Татарские обряды, связанные с рождением ребенка
Это был акт приобщения ребенка к семейному и отчасти к более широкому коллективу. Кроме того, данные обряды выражали чувства радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи.
Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населения аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет).
В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина.
Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.
Беременную женщину окружали в известной мере заботой. Так, на пятом-шестом месяце беременности ей поручали сравнительно легкую работу, на ночь ее не оставляли одну в пустой избе, так как, согласно существовавшим поверьям, злые духи могли подменить или умертвить ребенка даже в утробе матери. Поэтому в отсутствие мужа и других членов семьи к ней на ночь приглашали старуху-соседку.
Цикл обрядов, связанных с рождением ребенка, как правило, включал следующие элементы:
обряды от сглаза
Как отмечают источники, повсеместно роды принимали бабки-повитухи2. Роды происходили дома на нарах. Повивальная бабка или опытная пожилая женщина перерезала пуповину ребенка, положив ее на серебряную монету. Этот обычай, по представлению татар, обеспечивал новорожденному крепкое, как металл, здоровье и богатство.
Пуповину вместе с последом заворачивали в чистую тряпку и закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых местах у татар существовал обычай сохранять пуповину новорожденного: ее заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками потолка.
По поверьям, эта пуповина оберегала жизнь и здоровье ребенка.
Новорожденного повитуха купала и заворачивала в рубашку отца
Это делалось с пожеланием, чтобы ребенок был близким отцу, любимым им. После первого купания повитуха смазывала ротик ребенка сливочным маслом, чаще, завернув масло в марлю, давала пососать.
В отдельных селах татар-кряшен ребенку давали пососать завернутый в тряпочку разжеванный с маслом хлеб.
В деревнях Заказанья самая близкая родственница или мать роженицы приносила «ђлбђ» — лакомство из поджаренной в кипящем масле муки с добавлением растворенного меда или сахара.
Сразу же после родов, в тот же день или на следующий, обязательно топили баню, которая называлась баней новорожденного — «бђби мунчасы». В одних селах в баню приглашали родственниц, соседок, готовили для них чай. В других — в бане мылись своей семьей. И когда она становилась не жаркой, бабка-повитуха помогала помыться роженице и искупать младенца, за что получала особый подарок.
Самой главной, почетной гостьей в этот день была мать роженицы. Для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки, пеленок, и угощение.
Если ребенок был не первым, то приданого могло и не быть. В некоторых селениях мать роженицы приносила и зыбку. Чаще же зыбку готовила свекровь или отец ребенка
В первые дни после родов женщину навещали соседки, родственницы. Они приносили с собой угощение. Обычай этот назывался — «бђби ашы кертњ». Угощение могло состоять из печеных изделий, а также яиц, масла и т. д. Считалось, что чем больше женщин придет с угощением, тем больше молока будет у матери.
В течение первых сорока дней жизни ребенка купали каждый день, чередуя теплую мыльную воду со слегка подсоленной. Необходимая температура воды определялась локтем или тыльной стороной руки купающего. От сорока дней до одного года ребенка купали один раз в два-три дня. В течение недели, начиная с первого дня рождения ребенка, топили баню, где бабка-повитуха мыла роженицу.
В первые 3-4 месяца жизни ребенка пеленали. Считалось, что пеленание сохраняет тепло и предохраняет конечности ребенка от искривления. После того как ребенку исполнялось 40 дней, его клали в колыбель, а до этого времени он лежал на подушке рядом с матерью на нарах.
Первую рубашку новорожденному шили из старого, так как придерживались поверья, что в таком случае ребенок одежду будет носить бережно, не снашивая
Рубашку надевали лишь в первые дни. Дольше нельзя было, иначе новорожденный мог быть плаксивым, болезненным. Затем рубашку стирали, гладили и сохраняли для следующего ребенка, «чтоб дети были дружными меж собой»3. Детям до шестимесячного возраста, независимо от пола, надевали распашонку. С 1-2-летнего возраста одежда мальчиков и девочек начинала различаться.
Если в некоторых семьях дети умирали, то после рождения следующего ребенка, с целью «охранения» его, совершали обряд «продажи» новорожденного: бабка-повитуха выносила завернутого ребенка на улицу, клала его на кучу мусора, а сама возвращалась домой. Тут же поднимала его другая женщина, подходила к окну и предлагала хозяевам «купить» ребенка.
После короткого торга женщина подавала ребенка в окно. Этот широко распространенный у всех народов Среднего Поволжья и Приуралья обряд, очевидно, был призван обмануть злых духов, внушить им, что ребенок принадлежит не той женщине, которую они преследуют.
У народов Средней Азии рождение ребенка также являлось самым радостным и важным семейным событием. Женщина, у которой было много детей и внуков, считалась наиболее счастливой. Особых условий для беременной женщины в прошлом не создавалось. Единственное, что ей не позволяли делать в этот период ее жизни, то это поднимать большие тяжести.
Считалось, что с момента родов матери и ребенку особенно активно угрожают злые духи. Поэтому никому не сообщали, что у женщины начинаются родовые схватки, иначе роды будут очень трудными и долгими
По этой причине иногда даже повивальную бабку звали в самый последний момент. Кроме повивальной бабки, при родах присутствовали мать роженицы и две-три близкие родственницы. Если их не было, приглашали соседку, имевшую много детей и опыт помощи роженицам. В качестве повитухи предпочитали здоровую женщину, чтобы ее свойства магическим путем передались роженице и ребенку.
Повитуха, приняв ребенка, перевязывала и перерезала пуповину, ранку присыпала золой от сожженных нитей кокона шелкопряда. Повивальной бабке за работу давали один кусок мыла, отрез ткани на платье и немного ваты.
Для облегчения родов открывали двери, замки в доме, а при тяжелых, затянувшихся родах неожиданно разбивали рядом с роженицей чайник, надеясь, что, испугавшись, она быстрее родит.
Чтобы отогнать злых духов, под подушку женщине клали такие широко известные в Средней Азии обереги, как нож, перец, лук, чеснок, тмин. Все это делалось, чтобы роженица не видела плохие сны, чтобы к ней не приходили злые духи, чтобы был покой.
Существовали и другие способы защиты и помощи роженице. Например, если женщина тяжело рожала, у муллы брали написанную на листочке бумаги молитву, заворачивали ее в тряпочку и привязывали к ноге роженицы.
Для облегчения родов роженице спускали на грудь ее полностью расплетенные косы или расплетали лишь концы спущенных на грудь кос.
Источник: https://posredi.ru/tatarskie-obryady-rozhdenie-rebenka.html
Традиции Ислама по случаю рождения ребёнка
Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, предписанных по случаю рождения ребёнка. Таким образом, дальнейшее воспитание ребенка непосредственно связано с ними.
1. Обряды и традиции при рождении ребёнка
Извещение о рождении ребёнка и поздравления.
Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому, мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является Сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллаh, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка. И дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».
Эти поздравления и пожелания наполняют сердца отца и матери радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате крепнет согласие и дружеские связи в обществе. О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана.
Так Всевышний сказал: «О Закария, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которого Яхъя».
Чтение аль-азана и аль-икамата
Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого аль-азан, а в левое – аль-икамат. Это Сунна.
В хадисе, переданном от Али, рассказывается: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца аль-азан, а в левое – аль-икамат».
Также, по свидетельству Ибн Аббаса, Пророк (мир ему и благословение) прочитал в правое ухо своего внука Хасана аль-азан, а в левое – аль- икамат.
Чтения аль-азана и аль-икамата в уши ребёнка заключается в следующем. Первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире будут слова возвеличивания и восхваления Аллаhа и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), а также призыв к служению Аллаhу, к благочестию и добру.
Ат-тахник
Следующим Суннатом по случаю рождения ребёнка является ат-тахник. Он заключается в протирании слева и справа дёсен младенца мякотью спелого финика. Если нет фиников, можно использовать любую сладость например мёд.
О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса: «Когда у меня родился сын, я привёл его к Пророку (мир ему и благословение).
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) назвал его Ибраhимом и протёр его десны мякотью финика».
Бритьё головы
Желательнона седьмой день жизни ребёнка брить волосы на голове. Волосы младенца неследует выкидывать. Их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос золото или серебро родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
- бритьё головы укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
- раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; этим проявляется социальная солидарность между мусульманами;
О желательности бритья головы есть хадис, рассказанный Анасом: Пророк (мир ему и благословение) велел побрить волосы Хасана и Хусайна на седьмой день после рождения.
Потом он взвесил их и соответствующие их весу серебро раздал как милостыню. Соблюдение этих обрядов, желательные, и является очень значительным и богоугодным делом.
С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение.
2. Имянаречение и его правила
Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя — составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание данному вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу. Приведём некоторые из них.
Время имянаречения
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Каждый младенец связан с акикой, на седьмой день после рождения сбривают голову, дают имя, режут за него акику». Из этого хадиса следует, что одобряется дать имя ребёнку на седьмой день.
Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения.
Из предыдущих двух хадисов следует, что дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого — по усмотрению родителей.
Ритуал аль-Акика и его нормы
Совершить аль-Акику – значит зарезать одну или двух овец за новорождённого и раздать мясо бедным и нуждающимся. О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах.
Передано что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) учил сподвижников: «Акику необходимо резать за каждого младенца. Кроме этого, на седьмой день от рождения, дают ему имя и сбривают голову.
Также Айша сообщила, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку – одну».
Предпочтительное время для акики.
Как уже отмечалось в предыдущих хадисах, резать овцу за младенца лучше всего на седьмой день жизни ребенка. Это подтверждает и другой хадис, переданный от Айшы. В нём говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) принес в жертву за Хасана и Хусайна по две овцы на седьмой день, дал им имена и велел обрить головы.
Но совершение акики не ограничивается только этим днём. Так Айша жена Пророка (мир ему и благолсовение) сказала, что резать можно на седьмой, четырнадцатый и далее в любые дни.
Принесение в жертву овцы одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну.
В крайнем случае, можно и за мальчика зарезать одну.
Нежелательно разбивать кости зарезанного животного.
При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость, каждый сустав надо отделить.
О нежелательности разбивания костей говорится в хадисе, переданном Джа'фаром.
Когда Фатима совершила акику за Хасана и Хусайна Посланник Аллаha (мир ему и благословение) сказал: «Отправьте мясо беднякам и скажите: «Пусть едят мясо и не разбивают его костей!».
Смысл этого ритуала:
- показать значимость этого вида садака беднякам и соседям, дав большую, целую часть туши, без разделения на части;
- пожелание здоровья и сил младенцу.
Нормы, связанные с акикой
Необходимо:
- чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения, была годовалой;
- чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков; не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, с выпавшими зубами или с отрезанными ушами. Но разрешается приносить в жертву, если есть маленькие недостатки, например, как сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.
Польза от акики.
- Это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаhу, Дарующему блага.
- Это своего рода искупление за ребёнка, с целью уберечь его от бед и искушений.
- Проявление радости при рождении младенца.
Обрезание
Большинство алимов говорит, что совершить обрезание ребёнку нужно до совершеннолетия (зрелости). Желательно сделать обрезание в детском возрасте, как можно скорее. Есть хадис, в котором говорится, что Посланник (мир ему и благословение) принес в жертву овец за Хасана и Хусайна и сделал им обрезание на седьмой день после рождения.
Обрезание имеет религиозный смысл, а также полезно с точки зрения медицины и гигиены.
Это следование пути Ибраhима – отца пророков; Это выполнение предписаний Аллаhа и Сунны Пророка (мир ему и благословение).
Все предписания и желательные действия, о которых было рассказано выше: поздравление, бритьё головы, ат-тахник, аль-акика, имянаречение, обрезание имеют огромное влияние на жизнь ребенка.
Совершение их необходимо, так как они приносят детям пользу, дают им здоровье и силу.
Если родители прилагают максимум усилий для претворения в жизнь сунны Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) в отношении новорождённых, то это, по воле Аллаhа, станет причиной благодарности детей в будущем.
Источник: https://islam.life/archives/2263/
Какие ритуалы проводят для новорожденного?
Желательно, чтобы сразу же после рождения ребенка отец прочитал в правое ухо новорожденного азан, а в левое – икамат.
Тогда первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире будут слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника, мир ему и благословение, а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру.
Кроме того, слова свидетельства Единобожия (Ла илляха илля Ллах) прогоняют проклятого шайтана и защищают ребенка от его козней.
В хадисе, переданном от Али, рассказывается: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца аль-азан, а в левое – аль-икамат». Также, по свидетельству Ибн Аббаса, Пророк, мир ему и благословение, прочитал в правое ухо своего внука Хасана аль-азан, а в левое – аль- икамат.
Также желательно (сунна) сказать в правое ухо следующий аят Священного Корана: إِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِИнни у‘изуха бика ва зурриййатаха минаш-шайтанир-раджим ('Innī 'U`īdhuhā Bika Wa Dhurrīyatahā Mina Ash-Shayţāni Ar-Rajīmi) «Прошу Тебя защитить его (её) и потомство его (её) от дьявола изгнанного, побиваемого» (3:36). В некоторых сообщениях также говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение, в правое ухо новорожденного ребенка читал суру «аль-Ихлас».
Протирание десен младенца мякотью финика (Ат-тахник)
Ат-тахник – протирание дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика.
Возможно, смысл ат-тахник заключается состоит в том, чтобы дать почувствовать новорожденному в этой жизни первым не горечь, а сладость – сладость жизни и веры.
Совершать этот ритуал, как и другие ритуалы, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму, тогда больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребенка.
О желательности этого ритуала свидетельствует хадис, который передал Абу Муса: «Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку, мир ему и благословение. Посланник Аллах, мир ему и благословение, назвал его Ибрахимом и протер его десны мякотью финика».
Бритье головы
На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца нельзя выкидывать – их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос золото или серебро родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
Смысл и цель бритья головы младенца
– бритьё головы укрепляет волосы и кожу головы, при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
– раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;
– бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладет начало выполнению законов сунны.
О желательности бритья головы есть хадис, рассказанный Анасом, да будет доволен им Аллах: «Пророк, мир ему и благословение, велел побрить волосы Хасана и Хусайна на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующие их весу серебро раздал как милостыню».
При этом нельзя стричь или брить только часть головы, оставив другую. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил брить часть головы» (Аль-Бухари, Муслим)
Имянаречение
Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Пророк, мир ему и благословение, очень внимательно относился к наречению именем. Имя должно быть благозвучным, с хорошим смыслом. Если у кого-то было имя с плохим смыслом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, давал ему хорошее имя.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Каждый младенец связан с акикой, на седьмой день после рождения сбривают волосы, дают имя, режут за него акику». Из этого хадиса следует, что одобряется дать имя ребенку на седьмой день.
Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения. Имам Бухари сказал, что те, кто не будет резать курбан акика по причине недостатка в деньгах, могут дать имя в тот же день, когда родился ребенок.
А те, кто будет резать курбан, пусть дают имя на седьмой день («Воспитание по сунне Пророка», Ибрахим Джаннан)
В целом, дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого — по усмотрению родителей.
См. также: Арабские имена
Аль-Акика
Волосы на голове новорожденного ребенка называются «аль-акика», поэтому жертвоприношение по случаю рождения ребенка, с целью получения благодати и защиты Аллаха, тоже называется «аль-акика». Данное жертвоприношение по мнению ханафитских ученых является одобряемым действием (мубах), а по мнению других мазхабов – это желательно (сунна).
Совершить аль-акику – значит зарезать одну или двух овец за новорожденного и раздать мясо бедным и нуждающимся, дав им большую, целую часть туши, без разделения на части. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, учил сподвижников: «Акику необходимо резать за каждого младенца».
Сделать это лучше всего на седьмой день жизни ребенка. В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, говорится, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, зарезал за Хасана и Хусайна по две овцы на седьмой день, дал им имена и велел обрить головы.
Однако совершить акику можно и в другой день. Аиша сказала, что резать можно на седьмой, четырнадцатый и далее в любые дни. Также Айша сообщила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку – одну».
Смысл этого ритуала:
– выражение благодарности Аллаху, Дарующему блага– укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества– пожелание здоровья и сил младенцу– это своего рода искупление за ребёнка, с целью уберечь его от бед и искушений
– проявление радости при рождении младенца.
Необходимо:
– чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения, была годовалой
– чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков; не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, с выпавшими зубами или с отрезанными ушами. Но разрешается приносить в жертву, если есть маленькие недостатки, например, как сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.
Обрезание
Обрезание (циркумцизия) – это процедура иссечения крайней плоти, имеющая важное профилактическое врачебно-гигиеническое обрезание. Проводят данную операцию хирурги, специализирующиеся в андрологии. Сегодня обрезание – самая распространённая хирургическая операция в США, её проходят около 80% новорождённых мальчиков Америки. В Израиле эта цифра составляет 98%.
Обрезание на 7-й день, не считая день рождения, является предписанием пророков и посланников Аллаха. Мусульманам очень важно совершать обрезание мальчикам именно на седьмой день после рождения.
В хадисе говорится: «Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сделал обрезание своим внукам Хасану и Хусейну на седьмой день после рождения» («Аль-Муджам ас-сагир ат-Табарани» №891)
Единственной серьёзной причиной откладывания обрезания может быть слабость мальчика и медицинские показания. В этом случае можно отложить обрезание до получения медицинского дозволения.
С достижением совершеннолетия обрезание становится обязательным для мусульманина.
По статистике, грамотно проведённая операция обрезания способствует:
– снижению риска развития воспалительных заболеваний мочевых путей;– снижению вероятности заболевания венерическими болезнями, в том числе и ВИЧ;– уменьшению вероятности возникновения рака полового члена;
– снижению вероятности возникновения у жены пациента рака шейки матки.
Всевышний Аллах знает лучше
Источник: http://muslimclub.ru/islam/voprosi/25.html
Как дают имя ребенку у мусульман: сроки и порядок наречения
Каждому мусульманину Всевышним предписано выполнить важнейшую миссию – оставить после себя праведное потомство. Истинно верующие люди стремятся воспитывать в своих детях благой нрав с первых минут их жизни. Своеобразной «отправной точкой» в этом служит обряд имянаречения (или «исем кушу» у татар и ряда других тюркских народов).
Итак, несколько месяцев ожидания и подготовки к появлению нового члена семьи позади – долгожданный малыш возвращается с мамой домой. Имя для мальчика (или девочки) родители уже выбрали. Осталось дело за малым – провести процедуру наречения им согласно исламским канонам. Однако многие мусульманские пары задаются вопросом, когда и как правильно совершается этот обряд.
1. Срок
В исламской традиции принято проводить имянаречение на седьмой день после рождения ребёнка, т.к. это соответствует Пречистой сунне Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.). Однако существуют достоверные хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (с.г.в.
) делал эту процедуру и в первый же день. Основываясь на обоих вариантах, некоторые богословы сделали вывод, что имя желательно дать в течение первой недели жизни малыша.
Тем более, что в современных реалиях сделать это в день рождения невозможно в силу объективных факторов – младенец лежит с мамой в роддоме несколько дней.
Также важно не затягивать с обрядом. Ведь чем раньше мусульманин обретёт имя и услышит священные слова, тем более благовоспитанным он будет и тем раньше он будет защищён от козней Иблиса.
Если по какой-либо причине недельный срок был упущен, допускается наречение именем в любое иное время. Известно немало случаев, когда в роли «новорождённого» выступали взрослые люди (например, человек родился в атеистической семье, пришёл в ислам из другой веры или хочет сменить своё имя на более благозвучное).
2. Место и формат
Относительно места совершения обряда в исламских источниках нет конкретных указаний. Традиционно у мусульманских народов его проводят дома за праздничным столом с приглашением гостей.
И связано это с другим исламским обычаем – жертвоприношением в честь новорождённого (акика), которое делают как раз на 7-й день. Аиша (р.а.) рассказывала, что её достопочтенный супруг (с.г.в.
) совершил такой курбан ровно через неделю после появления на свет внуков Хасана и Хусейна, а также дал им имена. Одновременно с акикой сунной считается сбривание первых волос с головы младенца. Отметим, что оба ритуала относятся к категории мустахаб, т.е.
желательных для мусульман-родителей, а не ваджиб (обязательных). Часть мяса жертвенного животного идёт на угощение родственников, собравшихся у хозяев дома по случаю пополнения.
И хотя домашнее застолье считается более предпочтительным форматом мероприятия (способствует укреплению родственных связей, содержит элементы садака, наполняет благодатью жилище), некоторые родители проводят имянаречение в мечети или же приглашают к себе имама (либо просто знающего порядок процедуры мусульманина) без организации особоготоржества. Имя ребёнку может дать и сам отец. Как бы то ни было, следует исходить из материальных возможностей семьи, ведь Аллах судит о наших деяниях не по внешним проявлениям, а по намерениям.
3. Процедура
Ребёнка следует укутать в чистую белую пелёнку (как символ пожелания чисто й и светлой жизни), положить на подушку головой к кыйбле и прикрыть лицо.
С этого момента присутствующим на обряде необходимо соблюдать тишину и внимательно слушать человека, совершающего имянаречение. В качестве последнего может выступать только мужчина-мусульманин.
Он становится в полный рост, устремив свой взор в направлении Каабы, и произносит азан:
Аллааху Акбар – 4 раза
Ашхаду алля(а) иля(а)ха иллялЛаах – 2 раза
Ашхаду ання Мухаммадар-расуль улЛаах – 2 раза
Хяййа галя(а)с-саля(а)х – 2 раза, слегка поворачивая корпус вправо
Хяййа галя(а)л-фаля(а)х – 2 раза, слегка поворачивая корпус влево
Аллааху Акбар – 2 раза
Ля(а) иля(а)ха иллялЛаах – 1 раз
Так до сознания малыша доводятся базовые для любого мусульманина постулаты: что Господь миров велик и не имеет сотоварищей, что Мухаммад (с.г.в.) – Его посланник, что верующим не следует откладывать свою молитву, которая служит путём к спасению.
За азаном читают дуа:
«Аллахумма Рабба хаазихи дагъвати таммя. Вя саля(а)тиль кааимя. Ати Мухаммадан аль-Васиилятя вяль-фядыылятя, вя б’асху мяк’омян Мяхмуудян альлязии вя’адтяху. Иннякя ля тухлифуль-ми’аадь»
Смысловой перевод: «О, Аллах, Владыка данного призыва. А также данной совершаемой молитвы, приведи Мухаммада к Василе (т.е. дай ему достичь того, к чему он больше всего стремился) и к высокому положению, и направь его к месту хвалимому, которое Ты ему пообещал. Воистину, Ты всегда сдерживаешь обещания!»
И здесь наступает кульминационный момент обряда – чтец азана наклоняется над правым ухом ребёнка, трижды слегка дует и троекратно произносит негромко его имя и отчество (на любом языке). Например:
«Ты стала Аминой, дочерью Махмуда»
Далее проговаривается икамат (камат), текст которого идентичен азану, с той разницей, что никаких поворотов корпуса не делается, а после фразы «Хяййа галя(а)л-фаля(а)х» 2 раза произносят «Кад каамятис-саля(а)х». Нарекающий, склонившись над левым ухом новорождённого, вновь 3 раза дует и трижды повторяет его имя-отчество, как до икамата. Можно добавить:
«Появившемуся на этот свет сыну/дочери такого-то человека даём такое-то имя, которое соответствует Шариату, и являем его взору Аллаха. О, наш Господь, прими его (имя) и даруй Свою милость. Аминь»
Затем идут благие пожелания и делается дуа следующего содержания (пример):
«О, Господь! Пусть этот ребёнок возвысит религию ислам, будет воспитанным, добрым к своим родителям и почитает их. Пусть родители растят его в атмосфере любви, взаимного почитания и в здравии. Аминь»
На этом процедура имянаречения, в принципе, заканчивается, и малыша желательно унести в свою комнату. По сложившейся практике, если обряд проходит в формате застолья с приглашением имама, то перед тем, как собравшиеся приступят к трапезе, он дополнительно читает суры Корана и произносит небольшую проповедь (вагаз).
Источник: https://Islam.global/semya/deti/poryadok-imyanarecheniya-v-islame/
Азан и икамат
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению, в прошлые времена, когда не было громкоговорителей азан совершался муадзином с высокого места, к примеру, минарета мечети.
Азан и икамат в джамаате
Согласно Шариату для группы людей (джамаата) азан и икамат – это утвержденная сунна, которая узаконена для пяти молитв Аллаху, в том числе и во время путешествия. Окончательное их оставление не дозволено, поскольку являются внешним исламским обрядом.
Приводят слова Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ о том, что “Если наступит время молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”.
Азан и икамат для одного человека
Для одного лица постановления Шариата указывают, что азан и икамат являются сунной, что подтверждается рассказом Укъба бин Амира о том, как Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ сказал, что Аллах удивился, увидев пастуха, который дает азан, а затем совершает молитву, во время того, как находится со стадом на пастбище. Тогда Аллах Всемогущий сказал: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”.
Произносить призыв желательно даже человеку, который совершает намаз в одиночестве, и даже если он проходит дома или где-то в степи. Азан должен быть произнесен громко, даже если человек находится не в мечети.
Об этом говорится в хадисе, что Абу Саид аль-Худри свидетельствовал, что следует повысить свой голос, когда находишься в степи и пасешь овец и собираешься произнести азан перед тем, как совершать намаз, и что такое повеление он слышал от Посланника Аллаха ﷺ.
Мудрость азана и история его возникновения
Азан содержит в себе многоплановую мудрость: он оповещает мусульман о том времени и месте, когда и где будет совершаться молитва, он побуждает верующих к коллективному совершению молитвы, а также он побуждает беспечных мусульман, напоминая о совершении молитвы тем, кто забыл о ней, поскольку молитва является величайшей милостью Аллаха.
Призыв был узаконен на первый год хиджры, поскольку в то время появилась острая необходимость в том, чтобы был установлен какой-либо знак, который мог бы сообщать верующим о том, что наступило время молитвы.
Поначалу мусульмане не пришли к единому решению, но с наступлением ночи АбдуЛлаху ибн Зейду был ниспослан сон, в котором он видел человека, который нес колокол.
АбдуЛлах у него спросил, несет ли тот колокол на продажу, и человек ответил ему вопросом на вопрос, поинтересовавшись, что собирается с этим колоколом сделать АбдуЛлах, на что тот сообщил, что с помощью этого колокола он будет призывать верующих на молитву.
Человек, который нес колокол, предложил научить его кое-чему более полезному, и обучил АбдуЛлаха азану и икамату. АбдуЛлах наутро пошел к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему ﷺ о своем сне, на что Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал, что видение это правдивое и ему следует передать эти слова Билялю, поскольку он обладает более звонким и подходящим для этого голосом.
Азан, поистине, обладает рядом достоинств: все, чего достигал голос муаззина, будет свидетельствовать за него в Судный день перед Аллахом – будь то джинн, человек или любое живое существо. Достоинства его настолько велики, что, знай об этом люди, они бы вступали в соревнования за право делать азан, — так говорил Пророк Мухаммад ﷺ.
Условия азана
Для того, чтобы азан с икаматом считались действительным, человек, который их совершает, должен соблюдать ряд условий:
- быть мусульманином;
- мужчиной (женщине не дозволено совершать азан, но можно негромко читать икъамат);
- должен находиться в трезвом рассудке и разуме;
- должна быть соблюдена очередность слов, а сами его слова должны произноситься непрерывно, без большого перерыва;
- совершение азана при наступлении времени для совершения молитвы;
- звуки должны произноситься четко, а сам текст растягивать так, как того требуют соответствующие правила арабского языка;
- при совершении азана запрещается чрезмерно распевать его, особенно если это приводит к тому, что буквы, харакаты изменяются, либо если это ведет к добавлению или убавлению звуков;
- действительными будут являться азан и икамат, совершенные несовершеннолетним, но различающим мальчиком-мумайизом (то есть отличающим уже мужчин и женщин);
- также призыв будет действительным, если человек проспал время молитвы или забыл ее вовремя совершить.
Сунна при чтении азана и икамата
Желательные действия при совершении азана и икамата предполагают:
- желательно их произносить стоя, а сидя читать нежелательно, если есть возможность делать это стоя;
- муадзин, должен быть обращен лицом к Кибле;
- читающему следует находиться в состоянии малого и полного омовения;
- обходить минарет во время совершения призыва нежелательно, хотя это не касается тех случаев, если город большой;
- когда муэдзин собирается провозгласить призыв на молитву, ему следует встать на возвышенность, лучше всего, если это будет минарет. При отсутствии минарета можно произносить с крыши мечети. Сейчас на крышах мечетей устанавливают громкоговорители, и муэдзины могут прочитать азан в мечети, стоя. Если же громкоговоритель неисправен или отключили электричество, муэдзин должен следовать тем правилам, которые указаны ранее;
- азан и икамат следует провозглашать одному и тому же человеку;
- желательно, чтобы у муадзина был красивый и громкий голос;
- икамат в отличие от азана произносится негромко, на возвышенность подниматься не нужно. Это следует сделать только тогда, когда есть вероятность, что не все смогут услышать икамат;
- между азаном и икаматом нужно протянуть время, чтобы верующие могли завершить суннат-намазы и собраться на намаз.
Слова азана
Текст азана на арабском языке
Форма призыва должна быть такова с переводом на русский язык:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах, хаййа‘аля-съ-съалях! Хаййа‘аля-съ-съалях! Хаййа‘аляль-фалях! Хаййа‘аляль-фалях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллах». | «Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик, Аллах Велик, Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, Я свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, Я свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха, Я свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха, Спешите на молитву! Спешите на молитву! Спешите к спасению! Спешите к спасению! Аллах Велик, Аллах Велик, Нет бога кроме Одного Аллаха». |
Текст азана с транскрипцией
Существует еще одно установления относительно азана: при произнесении призыва к утренней молитве следует добавлять после произнесения «Хаййа‘аляль-фалях!» слова “Асъ-съаляту хъайрун мина-н-наум” дважды. Об этом говорится в хадисе, который привел Абу-Дауд, в котором рассказывается о том, что Посланник Аллаха ﷺ предписывал говорить эти слова.
Прослушать азан
Послушайте азан в mp3 формате, приведены разные муадзины, вы также можете скачать азан нажав на кнопку скачивания напротив аудио-дорожки .
Мишари Рашид:
Азан из Мекки:
Утренний азан с добавлением дополнительной фразы:
Как ведет и что говорит слушающий азан
Тем, кто слышит призыв, также предписываются определенные действия, которые он должен совершить: он должен вслед за муаззином повторять все слова, кроме слов “Хаййа‘аля-съ-съалях! Хаййа‘ аляль-фалях!”: вместо этих слов он должен говорить: “Ля хауля уа ля къууата илля биЛлах” (перевод с арабского «Нет мощи и нет силы кроме как у Аллаха»).
По завершении призыва необходимо произнесение слова “Ашхаду ан ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху, уа анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, радыйту би-Ллахи раббан, уа би-Мухаммадин расулян, уа билль-ислями динан”.
Дуа читаемое после окончания азана
Также по завершению азана следует просить благословения для Пророка Мухаммада, сказав после этого слова “Аллахумма рабба хазихи д-да‘ати т-таммати, уасъ-съалятиль-къаимати, ати Мухаммадан аль-уасилята уаль-фадылята, уа б‘асьху макъаман махьмудан аллязьи уа‘адтаху”.
Между азаном и икаматом следует совершать дуа, поскольку та мольба, которая будет произнесена между ними, отвергнутой не будет – об этом свидетельствовал сам Пророк Мухаммад ﷺ.
После совершения призыва запрещается произносить слова приветствия и благословения Пророка Мухаммада ﷺ громкими голосом. Не следует также после того, как тот, кто говорит икамат, проговорит “Къад къамати съ-съаляту”, произносить слова “Акъамаха Ллаху уа адамаха”.
Слова икамата
Икамат на арабском
Форма икамата по ханафитскому мазхабу: «Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза). Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза). Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза). Хайя ‘аля ссоля (два раза). Хайя ‘аляль-фаляях (два раза). Кад каматис-саляту кад каматис-саля. Аллааху акбарул-лааху акбар. Ля иляха илляллах.
Прослушайте икамат представителя Стамбульского Муфтията Эрхана, по ханафитскому мазхабу:
Слова икамата по шафиитскому мазхабу: Аллаху акбарул-лаху акбар. Ашхаду алля иляха илляллах. Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах. Хайя ‘аля ссаляя. Хайя ‘аляль-фаляях. Кад каматис-саляяту кад каматис-саля. Аллаху акбарул-лаху акбар. Ля иляха илляллах».
Прослушайте икамат в чтении Мухаммада аль Лухайдина по шафиитскому мазхабу:
Перевод на русский язык: «Аллах Велик, Аллах Велик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха. Спешите на молитву, спешите к спасению. Становитесь уже на молитву, становитесь уже на молитву. Аллах Велик, Аллах Велик. Нет бога, кроме Аллаха».
Некоторые аспекты
Икамат и азан – важные сунны, поскольку в первые столетия существования Ислама в мире мусульмане соблюдали их очень строго, в шариате и мусульманском мире существует несколько постановлений относительно них. Рассмотрим ряд вопрос связанных с данной темой.
При объединении двух молитв, как читаются азан и икамат?
Если объединяют две молитвы, это может быть зухр (обеденная) или аль-аср (послеобеденная), то можно произнести азан только один раз, а икамат произнести потом каждый раз отдельно для каждой молитвы. Икамат можно не повторять, если он уже был произнесен, а с началом молитвы возникла задержка.
Ошибки при произнесении слов азана
Муаззин должен следить за тем, чтобы не допускать в произношении слов призыва ошибок.
Среди таких ошибок может быть вопросительная интонация, которая слышится, если в начале слова добавляют букву “хамза” — “ААллаху ААкбар?”.
Ошибкой также будет протягивание звука «а» в слове «акбар» после буквы «б» — “Аллаху Акбаар”. Еще одна распространенная ошибка – когда добавляют в значении «и» буквы “уау” — “Аллаху уа Акбар”.
Если молящийся читает дополнительную молитву и услышал икамат
Еще одно постановление касается дополнительной молитвы: ее не разрешается начинать, если уже дан икамат к началу обязательной коллективной молитвы. Если же дан был икамат уже после того, как человек начал дополнительную молитву, то он может довести эту молитву до конца, если до конца осталось немного.
Если же, чтобы завершить дополнительную молитву требуется еще много времени, то молитву следует прервать без таслима, и потом присоединиться к имаму для совершения обязательной коллективной молитвы.
Если собираешься уходить из мечети и застал азан или икамат
Бывают ситуации, когда кто-то находится в мечети и там его застал азан или икамат. В таком случае следует не выходить из мечети, если нет на то действительно уважительной причины. Об этом свидетельствовал Абу Хурейра, когда рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ повелел не выходить из мечети, если его там застал призыв к молитве, пока молитва не будет совершена.
Как совершается азан на другие необязательные молитвы, но читаемые джамаатом?
Только призывы на пятикратные ежедневные намазы требуют совершения азана – для всех остальных намазов призывают по-другому. Для примера, на намазы праздничные или по случаю затмения, которые совершаются обычно коллективно, совершают призыв «ас-Салату джамиа».
Как читать икамат если группа мусульман находится в путешествии и они совмещают молитвы в мечети, прочитав обязательную молитву со всеми прихожанами мечети, как им прочитать вторую молитву?
Если группа совершила в мечети коллективный намаз и молящиеся по окончании молитвы покидают мечеть, а в это время другая группа путников собираются сказать призыв на следующий намаз, то в этом случае призыв нужно сказать не слишком громко, чтобы покидающая мечеть группа не подумала, что это уже звучит призыв к следующему намазу и не стала возвращаться в мечеть.
Как читается азан и икамат для нескольких пропущенных обязательных молитв?
И для своевременных намазов совершают призыв, и для возмещаемых, но если возмещаемых намазов больше, чем один, то для первого возмещаемого намаза произносят азан и икамат, а для всех остальных читают только икамат. Это же касается тех ситуаций, когда человек совершает первым намаз возмещаемый, а после совершает намаз своевременный.
Можно ли женщине прочитать азан и икамат?
Чтение азана для женского коллективного намаза нежелательно, но желательно чтение икамата, который одна из мусульманок должна сказать негромко.
Если ошибся в чтении азана или икамата
Если читающий азан или икамат нарушил общепринятый порядок чтения, то необходимо продолжать с того места, до которого порядок соблюдался. Если даже всего одно слово будет пропущено, то к этому слову нужно вернуться, его прочитать, а дальше продолжить чтение с этого слова.
Источник: https://medinaschool.org/library/creed/namaz/azan-i-ikamat