Когда дают имя новорожденному мусульманину

Содержание

Какие имена недопустимо давать детям в исламе

Когда дают имя новорожденному мусульманину

Мусульмане придают большое значение именам, которые носят люди. Последователи пророка Мухаммеда называют своих детей, как положено в соответствии с религией.

Принимая ислам, ранее принадлежавший к другой конфессии человек обязан сменить имя. Но его выбор — дело не простое, ведь мусульманина не могут звать, как угодно.

Для приверженцев этой религии существуют запрещенные и нежелательные имена.

Какими они должны быть?

Поскольку ислам зародился на арабской земле, большинство ученых-богословов считают, что наиболее подходящими для мусульман являются имена коренных жителей Палестины, Иордании, Кувейта, Бахрейна, ОАЭ и соседних с ними государств. Как правило, после принятия ислама различные народы заимствуют арабские имена, чтобы подчеркнуть свою приверженность этой религии.

Впрочем, этот процесс многосторонний. И представители разных народов часто дают своим детям персидские, турецкие, киргизские, малайские, берберские, таджикские и другие имена. Хотя арабские богословы не рекомендуют жителям своих стран их перенимать.

Распространяя ислам на другие страны, они тем самым пытаются усилить свое политическое и культурное влияние.

Население государств, перенявших арабские имена, по определению, должно лояльно относиться к наставлениям со стороны представителей ОАЭ или Саудовской Аравии, к примеру.

Это не значит, что жители разных стран, приняв ислам, обязаны отказаться от своей национальной идентичности. Просто мусульманин должен четко понимать, что означает то или иное имя, и быть уверенным, что оно не противоречит религиозным канонам.

«Правильными» считаются имена, если они:

легко запоминаются; имеют хорошее значение; благозвучные; не слишком длинные; их носили сподвижники пророка, праведники.

Нежелательные имена

Исламский богослов Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджжид после анализа религиозных текстов составил подробный список имен, которые не подобает давать мусульманским детям.

1. В частности, нежелательно, если имя человека не соответствует его национальности и социальной среде, в которой он живет. Это может создать проблемы самому человеку.

2. Неблагозвучные имена часто вызывают насмешки, что способно негативно отразиться на мировосприятии их носителей.

3. Имена девочек не должны иметь эротического значения, иначе у них могут выработаться ложные стереотипы в поведении. К нежелательным относятся: Мигнадж (игривая, кокетливая), Фатен (очаровывающая, соблазняющая), Гада (привлекательная походка), Висаль (сексуальная) и некоторые другие.

Имя Асия (непокорная, своенравная) тоже не подходит, так как оно может повлиять на поведение девочки: «Раз родители меня так назвали, они хотят, чтобы я была такой».

4. Не одобряют мусульманские богословы и обычай давать детям имена в честь известных актеров, певцов, музыкантов. Поклоняться кому-то подобно идолу, они считают недостойным. Особенно плохо, если кумир ведет «неправедный» образ жизни, ведь ребенок может взять пример с такого человека.

5. Не стоит называть детей и в честь политических деятелей, запятнавших свою репутацию, а также фараонов Древнего Египта и правителей прошлого, повинных в преступлениях против целых народов.

6. Нежелательны и имена, указывающие на какой-либо грех или преступление. Например, Саррак (вор) или Залим (тиран, деспот).

7. Если имя распространено среди представителей народов, основная часть которых не исповедует ислам, то оно тоже не подходит. Как Джон, Иван, Жан, Хуан, Йохан или Джованни.

8. Некоторые люди могут назвать своего ребенка в честь какого-либо животного или птицы. Это допустимо, если речь идет о подчеркивании положительных качеств тех или иных представителей фауны: смелость, сила, мудрость, благородство. Но не стоит использовать названия животных, которые могут быть восприняты как оскорбление. Например, Тейс (козел) или Химар (осел) и т.п.

9. Мужские имена, которые заканчиваются на «аль-ислам» или «ад-дин» (религия), мусульманские богословы считают слишком хвастливыми и нескромными. Они не рекомендуют людям возвеличивать своих сыновей: ведь мужчины должны сами проявить свои лучшие качества, тогда их будут уважать другие.

Нежелательны, к примеру, такие имена: Зияуддин (сияние религии), Нуруддин (свет религии), Захабуддин (золото религии), Нурулислам (свет ислама), Сайфулислам (меч ислама), Насеруддин (помощник религии), Масуддин (алмаз религии) Мухъиддин (оживляющий религию) и т.д.

10. Имена с другими окончаниями тоже могут быть нескромными. Так, Барра (благочестивая), Абид (поклоняющийся) илиТакъи (богобоязненный) порой не соответствуют их носителям, как и Хаким аль-Хуккам (правитель правителей), Ситтунниса (госпожа всех женщин), Шахиншах (шах всех шахов).

11. По мнению отдельных богословов, не стоит называть детей именами ангелов: Джабраил, Исрафил, Микаил и другие. Иранское имя Ферешта (ангел) тоже относится к нежелательным, как и Маляк, которое значит «ангел» по-арабски.

11. Называть детей в честь известных сур Корана (Ясин, Таха, Хамим) тоже не правильно, по мнению богословов.

Запрещенные имена

Существуют имена, которые прямо запрещены в исламе. По идее, узнав об этом, их носители должны тут же назваться как-нибудь по-другому, если они правоверные мусульмане.

1. Категорически нельзя давать детям имена Всевышнего, у которого их немало. Давайте перечислим: Аллах, Аль-Халик (создатель), Малик-аль-мулюк (царь царей), Аль-Куддус, Ар-Рахман, Аль-Ахад, Аль-Хакам, Ас-Самад, Аль-Джаббар, Ар-Раззак, Аль-Мутакаббир, Аль-Ахир, Аль-Авваль, Аллямуль-гуюб и Аль-Батын.

Считается, что самым неугодным Всевышнему именем является Малик-аль-мулюк, поскольку царем всех царей может быть только Создатель. Называться так — это прямо бросать вызов его верховной власти.

2. Под строгим запретом находятся имена, значение которых может соответствовать лишь пророку: Сайид-Валяд-Адам (господин сынов Адама), Сайидуль-кулль (господин всех) и Сайидуннас (господин людей).

3. Как известно, арабское слово «абд» означает «раб». И хотя существует много имен, начинающихся так, мусульманин не может назвать своего сына иначе, чем Абдалла или Абдулла (раб Аллаха).

То есть, под запрет попали: Абдулузза (раб аль-Уззы), Абдуддар (раб ад-Дара), Абдулкааба (раб Каабы), Абдуали (раб Али), Абдулмасих (раб Мессии), Абдулхусейн (раб аль-Хусейна), Абдулхаджар (раб камня), Абдуннаби (раб пророка), Абдушамс (раб Солнца) и т.п.

Известно, что некие Абдулкааба и Абдулхаджар после встречи с пророком Мухаммедом сменили свои имена на легитимноеАбдулла.

4. Разумеется, имена языческих богов и идолов, которым поклоняются разные люди, для последователей ислама находятся под строжайшим запретом. Это и древнегреческий Зевс, и ацтекский Тонатиу, и Эрзули-Фрэда из пантеона вуду, и скандинавская Фригг, и славянская Лада, и многие другие. Среди иранцев встречаются Санам (идол) и Элаха (богиня), они тоже в «черном списке».

5. И конечно, недопустимы имена, имеющие отрицательную смысловую окраску. Например, шайтанов (демонов) зовутХанзаб и Иблис, но правоверных мусульман так называть нельзя. Некоторые родители почему-то дают своим детям и более страшные имена. Таким является Джаханнам (ад), оно тоже под запретом.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43965003-kakie-imena-nedopustimo-davat-detyam-v-islame/

Как дают имя ребенку у мусульман: сроки и порядок наречения

Когда дают имя новорожденному мусульманину

Каждому мусульманину Всевышним предписано выполнить важнейшую миссию – оставить после себя праведное потомство. Истинно верующие люди стремятся воспитывать в своих детях благой нрав с первых минут их жизни. Своеобразной «отправной точкой» в этом служит обряд имянаречения (или «исем кушу» у татар и ряда других тюркских народов).

Итак, несколько месяцев ожидания и подготовки к появлению нового члена семьи позади – долгожданный малыш возвращается с мамой домой. Имя для мальчика (или девочки) родители уже выбрали. Осталось дело за малым – провести процедуру наречения им согласно исламским канонам. Однако многие мусульманские пары задаются вопросом, когда и как правильно совершается этот обряд.

1. Срок

В исламской традиции принято проводить имянаречение на седьмой день после рождения ребёнка, т.к. это соответствует Пречистой сунне Заключительного посланника Аллаха (с.г.в.). Однако существуют достоверные хадисы, указывающие на то, что Пророк Мухаммад (с.г.в.

) делал эту процедуру и в первый же день. Основываясь на обоих вариантах, некоторые богословы сделали вывод, что имя желательно дать в течение первой недели жизни малыша.

Тем более, что в современных реалиях сделать это в день рождения невозможно в силу объективных факторов – младенец лежит с мамой в роддоме несколько дней.

Также важно не затягивать с обрядом. Ведь чем раньше мусульманин обретёт имя и услышит священные слова, тем более благовоспитанным он будет и тем раньше он будет защищён от козней Иблиса.

Если по какой-либо причине недельный срок был упущен, допускается наречение именем в любое иное время. Известно немало случаев, когда в роли «новорождённого» выступали взрослые люди (например, человек родился в атеистической семье, пришёл в ислам из другой веры или хочет сменить своё имя на более благозвучное).

2. Место и формат

Относительно места совершения обряда в исламских источниках нет конкретных указаний. Традиционно у мусульманских народов его проводят дома за праздничным столом с приглашением гостей.

И связано это с другим исламским обычаем – жертвоприношением в честь новорождённого (акика), которое делают как раз на 7-й день. Аиша (р.а.) рассказывала, что её достопочтенный супруг (с.г.в.

) совершил такой курбан ровно через неделю после появления на свет внуков Хасана и Хусейна, а также дал им имена. Одновременно с акикой сунной считается сбривание первых волос с головы младенца. Отметим, что оба ритуала относятся к категории мустахаб, т.е.

желательных для мусульман-родителей, а не ваджиб (обязательных). Часть мяса жертвенного животного идёт на угощение родственников, собравшихся у хозяев дома по случаю пополнения.

И хотя домашнее застолье считается более предпочтительным форматом мероприятия (способствует укреплению родственных связей, содержит элементы садака, наполняет благодатью жилище), некоторые родители проводят имянаречение в мечети или же приглашают к себе имама (либо просто знающего порядок процедуры мусульманина) без организации особоготоржества. Имя ребёнку может дать и сам отец. Как бы то ни было, следует исходить из материальных возможностей семьи, ведь Аллах судит о наших деяниях не по внешним проявлениям, а по намерениям.

3. Процедура

Ребёнка следует укутать в чистую белую пелёнку (как символ пожелания чисто й и светлой жизни), положить на подушку головой к кыйбле и прикрыть лицо.

С этого момента присутствующим на обряде необходимо соблюдать тишину и внимательно слушать человека, совершающего имянаречение. В качестве последнего может выступать только мужчина-мусульманин.

Он становится в полный рост, устремив свой взор в направлении Каабы, и произносит азан:

Аллааху Акбар – 4 раза

Ашхаду алля(а) иля(а)ха иллялЛаах – 2 раза

Ашхаду ання Мухаммадар-расуль улЛаах – 2 раза

Хяййа галя(а)с-саля(а)х – 2 раза, слегка поворачивая корпус вправо

Хяййа галя(а)л-фаля(а)х – 2 раза, слегка поворачивая корпус влево

Аллааху Акбар – 2 раза

Ля(а) иля(а)ха иллялЛаах – 1 раз

Так до сознания малыша доводятся базовые для любого мусульманина постулаты: что Господь миров велик и не имеет сотоварищей, что Мухаммад (с.г.в.) – Его посланник, что верующим не следует откладывать свою молитву, которая служит путём к спасению.

За азаном читают дуа:

«Аллахумма Рабба хаазихи дагъвати таммя. Вя саля(а)тиль кааимя. Ати Мухаммадан аль-Васиилятя вяль-фядыылятя, вя б’асху мяк’омян Мяхмуудян альлязии вя’адтяху. Иннякя ля тухлифуль-ми’аадь»

Смысловой перевод: «О, Аллах, Владыка данного призыва. А также данной совершаемой молитвы, приведи Мухаммада к Василе (т.е. дай ему достичь того, к чему он больше всего стремился) и к высокому положению, и направь его к месту хвалимому, которое Ты ему пообещал. Воистину, Ты всегда сдерживаешь обещания!»

И здесь наступает кульминационный момент обряда – чтец азана наклоняется над правым ухом ребёнка, трижды слегка дует и троекратно произносит негромко его имя и отчество (на любом языке). Например:

«Ты стала Аминой, дочерью Махмуда»

Далее проговаривается икамат (камат), текст которого идентичен азану, с той разницей, что никаких поворотов корпуса не делается, а после фразы «Хяййа галя(а)л-фаля(а)х» 2 раза произносят «Кад каамятис-саля(а)х». Нарекающий, склонившись над левым ухом новорождённого, вновь 3 раза дует и трижды повторяет его имя-отчество, как до икамата. Можно добавить:

«Появившемуся на этот свет сыну/дочери такого-то человека даём такое-то имя, которое соответствует Шариату, и являем его взору Аллаха. О, наш Господь, прими его (имя) и даруй Свою милость. Аминь»

Затем идут благие пожелания и делается дуа следующего содержания (пример):

«О, Господь! Пусть этот ребёнок возвысит религию ислам, будет воспитанным, добрым к своим родителям и почитает их. Пусть родители растят его в атмосфере любви, взаимного почитания и в здравии. Аминь»

На этом процедура имянаречения, в принципе, заканчивается, и малыша желательно унести в свою комнату. По сложившейся практике, если обряд проходит в формате застолья с приглашением имама, то перед тем, как собравшиеся приступят к трапезе, он дополнительно читает суры Корана и произносит небольшую проповедь (вагаз).

Источник: https://Islam.global/semya/deti/poryadok-imyanarecheniya-v-islame/

Что мусульмане делают при рождении ребёнка?

Когда дают имя новорожденному мусульманину

Исламом чётко оговорены положения, связанные с рождением ребёнка и которых следует придерживаться для того, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под Божьей благодатью, под благотворным воздействием исламской традиции.

После рождения ребёнка

В случае наличия возможности и если здоровье малыша позволяет, следует его искупать. После этого следует произнести азан в его правое ухо и икамат – в левое. Азан может произнести отец ребёнка или взрослый мусульманин.

Священные слова азана и икамата должны быть первыми словами, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Господа, содержат формулу единобожия, признание которой делает человека мусульманином.

После азана и икамата предпочтительно произнести следующее дуа: «Аллаhумма иннии у'изуhу бика ва зуррийятаhу минаш-шайтаанир-раджиим».

Смысл: «О, Аллах! Прошу Тебя защитить его и его потомство от сатаны, изгнанного и побиваемого» (сура «Аль-Имран»).

Далее произнесите суру «аль-Ихляс».

Прочтите: «Аллаhумма 'аллимhу-ль-китааба валь-хикмата ва фаḱḱыhhу фид-диин».

Смысл: «О Аллах! Обучи его Корану и мудрости (Сунне) и осени его пониманием религии».

Можно также произнести: «Аллаhуммадж 'альhу барран таḱыйян ва амбитhу филь-Ислями набатан ẍасана».

Смысл: «О Аллах! Сделай его праведным и богобоязненным и дай ему преуспеть в Исламе прекрасным образом».

Плацента и пуповина

Следует уважительно обращаться с плацентой и пуповиной и закопать их с должной заботой, поскольку это части человеческого тела. Выбрасывание в качестве мусора и сжигание в печи неприемлемо. Мёртвое тело человека, а также части его тела и органы не следует ни кремировать, ни выбрасывать.

Тахник

Тахник подразумевает вкладывание крохотной части разжёванной сладости в рот младенца, желательно чтобы данным веществом являлись финики. Мёд или что-нибудь сладкое могут послужить их идеальной заменой. Тахник является сунной.

Посланник Божий ﷺ сам совершал тахник многим сподвижникам – например, Абдулле бин Зубайру и Абдулле бин Тальхе (да будет Господь доволен ими).

Пророк ﷺ совершил тахник не только указанным двум сподвижникам, но и многим другим. Как передавала мать правоверных Айша (да будет Господь доволен ею), приносить своих детей Посланнику Всевышнего ﷺ для тахника и благословения было обычной практикой среди сподвижников.

Цель тахника в том, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребёнка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом.

Тахник может совершить праведный член семьи или мать ребёнка. Если по той или иной причине тахник пропущен, в этом нет ни вреда, ни греха.

Бритьё головы младенца и жертвоприношение

На седьмой день после рождения согласно Сунне Пророка Мухаммада ﷺ желательно побрить голову младенца, а серебро, вес которого равен весу волос, следует раздать в благотворительных целях (садака).

(Прим.: при определении седьмого дня дату рождения следует считать первым днём.)

Забой животного за ребёнка на седьмой день тоже является желательным. В целях акыки следует заколоть двух овец или коз за мальчика и одну овцу или козу за девочку (в обоих случаях имеются в виду животные любого пола).

Также является желательным дать имя ребёнку в тот же самый день. Однако есть и другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребёнка. Посланник Аллаха ﷺ назвал своего сына в день его рождения в честь Пророка Ибрахима (мир ему).

В одном из хадисов передаётся, что Пророк ﷺ совершил жертвоприношение за Хасана и сказал Фатиме удалить его волосы и раздать милостыню в размере, равном серебру, соответствующему по весу удалённым волосам.

Совершая акыку, следует произнести следующее дуа:

«Аллаhумма hазиhи Аḱыḱату (имя ребёнка), дамуhа би дамиhи ва ляẍмуhа би ляẍмиhи ва 'азмуhа би 'азмиhи ва джильдуhа би джильдиhи ва ша'руhа би ша'риhи. Аллаhуммадж 'альhа фида-а ибни мина-н-нар».

Перевод: «О Аллах! Приношу в жертву это животное во имя Твоё за своего ребёнка, в качестве замены, кровь за кровь, плоть за плоть, кости за кости, кожу за кожу и волосы за волосы. О Аллах! Прими эту жертву в качестве защиты моего ребёнка от огня ада».

Обрезание (хатна)

Обрезание является сунной для лиц мужского пола. Оно должно быть произведено до достижения ребёнком совершеннолетия, но предпочтительным является, чтобы обрезание было проведено на седьмой день рождения мальчика. До обрезания следует принять во внимание здоровье ребёнка и убедиться, что обрезание осуществляется опытным врачом.

Имянаречение ребёнка

Законным правом каждого младенца является получение подходящего исламского имени.

Ислам поощряет нас выбирать для своих детей хорошие имена с хорошими значениями.

Посланник Божий ﷺ советовал подбирать такие имена из-за того, что имя человека влияет на его жизнь. Выбираемое для ребёнка имя также является важным источником религиозного отождествления. Поэтому поощряется выбор мусульманами имён пророков, сподвижников и праведных личностей.

Сегодня многие родители-мусульмане, желая подобрать «уникальное» или «идеальное» имя, выбирают неподходящие имена. Дети-мусульмане получают совершенно бессмысленные имена или же такие, которые несут негативный смысл. Такое пренебрежение противоречит духу хадисов и пренебрегает исламским правом ребёнка на получение подходящего имени.

Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «В Судный День вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами».

Посланник Господа ﷺ сказал: «Правом ребёнка является то, чтобы его отец дал ему хорошее имя, а когда тот достигнет совершеннолетия, должен поженить его, и он должен обучить его Корану».

Айша (да будет Господь доволен ею) передавала, что Посланник Аллаха ﷺ обычно менял плохие имена.

Мы советуем, чтобы до окончательного утверждения выбранного имени оно было проверено учёным-алимом.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43409

Традиции Ислама по случаю рождения ребёнка

Когда дают имя новорожденному мусульманину

Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, предписанных по случаю рождения ребёнка. Таким образом, дальнейшее воспитание ребенка непосредственно связано с ними.

1. Обряды и традиции при рождении ребёнка

Извещение о рождении ребёнка и поздравления.

Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому, мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является Сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллаh, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка. И дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца отца и матери радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате крепнет согласие и дружеские связи в обществе. О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана.

Так Всевышний сказал: «О Закария, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которого Яхъя».

Чтение аль-азана и аль-икамата

Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого аль-азан, а в левое – аль-икамат. Это Сунна.

В хадисе, переданном от Али, рассказывается: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца аль-азан, а в левое – аль-икамат».

Также, по свидетельству Ибн Аббаса, Пророк (мир ему и благословение) прочитал в правое ухо своего внука Хасана аль-азан, а в левое – аль- икамат.

Чтения аль-азана и аль-икамата в уши ребёнка заключается в следующем. Первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире будут слова возвеличивания и восхваления Аллаhа и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), а также призыв к служению Аллаhу, к благочестию и добру.

Ат-тахник

Следующим Суннатом по случаю рождения ребёнка является ат-тахник. Он заключается в протирании слева и справа дёсен младенца мякотью спелого финика. Если нет фиников, можно использовать любую сладость например мёд.

О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса: «Когда у меня родился сын, я привёл его к Пророку (мир ему и благословение).

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) назвал его Ибраhимом и протёр его десны мякотью финика».

Бритьё головы

Желательнона седьмой день жизни ребёнка брить волосы на голове. Волосы младенца неследует выкидывать. Их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос золото или серебро родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

  • бритьё головы укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
  • раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; этим проявляется социальная солидарность между мусульманами;

О желательности бритья головы есть хадис, рассказанный Анасом: Пророк (мир ему и благословение) велел побрить волосы Хасана и Хусайна на седьмой день после рождения.

Потом он взвесил их и соответствующие их весу серебро раздал как милостыню. Соблюдение этих обрядов, желательные, и является очень значительным и богоугодным делом.

С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение.

2. Имянаречение и его правила

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя — составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание данному вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу. Приведём некоторые из них.

Время имянаречения

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «Каждый младенец связан с акикой, на седьмой день после рождения сбривают голову, дают имя, режут за него акику». Из этого хадиса следует, что одобряется дать имя ребёнку на седьмой день.

Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения.

Из предыдущих двух хадисов следует, что дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого — по усмотрению родителей.

Ритуал аль-Акика и его нормы

Совершить аль-Акику – значит зарезать одну или двух овец за новорождённого и раздать мясо бедным и нуждающимся. О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах.

Передано что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) учил сподвижников: «Акику необходимо резать за каждого младенца. Кроме этого, на седьмой день от рождения, дают ему имя и сбривают голову.

Также Айша сообщила, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение) сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку – одну».

Предпочтительное время для акики. 

Как уже отмечалось в предыдущих хадисах, резать овцу за младенца лучше всего на седьмой день жизни ребенка. Это подтверждает и другой хадис, переданный от Айшы. В нём говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) принес в жертву за Хасана и Хусайна по две овцы на седьмой день, дал им имена и велел обрить головы.

Но совершение акики не ограничивается только этим днём. Так Айша жена Пророка (мир ему и благолсовение) сказала, что резать можно на седьмой, четырнадцатый и далее в любые дни.

Принесение в жертву овцы одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну.

В крайнем случае, можно и за мальчика зарезать одну.

Нежелательно разбивать кости зарезанного животного.

При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость, каждый сустав надо отделить.

О нежелательности разбивания костей говорится в хадисе, переданном Джа'фаром.

Когда Фатима совершила акику за Хасана и Хусайна Посланник Аллаha (мир ему и благословение) сказал: «Отправьте мясо беднякам и скажите: «Пусть едят мясо и не разбивают его костей!».

Смысл этого ритуала:

  • показать значимость этого вида садака беднякам и соседям, дав большую, целую часть туши, без разделения на части;
  • пожелание здоровья и сил младенцу.

Нормы, связанные с акикой

Необходимо:

  • чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения, была годовалой;
  • чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков; не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, с выпавшими зубами или с отрезанными ушами. Но разрешается приносить в жертву, если есть маленькие недостатки, например, как сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.

Польза от акики.

  • Это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаhу, Дарующему блага.
  • Это своего рода искупление за ребёнка, с целью уберечь его от бед и искушений.
  • Проявление радости при рождении младенца.

Обрезание

Большинство алимов говорит, что совершить обрезание ребёнку нужно до совершеннолетия (зрелости). Желательно сделать обрезание в детском возрасте, как можно скорее. Есть хадис, в котором говорится, что Посланник (мир ему и благословение) принес в жертву овец за Хасана и Хусайна и сделал им обрезание на седьмой день после рождения.

Обрезание имеет религиозный смысл, а также полезно с точки зрения медицины и гигиены.

Это следование пути Ибраhима – отца пророков; Это выполнение предписаний Аллаhа и Сунны Пророка (мир ему и благословение).

Все предписания и желательные действия, о которых было рассказано выше: поздравление, бритьё головы, ат-тахник, аль-акика, имянаречение, обрезание имеют огромное влияние на жизнь ребенка.

Совершение их необходимо, так как они приносят детям пользу, дают им здоровье и силу.

Если родители прилагают максимум усилий для претворения в жизнь сунны Посланника Аллаhа (мир ему и благословение) в отношении новорождённых, то это, по воле Аллаhа, станет причиной благодарности детей в будущем.

Источник: https://islam.life/archives/2263/

Татарские обряды, связанные с рождением ребенка

Когда дают имя новорожденному мусульманину

Это был акт приобщения ребенка к семейному и отчасти к более широкому коллективу. Кроме того, данные обряды выражали чувства радости и надежды в связи с появлением нового члена семьи.

Татары считали, что женщина должна рожать и тем самым способствовать увеличению семьи и населения аула в целом. Молодая бесплодная женщина становилась объектом пересудов, сплетен окружающих. Таких женщин называли «корык» (пустоцвет).

В отсутствии детей виновной всегда считалась женщина.

Многодетные семьи встречали одобрение общества. Рождение ребенка рассматривалось как важное событие. Особенно большую радость родителям доставляло рождение сына, хорошим предзнаменованием считалось и рождение близнецов.

Беременную женщину окружали в известной мере заботой. Так, на пятом-шестом месяце беременности ей поручали сравнительно легкую работу, на ночь ее не оставляли одну в пустой избе, так как, согласно существовавшим поверьям, злые духи могли подменить или умертвить ребенка даже в утробе матери. Поэтому в отсутствие мужа и других членов семьи к ней на ночь приглашали старуху-соседку.

Цикл обрядов, связанных с рождением ребенка, как правило, включал следующие элементы:

обряды от сглаза

Как отмечают источники, повсеместно роды принимали бабки-повитухи2. Роды происходили дома на нарах. Повивальная бабка или опытная пожилая женщина перерезала пуповину ребенка, положив ее на серебряную монету. Этот обычай, по представлению татар, обеспечивал новорожденному крепкое, как металл, здоровье и богатство.

Пуповину вместе с последом заворачивали в чистую тряпку и закапывали в землю, выбрав для этого чистое место во дворе. В некоторых местах у татар существовал обычай сохранять пуповину новорожденного: ее заворачивали в тряпку или кожу и хранили в щели между матицей и досками потолка.

По поверьям, эта пуповина оберегала жизнь и здоровье ребенка.

Новорожденного повитуха купала и заворачивала в рубашку отца

Это делалось с пожеланием, чтобы ребенок был близким отцу, любимым им. После первого купания повитуха смазывала ротик ребенка сливочным маслом, чаще, завернув масло в марлю, давала пососать.

В отдельных селах татар-кряшен ребенку давали пососать завернутый в тряпочку разжеванный с маслом хлеб.

В деревнях Заказанья самая близкая родственница или мать роженицы приносила «ђлбђ» — лакомство из поджаренной в кипящем масле муки с добавлением растворенного меда или сахара.

Сразу же после родов, в тот же день или на следующий, обязательно топили баню, которая называлась баней новорожденного — «бђби мунчасы». В одних селах в баню приглашали родственниц, соседок, готовили для них чай. В других — в бане мылись своей семьей. И когда она становилась не жаркой, бабка-повитуха помогала помыться роженице и искупать младенца, за что получала особый подарок.

Самой главной, почетной гостьей в этот день была мать роженицы. Для первенца она приносила детское приданое, состоящее из одеяла, подушки, пеленок, и угощение.

Если ребенок был не первым, то приданого могло и не быть. В некоторых селениях мать роженицы приносила и зыбку. Чаще же зыбку готовила свекровь или отец ребенка

В первые дни после родов женщину навещали соседки, родственницы. Они приносили с собой угощение. Обычай этот назывался — «бђби ашы кертњ». Угощение могло состоять из печеных изделий, а также яиц, масла и т. д. Считалось, что чем больше женщин придет с угощением, тем больше молока будет у матери.

В течение первых сорока дней жизни ребенка купали каждый день, чередуя теплую мыльную воду со слегка подсоленной. Необходимая температура воды определялась локтем или тыльной стороной руки купающего. От сорока дней до одного года ребенка купали один раз в два-три дня. В течение недели, начиная с первого дня рождения ребенка, топили баню, где бабка-повитуха мыла роженицу.

В первые 3-4 месяца жизни ребенка пеленали. Считалось, что пеленание сохраняет тепло и предохраняет конечности ребенка от искривления. После того как ребенку исполнялось 40 дней, его клали в колыбель, а до этого времени он лежал на подушке рядом с матерью на нарах.

Первую рубашку новорожденному шили из старого, так как придерживались поверья, что в таком случае ребенок одежду будет носить бережно, не снашивая

Рубашку надевали лишь в первые дни. Дольше нельзя было, иначе новорожденный мог быть плаксивым, болезненным. Затем рубашку стирали, гладили и сохраняли для следующего ребенка, «чтоб дети были дружными меж собой»3. Детям до шестимесячного возраста, независимо от пола, надевали распашонку. С 1-2-летнего возраста одежда мальчиков и девочек начинала различаться.

Если в некоторых семьях дети умирали, то после рождения следующего ребенка, с целью «охранения» его, совершали обряд «продажи» новорожденного: бабка-повитуха выносила завернутого ребенка на улицу, клала его на кучу мусора, а сама возвращалась домой. Тут же поднимала его другая женщина, подходила к окну и предлагала хозяевам «купить» ребенка.

После короткого торга женщина подавала ребенка в окно. Этот широко распространенный у всех народов Среднего Поволжья и Приуралья обряд, очевидно, был призван обмануть злых духов, внушить им, что ребенок принадлежит не той женщине, которую они преследуют.

У народов Средней Азии рождение ребенка также являлось самым радостным и важным семейным событием. Женщина, у которой было много детей и внуков, считалась наиболее счастливой. Особых условий для беременной женщины в прошлом не создавалось. Единственное, что ей не позволяли делать в этот период ее жизни, то это поднимать большие тяжести.

Считалось, что с момента родов матери и ребенку особенно активно угрожают злые духи. Поэтому никому не сообщали, что у женщины начинаются родовые схватки, иначе роды будут очень трудными и долгими

По этой причине иногда даже повивальную бабку звали в самый последний момент. Кроме повивальной бабки, при родах присутствовали мать роженицы и две-три близкие родственницы. Если их не было, приглашали соседку, имевшую много детей и опыт помощи роженицам. В качестве повитухи предпочитали здоровую женщину, чтобы ее свойства магическим путем передались роженице и ребенку.

Повитуха, приняв ребенка, перевязывала и перерезала пуповину, ранку присыпала золой от сожженных нитей кокона шелкопряда. Повивальной бабке за работу давали один кусок мыла, отрез ткани на платье и немного ваты.

Для облегчения родов открывали двери, замки в доме, а при тяжелых, затянувшихся родах неожиданно разбивали рядом с роженицей чайник, надеясь, что, испугавшись, она быстрее родит.

Чтобы отогнать злых духов, под подушку женщине клали такие широко известные в Средней Азии обереги, как нож, перец, лук, чеснок, тмин. Все это делалось, чтобы роженица не видела плохие сны, чтобы к ней не приходили злые духи, чтобы был покой.

Существовали и другие способы защиты и помощи роженице. Например, если женщина тяжело рожала, у муллы брали написанную на листочке бумаги молитву, заворачивали ее в тряпочку и привязывали к ноге роженицы.

Для облегчения родов роженице спускали на грудь ее полностью расплетенные косы или расплетали лишь концы спущенных на грудь кос.

Источник: https://posredi.ru/tatarskie-obryady-rozhdenie-rebenka.html

Обряд имянаречения у мусульман, татар, славян и русских — значение, отличия и особенности

Когда дают имя новорожденному мусульманину

Обряд или церемония имянаречения у славян, татар и мусульман имеет огромное значение для дальнейшей судьбы каждого человека. Рассмотрим, какие ритуалы проводились ранее и сейчас.

Обряд имянаречения у славян в древности

Славянский обряд имянаречения представлял собой что-то подобное инициации. Эту церемонию проводили тогда, когда ребенку исполнялось двенадцать лет. До достижения человеком этого возраста представителей обоих полов величали чадом. Малышам давали различные прозвища, которые в процессе церемонии обретения собственного имени омывали речной водой.

У русских имя играет одну из главных ролей в построении дальнейшей судьбы каждого человека. Оно может предсказать не только характер и увлечения каждого, но и уберечь от атак со стороны темных сил. Широко известный факт, что в своих темных ритуалах, способных причинить вред, адепты черных сил обязательно должны знать имя своей жертвы.

Чтобы не пострадать от подобных нападок, славяне придумали использовать тайные имена, которые знали только они сами и волхвы, проводившие обряд. Эта традиция дошла и до сегодняшних дней, только тайно называть ребенка начали во время крещения.

Однако современные служители церкви, во время приобщения человека к Богу, дают ему имя такого же святого, как и зовут самого прихожанина.

Интересный факт: у древнерусского мужчины могло насчитываться до 12 имен. Первое из них давалось при рождении, и служило человеку до достижения им двенадцатилетнего возраста. Вторым нарекали в момент церемонии инициации.

Такое событие говорило о том, что ребенок стал юношей и уже вправе сам распоряжаться своей жизнью и нести полную ответственность за свои поступки. Оно могло изменяться вместе со сменой рода деятельности и предпочтений.

Третье знали только участник обряда и жрец.

Саму церемонию имели право проводить только жрецы или волхвы (в очень редких случаях повитухи). Этот человек, используя медитацию, вводил молодого участника обряда в своеобразный транс и сам вместе с ним входил в такое же состояние.

Во время своих странствований по подсознанию, юноша или девушка выбирали свой жизненный путь и цели, а мудрый наставник, следя за всем происходящим, уже впоследствии выбирал для них подходящие имена. Данный обряд нельзя было подстроить или повлиять на него.

Люди верили, что с приходом в мир смертных, душа каждого имела свою цель и миссию. А данный ритуал просто подсказывал, какой именно жизненный путь предстоит пройти каждому.

Когда оба участника действия возвращались в сознание, жрец во всеуслышание оглашал имя своего подопечного, а второе, тайное, говорил только ему.

Бывали случаи, когда в момент медитации, наставник узнавал, что данный человек является воплощением его знакомого, который умер несколько десятилетий назад.

  В таком случае можно было оставить человеку его собственное имя, или по просьбе души, изменить его на новое.

Рассмотрим, в чем же разница между тайным и общим именами.

Кроме того, что первое известно только двум людям, оно предсказывает миссию, которую должна исполнить душа в данном воплощении, в то же время как общее – известно многим и рассказывает, о жизненном пути, который предстоит пройти его обладателю.

По своей сути такая церемония была попыткой заглянуть в собственное будущее. Она нужна для того, чтобы напомнить душе о ее миссии. Ведь известно, что переселившись в новое тело, она забывает все, что было с ней ранее.

Знания о подобной церемонии имянаречения, к сожалению, не дошли до наших дней. Более поздние наши предки в качестве своих имен предпочитали использовать слова, которые характеризовали бы их род деятельности, нрав, черты характера и какие-то другие особенности.

К примеру, воинов принято было называть: Ярослав, Мстислав, Миролюб, что соответствовало их нравам. Для волхвов и жрецов подбирали такие имена: Агнехрон, Белослав, Боговед.

Обычный люд принято было называть в соответствии с их основными чертами характера или какими-то особенностями: Богдан, Забава, Добрило.

Сегодня узнать свою тайну ключа имени гораздо сложнее, чем в былые времена. Однако в некоторых общностях славян еще можно найти жреца или волхва, способного ввести человека в такой медитативный транс. Каждый в праве сам выбрать для себя, то, как его будут называть окружающие. Важно помнить, что прежде чем приобрести новое имя, следует смыть с себя старое.

Для тех, кто хочет следовать традиции предков, следует тщательно следовать всем условиям, которые необходимы для проведения подобного обряда. Перед проведением церемонии нужно придерживаться строго поста на протяжении сорока дней. Первый 31 день следует ограничить себя в пище животного происхождения, а оставшиеся 9 дней следует соблюдать полное воздержание.

Когда внутренняя подготовка будет завершена, необходимо правильно подобрать место для проведения церемонии. Раньше было принято проводить подобные обряды в непосредственной близости с природой.

Чаще всего для такого действия выбирали рощи, холмы, горные вершины или капища. Также узнать тайну своего имени можно было в церквях, на пороге собственного жилища или в банях.

Одно из важных условий – перед ритуалом следует тщательно вымыться либо хотя бы омыть себя родниковой водой.

Обряд имянаречения у мусульман

Обряд наречения имени у мусульман также важен, как и у древних русских. Имянаречение в Исламе подразумевает, что человек вместе с ним обретет основные черты своего характера и правильно выберет свою дорогу по жизни. Поэтому эти народности называют своих детей красиво и благозвучно, в честь определенных святых, в соответствии с описанием их жизненного пути и характера.

Один из посланников Аллаха завещал:

У мусульман принято приносить в жертву барана (акыка) за рождение ребенка,  а самого младенца в этот момент стригут налысо. Этот обряд следует проводить на 7 день от рождения ребенка.

Так делали предки современных последователей Ислама. Сегодня от этой традиции осталось только то, что ребенка называют до 7 дня с момента его появления на.

А вот толкование имен современных мусульман осталось таким же, как и много лет назад.

Вот, что пророк Мухаммад говорил про значимость имени для каждого человека:

У этих народностей недопустимо придумывание различных прозвищ, особенно если они могут быть неприятны человеку. В этой религии разрешается менять имя, данное при рождении только в том случае, если оно не нравится своему владельцу.

Сегодня встречаются ситуации, когда люди приходят в Ислам из другой веры. В таком случае человеку совершенно необязательно менять свое имя на мусульманское, но при желании, каждый может подобрать для себя подходящее и благозвучное.

Обряд имянаречения у татар

Имянаречение у татар очень схоже с мусульманской традицией. Здесь люди так же веруют, что вместе с именем, предопределяется характер и дальнейшее будущее человека. Татар называют так же, как и мусульман, в соответствии с характеристикой определенных святых. Редко, но возможно встретить людей этой национальности, которые имеют русские и европейские имена.

Так же как и мусульмане, татары должны назвать своего младенца до 7 дня с момента его рождения. Максимально допустимый срок для наречения составляет 40 дней. Эта народность верит, что безымянный ребенок очень подвержен влиянию со стороны черных сил.

Такая церемония не проводится в мечети. Ее принято осуществлять в домашних условиях под предводительством мулла. При данном действии должны присутствовать старцы и близкие родственники малыша. Обязательными предметами являются подушка, ножницы и нож.

Чтобы уберечь младенца от возможных нападок сил зла, в момент проведения обряда, для девочек под подушку кладется нож, соответственно, для мальчика следует положить ножницы. В начале церемонии все присутствующие три раза плюют через левое плечо, чтобы не сглазить ребенка.

У этой народности принято, что первого ребенка в семье должна назвать мать папы младенца.

Татары празднуют этот день с огромным масштабом. Принято устраивать роскошное гуляние, на которое приглашается множество гостей.

Все присутствующие должны будут одарить виновника торжества различными вещами обихода. Когда празднование будет закончено, считается, что ребенок обязательно должен закапризничать.

Это связано с множественными сглазами, которые бабушка новорожденного по отцовской линии должна снимать молитвами.

Традиции и поверья о приобретении имени

Сегодня существует множество примет, связанных с именем человека. Перечислим некоторые из них:

  1. До крещения, никто не должен знать, как родители назвали своего малыша. Это делается для того, чтобы обезопасить маленького человека от нападок со стороны сил зла, до обретения им ангела-защитника.
  2. Запрещается давать младенцу такое же имя, как и у одного из близких родственников. Такое поверье связано с тем, что один из тесок укорачивает свой срок жизни, отдавая годы второму.
  3. Ни в коем случае не нарекайте человека в честь умерших родственников. Считается, что таким образом можно обречь новорожденного на повторение судьбы усопшего близкого. Можно сделать исключение только для названия в честь бабушки или дедушки, которые прожили счастливую долгую жизнь.

Существует множество поверий и традиций, связанных с приобретением человеком своего имени. Рассмотрев, как проходит ритуал имянаречения у мусульман, татар и славян, можно сравнить не только конкретную традицию у различных народов, но и культуру в целом.

Источник: https://TaynoeZnanie.com/mifologiya-i-religii/imyanarecheniya-u-raznyh-narodov

Здоровый плод
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: