и пообщаться с мамой, и почти мгновенно засыпает снова. С возрастом количество сна уменьшается, и грудничок 1-3 месяцев спит уже по 15-18 часов в сутки (3-4 раза по 40-90 минут днем и ночью).
К 6-месячному возрасту крохи переходят на два дневных сна, а общее время сна уменьшается еще на 1,5-2 часа. В период с года до полутора лет малыш постепенно переходит на 1 дневной сон и спит около 13-14 часов в сутки.
Если грудничок плохо спит на регулярной основе, не добирая свои часы, это может негативно сказаться на здоровье, росте и развитии крохи.
Чем грозит дефицит сна
Дефицит сна, даже на 1-2 часа в сутки, немедленно сказывается на состоянии ребенка. Ухудшается настроение, появляются капризы (а порой и долгий истерический плач, от которого всякое мамино сердце разбивается на осколки), снижается аппетит.
Хронический дефицит сна способен провоцировать не только психологические, но и соматические нарушения.
Есть данные о том, что постоянно недосыпающие дети чаще болеют, больше нормы срыгивают при кормлениях, хуже развиваются, склонны к ожирению в будущем.
Более того, накапливающаяся из-за дефицита сна усталость негативно влияет на… следующий сон, мешая быстро и крепко уснуть.
Получается замкнутый круг: уставший за день грудничок трудно засыпает, плохо спит, часто просыпается, не может отдохнуть за ночь, утро встречает сонным, плаксивым и капризным, потом днем вновь плохо спит и снова не может уснуть ночью.
Поэтому первое правило здорового ночного сна ребенка (не только, кстати, грудничка, но и ребятишек вплоть до 5-6 лет) – это крепкий и достаточный дневной сон.
Недостаток сна у грудничка часто приводит к длительным истерикам, которые, в свою очередь, мешают ребенку крепко и вовремя заснуть… Задача родителей — любыми способами остановить эту нездоровую «карусель»…
Режим дня.
У каждого крохи свой распорядок дня: маме надо просто присматриваться, когда у малыша начинают появляться явные признаки сонливости. Обычно это происходит примерно в одно и то же время и днем, и вечером.
Вычислив это естественное для малютки время отбоя, родителям следует регулярно укладывать ребенка именно в этот час.
Естественно, если на это время у вас уже запланированы походы в грудничковый бассейн, массаж или развивающие занятия — придется все перенести или отменить, потому что сейчас для грудничка сон важнее всего остального. Главное — изо дня в день начинать успокаивать и убаюкивать малыша в один и тот же час, приучая организм ребенка к тому, что в это время пора ложиться спать…
Удобное место для сна. Малышу должно быть удобно спать. Это значит, что кровать не должна быть чрезмерно мягкой, одеяло надо подобрать легкое, а о подушке следует вообще забыть на ближайшие 1,5-2 года.
Температура в детской не должна превышать 19 °C, влажность воздуха должна достигать 60-70 %. Весной и летом окно в комнате можно оставлять открытым (только затяните его сеткой от насекомых!), осенью и зимой помещение, где спит ребенок, надо проветривать за 30-40 минут до сна, а потом закрывать окно.
Многие дети дневные сны проводят на балконе или на улице, во время прогулки.
Ритуал засыпания. Монотонные действия, а также привычные звуки, явления и предметы успокаивающее действуют на детей.
Можно даже выразиться точнее — «усыпляюще»! Недаром малыши требуют читать им одни и те же сказки, петь одни и те же песни, и горе тому родителю, кто попробует хоть словом отойти от знакомого ребенку текста. Так и с засыпанием.
В первые 6-8 месяцев жизни большинство детей засыпает днем во время кормления: у маминой груди или с бутылочкой. После полугода ребенка лучше постепенно отучать от связи «еда-сон», вводя другие ритуалы.
Они у каждого свои: одна и та же колыбельная песенка, чтение любимой книги или один и тот же массаж — вариантов много. Вечером в качестве ритуала можно использовать купание — оно и успокаивает нервную систему крохи, и приносит физическую усталость.
Использование соски непосредственно в минуты засыпания — тоже своего рода ритуал, весьма эффективный и полезный, если грудничок плохо спит.
И не бойтесь, что малыш привыкнет и потом вообще не сможет спать без пустышки — есть множество разумных и нетрудных способов отучить ребенка от этой привычки.
Кормление на сон грядущий. И, конечно, ребенок, укладываясь спать, должен быть сытым: голодные дети хуже засыпают (если вообще засыпают) и чаще просыпаются с плачем и беспокойством.
Поэтому за 20-30 минут до укладывания в кровать грудничка надо накормить – мамино молоко или адаптированная смесь дадут малышу не только чувство сытости, но и физической усталости, что тоже способствует быстрому засыпанию.
Все эти нехитрые, на первый взгляд, советы могут оказать огромную услугу родителю, чей грудничок плохо спит и днем, и ночью.
Наладьте режим дня, побольше гуляйте с малышом на свежем воздухе, купайте его перед сном, а потом после сытого вечернего кормления — старайтесь плавно убаюкать под одну и ту же мелодию или колыбельную, которую вы используете уже не первый десяток раз.
Вы и сами удивитесь, какими полезными окажутся для вас эти советы, если вы проявите должное родительское терпение, ласку и любовь…
1 марта 2018 · Полина Сошка · Getty Images
Источник: https://www.woman.ru/kids/newborns/article/81474/
Если ребенок быстро устает: причины и как помочь
В бешеном ритме современности мы часто не обращаем внимания на усталость и недосып, по крайней мере, когда дело касается только нас. Но когда мы замечаем, что наши дети, несмотря на свой юный возраст уж имеют признаки хронической усталости, то это как минимум вызывает беспокойство.
Так в чём же причина того, что ребёнок начал быстро уставать?
Симптоматика
Подобное недомогание может проявляться следующими симптомами:
- Вялость, сонливость, адинамичность (малоподвижность).
- Снижение работоспособности: ребёнок не хочет заниматься домашней работой, уроками и даже играми/хобби.
- Снижение концентрации и устойчивости внимания. Вы можете наблюдать, что ребёнок стал часто забывать то, что ему говорили в школе или даже сверстники. В целом состояние характеризуется, как состояние рассеянного внимания.
- Появление раздражительной слабости. Проявляется оно в ответ на любые стимулы со стороны. Из-за усталости любой раздражитель извне, пусть даже просто обычный вопрос со стороны родителя или друга, воспринимается чрезмерным, что влечёт за собой реакцию агрессии и злобы. Это происходит из-а того, что ресурсы организма и в частности нервной системы истощились.
- Могут наблюдаться отставания в учебной деятельности, развитии новых навыков и т. д.
- Нарушения сна: бессонница, трудности при засыпании, частые пробуждения по ночам, продолжительный дневной сон, ночные кошмары.
- Сниженный фон настроения или его частые перепады, с преобладанием апатичного, слезливого, раздражительного настроения.
- В связи с быстрой утомляемостью у ребёнка могут часто возникать простудные заболевания, расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) и даже аллергические реакции.
- Часто повторяющиеся головные боли, головокружения, перепады давления, боли в животе, повышенная потливость, тахикардия или брадикардия.
Причины
Прежде всего, следует разделить причины на психологические, социальные и физиологические. Чтобы сразу не ударяться в панику и не бежать сдавать кучу анализов и бегать по врачам, следует спросить самого ребёнка, что с ним происходит, есть ли объективная и видимая причина того, что он стал так часто уставать.
Социальные причины
- Новый круг общения, к которому ребёнок ещё не привык.
- Новый социальный статус в школе (например, новичок или отличник), статус в семье (например, старший брат/сестра) и т.п.;
- Изменения социального статуса родителей.
- Неправильная модель воспитания ребёнка (по типу гипер- или гипоопеки). Неправильно воспитание влияет прежде всего на режим и удовлетворение потребностей ребёнка.
Например, при гипоопеке ребёнок предоставлен сам себе, не соблюдает режим сна-бодрствование, практически всё время проводит за компьютером, что в последствие и приводит к повышенной утомлямости.
Психологические причины
- Нарушения в адаптации ребёнка к школе, стрессам и т.д.
- Хронические стрессы в ближайшей окружающей среде (семья, школа, друзья).
- Темпераментальные особенности (скорость и сила реагирования нервной системы).
- Личностные особенности ребёнка, например, повышенная чувствительность ко всему.
- Наличие таких расстройств, как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), неврозы и пр.
- Неблагополучные отношения в семье: неполные семьи, алкоголизация в семье, созависимость.
Физиологические причины быстрой утомляемости ребёнка
- Режим питания.
- Высокое внутричерепное давление.
- Проблемы со сном.
- Неадекватные к организму физические нагрузки. Ребёнок либо чрезмерно переутомляется, либо наоборот – ему недостаточно той физической нагрузки, которая даётся ему ежедневно.
- Различные заболевания: расстройства щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и т.д.
- Приём некоторых лекарственных препаратов.
- Наличие психических расстройств: клиническая депрессия, органическое поражение головного мозга или центральной нервной системы.
Чем помочь ребёнку?
Для начала следует исключить возможные физиологические причины быстрой утомляемости. Возможно, для начала нужно отвести ребёнку к терапевту и сделать ряд анализов, например, общий анализ крови, анализ крови на сахар, а также электрокардиограмма, УЗДГ сосудов шеи и головы (УЗИ сосудов), иммунограмма.
Также следует, во-первых, нормализовать режим дня ребёнка: он должен вставать и ложится в одно и то же время, необходимо делать уроки, заниматься досугом в определённое время. Во-вторых, минимизация стрессов.
В-третьих, важно сбалансировать питание вашего ребёнка, ему нужно большее количество витаминов и микроэлементов, а также много белков и медленных углеводов. В-четвёртых, важно заниматься спортом и ежедневно гулять на свежем воздухе.
Это позволит нормализовать кровяное давление, усилить приток крови к мозгу, и способствовать выбросу эндорфинов.
Возможно, следует помочь ребёнку в смене обстановки – свозить его куда-то на выходные, или гулять с ним в другом месте, записать в новую спортивную секцию или кружок.
Или же, наоборот – у ребёнка слишком непостоянные и стрессовые условия жизни, и ему необходимо больше покоя, постоянства.
В таком случае постарайтесь, обеспечить ребёнку более спокойные и статичные условия дли жизнедеятельности: снизьте все стрессовые воздействия, поговорите с ребёнком о том, что его беспокоит и как ему с этим помочь.
Источник: https://ru-babyhealth.ru/esli-rebenok-bystro-ustaet-prichiny-i-kak-pomoch/
Ребенок быстро устает при физических нагрузках: причины, что делать
У взрослых людей четко сложилось представление, что ребенок – это очень активный маленький человечек, неспособный долго сидеть на одном месте. Дети любят бегать, прыгать, творить, играть, узнавать что-то новое, их дни очень насыщенны и динамичны.
Совершенно нормально, что к вечеру ребенок быстро устает и хочет немного полежать отдохнуть. Школьники, придя домой после уроков, могут пожаловаться на усталость, это тоже вариант нормы.
Однако, как быть в случае, если ребенок жалуется на усталость постоянно?
Симптомы
Быстрая утомляемость у ребенка может характеризоваться следующими состояниями:
- Сонливость, малоподвижность;
- Снижение внимания, отсутствие интереса к любимым занятиям;
- Пониженная работоспособность;
- Высокая раздражительность;
- Отставание в учебе, развитии новых навыков;
- Бессонница, другие нарушения сна;
- Пониженное настроение, слезливость, апатия;
- Периодические головные боли, скачки давления, боль в животе, тахикардия и т.д.
Заметив отклонения от обычного поведения и самочувствия ребенка, необходимо найти причину, спровоцировавшую эти изменения.
После прогулки
Если ребенок сильно потеет на прогулке и чувствует себя уставшим вернувшись домой, в этом нет ничего странного. Ученые давно выяснили, что людям маленького роста требуется больше энергии на физическую активность, чем высоким. Ребенок устает быстрее взрослого на прогулке, потому что ему приходится делать больше шагов.
В ходе исследования Массачусетского университета, ученые выяснили, что детям приходится тратить вдвое больше энергии на преодоления того же расстояния, что проходит взрослый.
Просто шаги у ребенка короче, поэтому приходится делать вдвое больше движений. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале “Экспериментальная биология”.
При болезни
Есть ряд заболеваний, способных вызывать повышенную утомляемость, постоянную усталость и вялость у детей.
Простуда
Если ребенок стал быстро уставать, возможно это симптом начала простудного заболевания. Позже появляется насморк, першит горло, болят ушки, возможно, повышается температура. Малышу необходим отдых и покой, поэтому стоит по максимуму освободить ребенка от нагрузок. После перенесенного ОРЗ или ОРВИ, быстрая утомляемость может сохраняться на протяжении 7-10 дней.
Гипогликемия
В некоторых случаях постоянная усталость сопровождается потерей веса, жаждой. Совокупность этих симптомов может указывать на снижение содержания сахара в крови – гипогликемию. Это заболевание очень опасное, особенно для детей возрастом до года, поэтому при малейших подозрениях лучше обратиться к врачу.
Анемия
Если ребенок утомляется при малейшей нагрузке, это может свидетельствовать об анемии. Легкая форма анемии сопровождается слабостью, вялостью, хронической усталостью, снижается способность концентрироваться. При физической нагрузке ребенок быстро потеет, появляется одышка, головная боль, шумит в ушах. Чтобы исключить этот недуг, лучше сдать общий анализ крови.
Состояний, которые могут быть причиной быстрой утомляемости детей, очень много. Именно врач на приеме способен собрать анамнез заболевания, назначить полное обследование для выявления предпосылок к вялому, удрученному состоянию маленького человечка.
Что делать?
Во-первых, стоит проанализировать поведение своего дитя. Если малыш всегда отличался невозмутимостью, спокойствием, флегматичностью, возможно, у него просто такой темперамент, тип личности.
Если обычно активный, непоседливый малыш враз становится вялым, быстро переутомляется, часто потеет, такие изменения не могут произойти без причины.
Родителям лучше обратиться к педиатру, рассказать о режиме дня, рационе питания, физических и умственных нагрузках ребенка. Исключите возможные острые и хронические заболевания у ребенка. Пройдите ряд анализов, в некоторых случаях понадобится ультразвуковая диагностика или электрокардиограмма.
Существуют общие меры, которые должны предпринять родители для улучшения самочувствия своего дитя:
- Организация правильного режима дня. Планируйте день так, чтобы малышу оставалось достаточно времени для сна и отдыха, не перегружайте его многочисленными внешкольными дополнительными занятиями, кружками, секциями;
- Ежедневные прогулки на улице. Детям очень полезно дышать свежим воздухом, но прогулки должны быть спокойными;
- Создание в семье доброй, уютной, спокойной обстановки. Дети видят, когда родители ругаются между собой, и очень глубоко переживают эти моменты, поэтому дома должны царить только мир, спокойствие и любовь;
- Адаптированные для малыша физические нагрузки. Приучайте ребенка к ежедневной утренней зарядке, гимнастике, разучите дыхательные упражнения. Спорт и правильное дыхание поспособствуют насыщению крови кислородом, усилят приток крови к мозгу;
- Организация сбалансированного питания. Очень важно, чтобы в растущий детский организм поступали все необходимые витамины и микроэлементы. Следите за рационом ребенка, при необходимости, предлагайте витаминно-минеральные комплексы.
Заметив, что ваш ребенок начал быстро уставать, не пугайтесь. Для начала проанализируйте, какие события предшествовали этому состоянию.
Возможно, малыш просто переутомился за день, недавно переболел, устал от большого количества внешкольных занятий, испытал небольшой стресс, не высыпается, испытывает нехватку витаминов. Обратитесь за помощью к педиатру, неврологу или психиатру.
Квалифицированные врачи помогут выявить причину повышенной утомляемости и подскажут пути решения сложившейся проблемы.
Источник: https://LechenieDetej.ru/zozh/bystraya-utomlyaemost.html
У ребенка слабость и сонливость без температуры: причины, когда нужно обращаться к врачу
Родителей беспокоит любая угроза здоровью малыша, поэтому они обращают внимание на все неприятные симптомы. Когда у ребенка слабость и сонливость без температуры — это тревожный сигнал. Он может свидетельствовать о серьезных неполадках в работе организма.
Основные симптомы
У детей первого года жизни определить такое состояние сложно. Чаще всего оно проявляется отсутствием аппетита, вялостью и чрезмерной сонливостью. Симптомы иногда наблюдаются при прорезывании нижних и верхних зубов.
Признаки легко спутать с началом простуды или инфекционного процесса. Точную причину может определить только педиатр, внимательно изучив физическое состояние малыша и проанализировав его поведение.
Когда ребенок начинает ходить и умеет разговаривать, выявить симптомы патологической слабости проще. Упадок сил проявляется:
- отказом от подвижных игр в дневное время;
- излишней возбужденностью и раздражительностью;
- капризностью, беспричинными слезами;
- сонливостью.
Нередко дети с трудом засыпают по вечерам, беспокойно спят, но утром их сложно поднять с кровати.
Слабость и усталость пагубно влияют на защитные силы организма. Иммунная система не способна отражать атаки вирусов, поэтому малыш чаще простужается.
Возможные причины
Предпосылки для развития хронической усталости у ребенка можно условно разделить на две группы. В первую входят физиологические причины, влияние которых просто откорректировать:
- умственное или физическое перенапряжение;
- чрезмерные нагрузки в школе;
- неправильный режим дня;
- несбалансированный рацион;
- гормональная перестройка организма;
- нехватка витаминов.
Ко второй группе относятся патологические состояния, опасные для здоровья и вызывающие серьезные осложнения. На них лучше остановиться подробнее.
Инфекционные заболевания
Воспалительный процесс — распространенная причина упадка сил. В первые дни заболевание может протекать без температуры, проявляясь:
- сонливостью в светлое время суток;
- головными болями;
- отказом от пищи;
- темными кругами вокруг глаз;
- плохим настроением и раздражительностью.
Постепенно развитие инфекции вызывает интоксикацию организма. У ребенка повышается температура, он жалуется на мышечные боли, ломоту в костях.
Отличительной чертой респираторного заболевания является заложенность носа, кашель, увеличение лимфоузлов.
Сонливость — один из симптомов:
- ОРВИ;
- гриппа;
- отита;
- ангины;
- краснухи;
- кори;
- ветрянки.
После окончания ОРВИ и гриппа признаки усталости проходят не сразу. Восстановительный период зависит от состояния иммунной системы.
Патологии крови
Детские болезни крови опасны для здоровья, поэтому нужно внимательно присматриваться ко всем изменениям в состоянии ребенка, чтобы не пропустить начало патологического процесса.
Некоторые болезни, например, лейкоз, поражают органы кроветворения и костный мозг. Нарушается развитие лейкоцитов, организм страдает от нехватки кислорода. Болезнь проявляется:
- вялостью, усталостью;
- плохим аппетитом;
- бледностью;
- увеличением лимфоузлов;
- ломкостью ногтей и волос;
- чрезмерной чувствительностью кожи;
- учащенным сердцебиением;
- простудами.
Еще одна опасная патология крови — анемия, или нехватка эритроцитов и гемоглобина. У детей часто диагностируется железодефицитная анемия, спровоцированная недостатком железа. Основной причиной болезни считается неправильное питание. Ее можно распознать по таким признакам:
- быстрая утомляемость;
- частые обмороки;
- капризность;
- раздражительность;
- сонливость.
Причины анемии нужно срочно устранить. Длительная нехватка железа в организме отрицательно влияет на работу сердца и может привести к дистрофии миокарда.
Болезни щитовидной железы
Нарушение функции щитовидной железы ухудшает метаболические процессы, работу нервной системы и других органов. Развитию заболевания способствуют плохая экология, недостаток йода или селена в организме, инфекции.
Врачи выделяют общие симптомы патологии:
- нарушение сна;
- слабость;
- отечность;
- перебои сердечного ритма;
- подавленное настроение;
- раздражительность;
- утомляемость;
- ожирение.
Дети, страдающие заболеваниями щитовидной железы, хуже усваивают информацию в школе, плохо едят, нередко мочатся в кровать по ночам.
Наиболее опасны для детей:
- первичный и вторичный гипотиреоз;
- диффузный и узловой зоб;
- тиреоидит.
Нейроциркуляторная дистония
Патология чаще встречается у школьников. Нейроциркуляторную дисфункцию называют вегетососудистой дистонией. Это рецидивирующие головные боли. Они могут стать следствием психоэмоциональных расстройств и нервного напряжения.
Боль локализуется на затылке или на лбу. Нередко симптомы появляются на фоне солнечной активности или изменения погодных условий. В большинстве случаев боль успокаивается после сна, но иногда отдых не помогает и ребенку необходимы медикаментозные препараты.
Симптомы нейроциркуляторной дистонии сопровождаются:
- головокружениями;
- тревожностью;
- нарушением сна;
- упадком сил;
- апатией;
- учащенным пульсом;
- потливостью;
- скачками давления.
Электролитные расстройства
Нарушение электролитного баланса происходит по разным причинам. Частыми предпосылками являются нехватка жидкости и неправильный рацион, ограничивающий употребление калия и кальция.
В некоторых случаях электролитный обмен ухудшается по вине заболеваний желудочно-кишечного тракта. Тогда недомогание сопровождается поносом, рвотой и сонливостью.
Нехватка жидкости в организме проявляется:
- онемением тела;
- отсутствием аппетита;
- тошнотой;
- редким мочеиспусканием;
- постоянной жаждой;
- аритмией;
- усталостью;
- апатией.
Миастения
Аутоиммунное заболевание, характеризующееся слабостью мышц и патологической усталостью, называется миастенией. Оно протекает без температуры и часто является врожденным. Начальные симптомы могут проявиться в конце первого года жизни, когда начинают резаться зубы. У малышей наблюдаются:
- ухудшение функции жевательных мышц;
- невнятность речи;
- сильная утомляемость мышц тазового дна;
- двигательные расстройства.
Если болезнь не лечить, симптомы усиливаются. Нервно-мышечные связи нарушаются. Могут появиться проблемы с дыханием, несущие серьезную угрозу ребенку.
Нарколепсия
Редкая патология центральной нервной системы, отличительным признаком которой является упадок сил,— нарколепсия. Этиология болезни точно не выяснена, но считается, что она обусловлена наследственным фактором.
Ученым известно, что нарколепсия развивается при нехватке гипокретина. Вещество ответственно за процесс засыпания и пробуждения человека. Заболевание часто сопровождается синдромом апноэ.
Свидетельствовать о наличии патологии может:
- вялость и апатия ребенка;
- жалобы на слабость мышц;
- частые падения на ровном месте;
- немотивированная агрессия;
- сонливость днем;
- трудности с засыпанием по вечерам;
- заторможенность;
- нарушение памяти;
- ухудшение внимания.
Главный признак нарколепсии — постоянное желание спать. Ребенок проваливается в сон по несколько раз в день и с трудом просыпается.
Депрессия
При нарушениях психоэмоционального характера у ребенка может возникнуть депрессия. На ее развитие часто влияют:
- ночной энурез;
- ссоры родителей;
- проблемы со сверстниками.
Депрессия вызывает апатию у ребенка. Он перестает интересоваться окружающим миром, становится безучастным и замкнутым. Ярким симптомом нарушения считается беспокойный сон по ночам, кошмары и сонливость в дневное время. Сопутствующими признаками являются:
- перепады настроения;
- слабость;
- отказ от еды;
- нежелание играть с друзьями;
- головные боли;
- раздражительность;
- высыпания на коже.
Чтобы помочь ребенку, необходима помощь психолога. Депрессия, особенно у подростков, очень опасна и может привести к серьезным последствиям.
Когда следует обратиться к врачу
Любое изменение в состоянии ребенка — повод проконсультироваться с педиатром. Болезнь проще лечить на начальной стадии, поэтому важно вовремя выявить патологический процесс.
Нужно вызвать скорую помощь, когда сонливость и упадок сил наблюдаются после травмирования головы, позвоночника или сопровождаются:
- расстройством стула;
- запором;
- редким или частым мочеиспусканием;
- бледностью кожи;
- заторможенностью;
- повышением температуры;
- нервным тиком;
- тошнотой, рвотой.
Каждый из этих симптомов — признак нарушений, поэтому медлить нельзя.
Слабую активность днем, мышечные боли и желание спать не стоит оставлять без внимания. Лучше перестраховаться, пройти обследование и оградить малыша от осложнений после болезни и других неприятностей.
Источник: https://faza-sna.com/deti/slabost-sonlivost-bez-temperatury
Как различить признаки утомления и переутомления у ребенка
04.06.2020
36
Малыши капризничают очень часто: если хотят есть, болеют, мама что-то делает не так… Но еще — когда сильно устают. Из-за накопленной усталости дети не высыпаются, а их режим страдает. Поэтому родителям важно научиться различать признаки усталости и переутомления у вашего чада и знать, что делать в этом случае.
Все мы понимаем, что такое усталость. Но не всегда можем отличить ее от переутомления — состояния между усталостью и полным упадком сил.
Из-за чрезмерного утомления ребенок не способен уснуть и спать нормально — сон становится беспокойным, малыш часто просыпается. Чем сильнее утомление, тем сложнее уложить малыша спать.
И так как дети не способны отследить у себя наступление усталости, это задача родителей.
Что приводит к переутомлению
- Превышение времени бодрствования между дневными снами и перед уходом в ночь. Чем младше ребенок, тем меньше по времени он может находиться в активном состоянии без накопления утомления.
Так новорожденные детки в первый месяц жизни могут бодрствовать не более 40-60 минут, а в 9 месяцев, например, это время увеличивается до 3,5 часов. Кроме того, если ребенок не высыпает норму сна, у него постепенно копится усталость и недосып.
Например, если у малыша отсутствует режим и он не всегда или очень мало спит днем, а ночью постоянно просыпается. Такой сон не восстанавливает детский организм. В каждом возрасте детям необходимо определенное количество сна.
И если ребенок не высыпает эту норму в результате переутомления, он плохо себя чувствует, замедляется его развитие, ухудшается настроение.
- Перевозбуждение нервной системы. Это происходит из-за чрезмерной сенсорной стимуляции.
Иногда кроха перевозбуждается от событий, которые происходят с ним, или от обстановки, в которой он находится. Например, при поездке к бабушке или в отпуск, при посещении врача, торгового центра. Как и взрослым, спокойная обстановка помогает ребенку расслабиться и снизить напряжение.
Без сна малыш станет чувствительным к свету, громким звукам, переодеванию, любым прикосновения. Младенцы особенно легко перевозбуждаются, что приводит к сильному плачу, который трудно остановить.
- Новорожденные могут переутомляться из-за болей в животе, колик. Обычно обострение наступает ближе к вечеру, младенец начинает сильно плакать. В результате из-за чрезмерной усталости он не может уснуть.
При появлении чрезмерной усталости повышается уровень гормона стресса кортизола, что сказывается на поведении ребенка. Он не способен быстро уснуть, а если засыпает, спит очень чутко и часто просыпается.
Иногда малыши, которые постоянно не высыпаются, не могут добрать вес, нужный для их возраста.
При накопленном переутомлении и постоянном недосыпе дети становятся чересчур уставшими, что отражается на их состоянии здоровья.
Некоторые признаки усталости не так очевидны, как другие. Поэтому нужно внимательно наблюдать за малышом и укладывать его до того, как он переутомится.
Признаки усталости:
- Малыш бледный и сонливый, трет и прикрывает глаза, теребит ухо и волосы;
- Зевает;
- У него появляется вялость, активность достаточно снижается;
- Движения замедляются, малыш начинает спотыкаться, ножки не слушаются;
- Снижается внимание, взгляд расфокусированный;
- Ребенок начинает сосать палец, если обычно это делает, или тянуть ручки в рот;
- Хочет на руки;
- Теряет интерес к игре, любимой еде.
- Он кричит и плачет или, наоборот, становится чересчур активным и веселым. Но этот эмоциональный всплеск заканчивается тоже слезами — настроение резко меняется в течении короткого времени;
- Сопротивляется укладыванию, ведет себя агрессивно, разбрасывает игрушки, избегает контакта глазами. Его трудно привести в чувства;
- Не слышит, что ему говорят, находится в напряженном состоянии;
- Ему трудно расслабиться и уснуть, сон сопровождается частыми пробуждениями;
- Младенец будет плакать, выгибать спину и отказываться прикладываться к груди.
У каждого малыша симптомы накопленного утомления могут быть различными.
Как ведет себя ребенок при постоянном переутомлении
При чрезмерном утомлении вы заметите несколько признаков у малыша:
- Он спит меньше часов в сутки, чем обычно спят в его возрасте другие дети. Постоянно протестует перед укладыванием.
Становится гиперактивным;
- Просыпается от малейшего шума и спит короткие сны днем (обычно продолжительность дневных снов в этом случае не более 30 минут);
- Имеет переменчивый аппетит. Отказывается есть и засыпает во время кормления.
Лучше ест ночью;
- Бывает в хорошем настроение утром, плачет часто;
- Быстро теряет внимание;
- Отказывается спать в кроватке и просит, чтобы его укачивали — у крохи никогда не получается уснуть самостоятельно;
- Легко заболевает, так как его иммунитет снижен из-за постоянного недосыпа;
- Не отпускает маму ни на шаг, у него появляется сильная сепарационная тревога;
- Ребенок вялый и сонливый во время бодрствования.
Если родители ничего не предпринимают, то такое состояние может нанести вред здоровью и развитию крохи в будущем.
Как избежать утомления ребенка
Конечно, все детки разные, но есть несколько общих приемов, которые помогут маме вовремя сориентироваться. Существует «золотой» промежуток времени, когда малыш максимально готов ко сну, но еще не начал капризничать, не перегружен усталостью. Научиться определять этот промежуток — важный шаг к полноценному сну вашего малыша не только днем, но и ночью.
Для большинства младенцев возрастом примерно до 3-х месяцев следует ориентироваться на время, которое они проспали в предыдущий дневной сон. Максимально столько же они могут продержаться и в состоянии бодрствования (но активность не должна превышать 60-75 минут).
К малышам 3-8 месяцев следует внимательно присматриваться. Понаблюдайте за своим малышом, и если вы угадали его сигнал, сразу приступайте к укладыванию.
Со временем, постарайтесь совмещать несколько параметров готовности ко сну:
- время предыдущего сна,
- время бодрствования,
- степень усталости (физическая и психоэмоциональная нагрузка в последнее бодрствование).
Так вы сможете заранее определять точный промежуток времени, когда уложить ребенка можно просто и быстро. А самое главное — подарит ему глубокий восстановительный сон, который ему так необходим.
Деток от 8 месяцев лучше ориентировать на сон по часам. Теперь кроха уже может довольно искусно маскировать свою усталость, нельзя ориентироваться только на нее.
К этому возрасту у большинства уже сложится относительно постоянный режим дня. Утреннее пробуждение, дневные нагрузки и приемы пищи, случающиеся в одинаковое время каждый день, помогут сформировать конкретные временные отрезки для сна.
Например: 9-10 часов и/или 12,30-13,45. Но и тут важно помнить, что если что-то пошло «не по плану», то укладывание нужно сдвинуть и правильно организовать распорядок дня.
Так, если вам пришлось пропустить обеденный сон по каким-то причинам, вместо привычного времени сдвиньте вечернее укладывание. Короткий утренний сон или слишком длинная обеденная сиеста тоже, скорее всего, потребуют от вас изменений в привычном распорядке.
В любом возрасте важно соблюдать еще несколько правил:
- Избегайте активных занятий перед укладыванием.
- Введите ежедневный ритуал перед сном.
- Следите, в каких условиях спит ребенок. Лучше всего сон проходит в полной темноте в прохладной комнате.
- Используйте белый шум, чтобы заглушить посторонние звуки.
Эти правила способствуют более качественном сну и являются необходимыми при работе с чрезмерным утомлением.
Если ребенок младше 12 месяцев
Задача мамы — оказать всяческую поддержку малышу расслабиться и настроиться на сон. Важно сохранять спокойствие и делать все без суеты. Иначе ваше напряжение передастся ребенку и усугубит его состояние.
- Выключите яркий свет, зашторьте окна и снизьте звуковой фон.
- Отмените купание — подмойте малыша и немедленно переходите к укладыванию.
- Возьмите кроху на руки и походите по комнате, спойте колыбельную. Ваше спокойствие, темнота и усталость сделают свое дело, и ребенок уснет.⠀
- Если малыш обычно засыпает сам, при перегуле ему понадобится больше времени на это. Однократная помощь со стороны мамы не лишит его навыка засыпания. Зато успокоит вас и облегчит задачу малышу.
Переутомленный малыш в этом возрасте будет вести себя особенно активно: ходить по комнате, убегать от вас, прыгать и протестовать.
При укладывании в этом возрасте не стоит позволять ребенку покидать комнату и оставаться с ним.
Посидите в темноте. Посадите ребенка на колени, обнимите и слегка покачайте, напевая колыбельную Если малыш вырывается из рук, с любовью, но уверенно, обнимите его, погладьте по спинке. Его активность постепенно снизится, малыш расслабится и будет готов спать.
Если вы сами переволновались и не можете совладать с протестами ребенка, попросите папу уложить его. Перед укладыванием определитесь, кто будет это делать, — не меняйтесь в процессе, чтобы не добавить еще больше веселья ребенку.
Источник: https://www.sleep-expert.ru/blog/sonnyie_sovetyi/priznaki_ustalosti_kak_opredelit_chto_pora_spat/
Психолог — о причинах «зависаний» у детей
Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.
Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).
«Зависание» — это особенность детской психики
— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…
— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.
Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное.
Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую.
Надел куртку и сапоги? Уже плюс!
— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?
— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.
Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.
Расслабляться не стоит
— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?
— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.
А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».
— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?
— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.
— И что же делать?
— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.
Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.
Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.
Возраст «зависания»: что норма, а что нет
— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.
— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание.
Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении.
Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.
При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.
— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?
— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления.
Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть.
Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.
— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?
— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию.
Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки.
Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.
У каждого свой путь
— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…
— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию.
И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других.
Но верю, что с возрастом все выравнивается.
У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да».
В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность».
Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы.
Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!
— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?
— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.
«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.
Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.
Советы учителям
— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?
— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием.
В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие.
Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.
— Что это значит «встречать из травмы»?
— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии.
В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые.
Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы.
Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.
— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?
— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры.
Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта.
Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты.
Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.
Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone
Источник: https://zen.yandex.ru/media/littleone/psiholog--o-prichinah-zavisanii-u-detei-5d5a6d9e8600e100ab8bce6f