Беременность и роды у казахов: что запрещалось делать будущим матерям
С древних времен у казахов существовало множество примет и поверий, связанных с рождением ребенка
Народные приметы о беременности
Согласно древним казахским поверьям, если женщина долго не может забеременеть, ей
рекомендуется выбрать в многодетной семье одежду, которую надевали на одного из детей
с отсчетом до сорока дней со дня его рождения. Считается, что уже в скором времени эта вещь понадобится ее собственному новорожденному ребенку.
Кого казахи никогда не приглашают на торжества?
Если постоянно случаются выкидыши или рожденные дети не доживают до года, родственники или друзья этой семьи должны как бы понарошку «купить» у этой вновь забеременевшей женщины еще не родившегося ребенка. Считалось, что это прервет цепь неудач и семья наконец обзаведется здоровым потомством. При этом, согласно поверью,
пуповину следующего новорожденного рубили топором – чтобы он рос крепким, как железо
Еще одним народным средством борьбы с выкидышами и младенческой смертностью была специальная пеленка, сделанная из белья 90-летнего старика или старухи. Заворачивая в нее младенца, казахи верили, что ребенок будет жить долго и счастливо, как те старцы.
Также
существует поверье, запрещающее беременным женщинам употреблять в пищу мясо кролика и верблюда
Считалось, что в первом случае ребенок может родиться с физическими недостатками (заячьей губой), во втором – роды могут затянуться, а мать ребенка будет носить его в утробе до 12 месяцев.
Также будущей матери не рекомендуется перешагивать через натянутые веревки – считалось, что во время родов шею ее ребенка может опутать пуповина, и он задохнется. А
чтобы роды не наступили преждевременно, беременным не разрешалось брать в руки пилу и ножницы
Чтобы не случилось выкидыша, подол одежды беременной женщины подгибают. Если женщина не может разродиться в положенный срок, шею верблюда обвязывают белой материей, а беременная должна перешагнуть через животное.
Кроме того, существовал обычай открывать перед лежащей в предродовых схватках женщиной крышки всех сундуков, содержимое которых будет принадлежать только ей. Считалось, что
это поможет не только облегчить боль роженицы, но и избежать каких-либо осложнений
Кроме того, недавно родившей не советуют прогонять забежавших в юрту или в дом собак. Считалось, что в противном случае у нее могут выпасть зубы.
Беременная женщина у казахов всегда была окружена особой теплотой и заботой. Источник Vox Populi
Защита от сглаза и прочей нечисти
Если ребенок рождался «в рубашке» (имеется в виду оболочка, окружавшая ребенка при родах), то
родители тщательно скрывали это от окружающих, чтобы уберечь его от сглаза
А женщина, принимавшая роды, согласно поверьям, не должна была показывать эту «рубашку» кому-либо и зарыть в землю под деревом, подальше от людских глаз. Также считалось, что дети, родившиеся в «рубашке», вырастут красивыми и счастливыми.
Как казахи наказывали воров
Чтобы недоношенный ребенок вырос здоровым, его укладывали на некоторое время в тымак (казахская шапка-ушанка), затем относили младенца в колыбель, а этот головной убор подвешивали надо изголовьем на столько дней, насколько он был недоношен в утробе матери. Если предыдущие дети умирали,
существовало поверье провести малыша под печенью собаки
Считалось, что он не только останется жив, но и вырастет выносливым и крепким.
Если ребенок сильно пугался чего-то, проводили обряд «қорықтық құю» — расплавляли свинец и заливали у изголовья колыбели. Также был распространен обряд «аластау» (окуривание). Еще одним средством борьбы с детским испугом были разного рода амулеты и талисманы, развешанные над колыбелью. Чаще всего для этого
использовались когти и зубы хищных животных, а также нож, спрятанный под периной бесика
Большое внимание казахи уделяли защите ребенка от злых духов, порчи и сглаза. Обычно для этого использовались крылья или перья совы, драгоценные камни, агаты и жемчуг, которые пришивались к одежде или на головной убор ребенка.
Если на драгоценности у семьи не было денег, использовали стеклянный или керамический глаз-бусину
Это делалось для того, чтобы первый брошенный взгляд попадал не на ребенка, а на украшение, тем самым нейтрализуя воздействие негативной энергетики. Кроме того, чтобы малыша не сглазили и не навели на него порчу, мальчику отпускали айдар – хохолок, а девочке подстригали челку.
Большое внимание казахи уделяли защите ребенка от злых духов, порчи и сглаза. Источник Vox Populi
Поверья, связанные с детьми
Также у древних казахов было множество традиций и запретов, касающихся воспитания ребенка. Одним из наиважнейших моментов было присвоение имени. Его давали в первые дни рождения младенца с обязательным соблюдением обычая «Азан шакыру» – повторяя имя 3 раза, как молитву. При этом
казахи с особым вниманием относились к самому имени, так как считалось, что оно формирует судьбу человека
Как правило, новорожденному давали имя человека уважаемого, достойного и авторитетного. Или же оно содержало в себе слова, служащие пожеланием долгой и счастливой жизни.
Беременность в прошлом: шокирующие рецепты и традиции
Существовали и другие поверья, связанные с будущим новорожденного. Например, чтобы он вырос любителем искусства, давали выпить остаток напитка. Если же малыш наступал ногой на блюдо, это считалось признаком достатка.
Даже поза младенца во сне говорила древним казахам о многом. Считалось, что
если малыш спит на спине – будет известной в народе личностью
Если свернувшись калачиком – вырастет пессимистом, безвольным. Если спит лицом вниз – будет мыслителем. А если лежит свободно, раскинув руки и ноги – будет батыром, выдающейся личностью.
Ни в коем случае не разрешалось бить детей веником, так как считалось, что их может настигнуть беда. Запрещалось бить детей и поварешкой – это значило лишить их достатка в будущем.
Неприличным считалось говорить грубые слова в адрес девочек
Также существовало поверье, что если старик попьет воду из ладоней своего правнука, то после своей смерти обязательно попадет в рай.
И еще одно довольно занимательное суеверие – казахи никогда не говорили, сколько имеют детей и скота. Считалось, что назвав точное число, можно навлечь на свою семью сглаз.
Чтобы ребенок вырос любителем искусства, ему давали выпить остаток напитка. Источник Vox Populi
Источник: https://365info.kz/2018/01/beremennost-i-rody-u-kazahov-chto-zapreshhalos-delat-budushhim-materyam
Перекличка: как казахстанцы детям имена дают
Безграничный полет фантазии, отголоски истории, последние тренды, любовь ко всему заморскому и не только.
Утверждать не могу, но складывается впечатление, что нет такой страны в мире, как наша, где по имени ребенка можно определить социально-экономическое развитие страны, политические события, культурное наследие, развитие государственного языка и даже предпочтения страны-производителя очередной мыльной оперы.
«Что в имени тебе моем?» — задается вопросом Александр Сергеевич. Например, в моем имени нет ничего особенного, кроме скромного перевода с казахского — «красивая». На волне популярности этого имени в год моего рождения родители решили назвать меня так, что, безусловно, было не самым оригинальным выбором…
Чтоб я так жил!
Начну, пожалуй, с официальной части повествования.
За четвертьвековую историю Казахстана менялась мода на все, в том числе и на имена. Советское наследие, ярко отражающееся в именах людей тех «славных» лет, постепенно кануло в Лету, однако оставив свой след в отчествах в виде Тракторбековичей, Советбековных и состоящих из первых букв вождей пролетариата — Мэлсовичей. На смену приходят новые тенденции для новой эпохи.
В момент провозглашения независимости Казахстана граждане новоиспеченной на карте мира страны с осторожностью начинают нарекать своих чад именем ее президента.
Впервые имя Нурсултана Назарбаева, так зафиксировала официальная статистика, вписывается в свидетельства о рождение детей с середины 1991 года.
И с каждым годом это «высокопоставленное» имя становится все более и более популярным среди населения.
Еще за четыре года до подписания «Закона о языках» в 1997 году, казахские имена начали прописываться со специфическими буквами, присущими народу. Так, в 1993 году русскоязычное написание имени Нурсултан плавно переходит в Нұрсұлтан. К середине 90-х годов это имя начинает терять свой «вес», уступая следующим веяниям в политической и социальной жизни Казахстана.
Однако сегодня память о тех важных веках истории, начинающихся с имени главы государства, вписаны в документы, удостоверяющие личности 38 тысяч казахстанских мужчин. Среди них 95 человек стали полными тезками Нурсултана Назарбаева. Венчает моду на почитание первого президента имя Нурабиназ!
В 2003 году в семье Мырзабековых из Жамбылской области родилась девочка, родители долго ломали голову над именем ребенка и решили наречь не иначе, как Нурабиназ.
Услышав это имя впервые, складывается впечатление, что оно пришло из персидских источников, но на деле оказалось все гораздо прозаичнее.
НурАбиНаз — это сложносокращенное слово из первых трех букв имени, отчества и фамилии президента Казахстана.
В 2013 году набирает популярность еще одно имя, утяжеленное авторитетом, — Елбасы. Наверняка родители сегодняшних трехлетних мальчишек вбивают в головы своих потомков слова о глубине и важности их имени, предрекая будущее, по меньшей мере, президента.
Оставив на некоторое время столь уважаемое имя, казахстанцы, будучи свидетелями исторических событий в стране, также начинают отдавать им символичную дань. К примеру, очередная предвыборная кампания тоже отражается на именах новорожденных, год рождения которых совпал с событием — Сайлау. В настоящее время подтверждают факт выборов во властные ветви Казахстана 2631 Сайлау и 838 Сайлаукулей.
Не обделены вниманием казахстанцев палаты парламента: 21 человек носит имя Мажилис и семеро — Сенат. Известная государственная программа натолкнула граждан страны на имя Нурлыжол (11 детей). Всеми любимая партия «Нур Отан» вдохновила родителей девяти детей, которые стали Нуротанами.
После важного не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества саммита ОБСЕ, прошедшего в 2011 году в Астане, казахстанцы стали давать детям соответствующие имена: Саммит, Саммита, Саммитхан, Нурсаммит, Саммитбек. Еще одно грандиозное событие в стране — Азиада — также вылилось в имена детей. Сегодня четыре десятка девочек носят звучное имя, идентичное названию спортивного мероприятия.
Даже годы кризиса и те не прошли даром. Карапуз с именем Дагдарыс — напоминание о тяжелых годах в истории становления казахстанской модели развития.
Следующий год для Казахстана станет не менее историческим, чем прошлые. И никого не удивит, если уже неоднократно доказывающие свою креативность и почтение стране казахстанские родители нарекут своих детей именами Экспогуль или Экспобек.
Назову планету именем твоим
Собственно, а почему бы и нет? Для нас нет ничего не возможного. Наши гениальные головы, генерирующие самые умопомрачительные идеи и мысли, выливаются в не менее в буквальном смысле сногшибательные имена. Некоторая часть казахстанских родителей предпочитает оставаться вне политики. Далеко ходить не стану, я сама тому яркий пример.
Конечно же, в 2011 году тренды на имена склонялись как минимум к Саммиту ОБСЕ, но я и мой супруг решили, что мы будем гораздо более предприимчивыми при выборе имени своему будущему ребенку.
На тот момент супруг уже долгое время увлекался древней историй Казахстана, почитал прародителей тюрков и с головой уходил в тенгрианство. Бесследно его знания о языческой эпохе, конечно же, не могли пройти.
Перебрав кучу имен с тюркскими корнями, он остановился на двух именах: если родится девочка — Кунке, коль мальчик будет, то Шона.
«Это не мусульманское имя, я не могу пойти против канонов ислама», — заявил нам, счастливым родителям девочки, имам местной мечети. Оскорбленный служитель веры наотрез отказывался провести обряд для ребенка с языческим именем. Однако имя нашего ребенка его смущало только до того момента, пока карман его брюк не пополнился красивой купюрой. Увы, но так иногда бывает…
Сейчас мой пятилетний ребенок с редким древнетюркским именем Кунке привыкла к постоянным удивлениям и вопросам. Не успев произнести, как ее зовут, она тут же отвечает: «Солнышко мое», — так ее имя переводится на русский.
Сегодня ребенок всерьез задумалась над именем своего будущего мужа — его будут звать Гена и точка! Я так понимаю, логика, национальные традиции и прочие стереотипы мое чадо не интересуют, так же, как и многих родителей.
© AP Photo / Oded Balilty
Кстати, имя Шона также не осталось лишь в чертогах разума моего супруга и анналах истории. Имя волка прародителя Шона из эпохи тенгрианства носит четырехлетний мальчик из Алматы. Семья Даиров очень долго ждала появления в их семье продолжателя рода и мечтала, что назовет своего потомка таким редким именем.
Четыре года назад казахстанские представители ЗАГСа были озадачены не на шутку.
Житель Темиртау, как гром среди ясного неба, заявил, что сын у него появился в канун нового года и звать его будут также по-новогоднему — Елка! Жаркие споры, доводы представителей государственного органа лишь еще больше укрепили желание родителя, однако он, услышав увещевания окружающих, все-таки решился на перевод имени, считая, что благозвучнее будет Шырша.
На волне популярности индийских сериалов по типу «Келин» и турецких типа «Великолепный век» в Казахстане зазвучали имена Сулейман, Ибрагимам или Хатидже. В 2014 году, на пике популярности турецких мыльных опер, на свет стали появляться Элиф, Абдул Азиз, Валида, Ясмин, Айлин. Эта тенденция продолжает быть актуальной и по сей день. С новым сериалом появляются новые имена…
Набожность последних лет в казахстанском обществе также фиксируется позже в свидетельствах о рождении ребенка. Имя пророка Мухаммеда — одно из популярных в Казахстане, так же, как и имена Иман, Канафия — среди мужчин, и Айша, Медина, Раяна, Мунира, Аяру, Амина, Малика — среди женщин.
Спортивные увлечения казахстанцев, помимо знаковых событий типа Азиады, тоже приводят к записям в документах новорожденных. Футбол в Казахстане есть! И даже не смейте оспаривать! Яркое тому доказательство — тридцать Зиданов, тринадцать Зинединов, десять Диего, пять Марадонн, четыре Пеле и столько же Серхио, два Лионеля Месси, два Роналдо и Икера — каково?!
Вот только победы столичного хоккейного клуба «Барыс» пока остаются не замеченными. Но это только пока…
И это еще не все! Официальная статистика министерства национальной экономики Казахстана красноречиво приводит редкие, но очень звучные имена, доказывая в очередной раз, что казахстанцы — самый креативный, оригинальный и предприимчивый народ.
Произведения известнейшего английского драматурга и по сей день популярные, свидетельством тому являются имена его героев — Ромео и Джульетта.
Кроме того, есть Царь, Эдельвейс, Александр Людовик, Бриллианта, Василиса-Мейрим, Венеция, Қасиет-Раббым, Клеопатра Алина, Мишель Виктория, Нина Жания Кулянда, Октавия, Переште, Сюзаннавиктория, Эверест, Тараз, Адам Арман, Хазретсултан, Шах, Адал би и это еще не предел…
Дильнозалидия, Бобырбек, Акпантокпантураркожа, Балтагүл, Тракторгүл, Принц, Князь, Рай, Жанымсол, Антиятульхади… К «разноцветью» имен приводит абсолютная законодательная лояльность Казахстана к фантазиям народа.
И хотя такое разнообразие не может не радовать, все же порой то тут, то там слышатся аналоги одного старого анекдота: «Экскаваторщик Сидоров обижается на своих родителей за это дурацкое имя — «Экскаваторщик».
© Public Domain
За сим, с вашего позволению, заканчиваю, иначе придется еще вспомнить милые всем сокращения типа Маке, Саке, Баке и тому подобные «национальные традиции».
Остается надеяться, что своим небольшим рассказом мне удалось немного помочь с определением имени для новорожденных страдающим от недостатка креатива новоявленным родителям или наоборот предостеречь их от проявления бурной фантазии.
К слову, данные взяты из открытых источников.
Всех казахстанцев с праздником независимости и наступающим Новым годом! А молодых родителей — с пополнением в семье!
Источник: https://ru.sputniknews.kz/analytics/20161218/1228656/pereklichka-kak-kazahstancy-detyam-imena-dayut.html
32 казахские традиции, которые уже не соблюдаются
Ерулик — это угощение для новых соседей, новоселов. Их приглашают к себе в гости, чтобы они быстро привыкли к новой среде. Ерулик должен сблизить соседей. Это угощение готовится из мяса конины, казы-карта, жал-жая или баранины.
Ат тергеу
У казахов женщина не должна называть родственников мужа по именам. Его братьям и сестрам она должна придумать ласковые прозвища. Невестки своих новых родственников обычно называют «мырза қайнаға», «бай атам», «би аға», «тентегім», «еркежан», «шебер шешей», «ақ әже», «сырғалым», «шашбаулым».
Құрсақ той
Құрсақ той, құрсақ шашу — это казахский народный обычай, согласно которому счастливая свекровь, которая узнала, что ее невестка в положении, приглашает близких родственников, соседей и накрывает богатый дастархан. Цель этого мероприятия — празднование и внимание к беременной невестке. Взрослые дают девушке бата, а подруги, снохи делятся своим опытом.
Жарыс қазан
Пока роженица мучается в дородовых схватках, ее близкие родственники, в основном, это женщины, должны сварить в казане мясо для гостей. Считается хорошей приметой, если роженица родит ребенка раньше, чем закипит казан.
Сүйек жаңғырту
Если сваты повторно становятся сватами, кудалык продолжают дальше, и это называется сүйек жаңғырту. Этот обычай выполняется с согласия девушки и парня.
Селт еткізер
Перед каким-нибудь торжеством девушки дарят парням, которые им нравятся, блюдо Ұйқыашар. А парни в ответ дарят украшения или что-нибудь приятное.
Абысын асы
Раньше без разрешения мужей снохи не могли позволить себе развлечения. Когда мужчины отправлялись на той, на айт в ауле оставались одни женщины. Тогда они устраивали для себя пир: варили вкусное мясо, ставили чай в самоварах, пели, шутили, секретничали,советовались. Это проявление единства, дружбы казахских женщин. «Абысын асы» объединяло и сближало женщин.
Асату
Обычно аксакалы своими руками берут с табака остатки бешбармака и дают его детям. Раньше дети ходили возле дома, который принимал гостей и ждали, когда их угостят. Писатель Сабит Муканов пропагандировал этот обычай в своих произведениях.
Босаға майлау
Когда женятся молодожены или кто-то переезжает в новый дом, тогда родственники обмазывают порог и косяки маслом. Это делается к тому, чтобы дом был благополучным, как масло, чтобы в нем побывало много гостей. Тому, кто совершает этот обряд, хозяева дома дарят подарок.
Қалау айту
Понравившуюся хорошую лошадь или какую-либо вещь можно приобрести путем «Қалау айту». Придя в дом, нужно сказать о своем «калау» (желании), но при этом следует сделать хороший подарок хозяину или его детям.
Аунату
Казахи на место, где сидел и ночевал гость, сажали своих детей. По поверью к малышу переходит частичка гена одаренности этого человека. Также есть традиция «туған жерге аунату». Согласно ей, человека, долгое время прожившего вдали от родных мест, по возвращении на родину следовало обвалять в земле.
Ажырасу көже
Это значит накрыть дастархан перед переездом. Так люди прощаются с родней и соседями. Потому что молчаливый переезд считается невоспитанностью.
Бәсіре
Когда появление малыша на свет совпадало с появлением потомства у животных, ребенку дарили новорожденного жеребенка, барашка или козленка. Это животное являлось первой законной собственностью маленького казаха. «Бәсіре» ни при каких обстоятельствах не продавали.
Тізе бүгу
«Тізе бүгу» — преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колени, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома.
Бел көтерер
«Бел көтерер» — угощение для пожилых людей. Они нуждаются в особом уходе. Для них готовится вкусное, мягкое угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Его готовят и приносят дети, соседи, близкие.
Өңір салу
«Өңір салу» относится к послесвадебным казахским обычаям. Обряд исполняется женщинами почтенного возраста. Они осыпают келин (невестку) «шашу», вручают ей свои подарки. Обычно это «Өңір» — одежда и предметы хозяйственного обихода.
Традиция воспитывать старшего ребенка родителями отца
Согласно казахским традициям, первый внук в семье отдавался на воспитание свекру и свекрови. Ребенок с рождения жил у бабушки и дедушки, которые растили его как собственного. Часто малыш даже считал их мамой и папой. Считалось, что такой формат воспитания помогал первенцу перенять опыт старших и стать более ответственным.
Бала беру
Еще одна традиция, когда казахи отдавали своего ребенка на воспитание родственникам — бала беру. Как правило, семьи, у которых было много детей, отдавали своего младшего ребенка родственникам, у которых детей не было. И ребенок воспитывался в чужой семье как свой.
Аменгерство
Аменгерство или аменгерлик — традиция, согласно которой на овдовевшей женщине должен был жениться один из братьев или родственников покойного мужа. Этот обычай был придуман, чтобы женщина и ее дети не остались без кормильца и защиты своих родственников.
Кража невест
Молодой человек мог похитить будущую невесту, если не мог уплатить калым за возлюбленную или если родители девушки или парня были против брака. Часто бывало так, что парень мог похитить невесту без ее согласия и ведома.
Көгендік, кеусен, өлі сыбаға, шүлен тарату
Большая часть казахов являлись кочевниками, жившими разведением скота, но в их среде были и такие группы, которые кормились за счет земледелия и рыболовства.
В каждом из этих сообществ существовали обычаи взаимовыручки и проявления милосердия к малоимущим.
Выражалось это в том, что при распределении полученных доходов часть их передавалась тем семьям, у которых в силу различных причин не оказалось кормильца.
Шаш өру
Казахские девушки до замужества заплетали волосы в одну косу. После свадьбы снохи распускали невесте косу и заплетали заново уже в две косы. Это означало, что теперь ее одиночеству наступил конец, и она приобретает статус замужней женщины.
Көгентүп
Когда казахи отправлялись в гости к дальним родственникам, они брали с собой ребенка, и в каждом доме, где малыш впервые побывал, в честь этого знаменательного события его одаривали ягненком, жеребенком или верблюжонком. Для ребенка такой подарок служил поводом для большой радости, а для его родителей выражением выказанного им особого уважения.
Жиенқұйрық
Право на обычай имели только те, кто приходился родственником по женской линии. Такого человека называли жиен, а старшие или младшие братья и сестры его матери являлись для него нагашы. Приезд жиена всегда был особым событием, и встречали его как самого дорогого гостя.
Құлақ тесу
Примерно лет в девять, а иногда и в более раннем возрасте, проводили прокалывание ушей. Девочкам казахи прокалывали мочки ушей и вдевали в них шелковые нити. Когда ушки заживали, нити убирали и вместо них вдевали маленькие серебряные сережки с перламутром (таном) или просто из серебра. Этот обряд у казахов означал различие полов.
Иткөйлек
Одну из рубашонок, которую надевали на младенца в первые 40 дней жизни, использовали для специального ритуала. В нее заворачивали сладости и привязывали на шею аульной собаки, после чего отпускали.
С нетерпением ожидавшие этого момента дети тут же бросались ловить собаку и делили между собой сладости. Бездетные женщины тоже угощали детей.
Существовало поверье, что такая рубашонка приносит удачу, и они тоже вскоре смогут родить ребенка.
Карын бурме
Карын бурме — одно из блюд кухни кочевого народа — желудок барана, фаршированный мясом и специями. Его запекали в печи дома или на улице, или даже на углях в земле в собственном соку. Нужно было правильно очистить желудок, при необходимости его осмолить или даже обмазать глиной.
Суп «Быламык»
Этот суп в основном готовили в южных и западных регионах. Суп «Быламык» считается целебным — его дают девушкам-роженицам, чтобы их молоко было еще полезнее. Это идет на пользу и матери, и ребенку.
Сүбе орамасы
Это блюдо готовили на Западе, в Мангыстауской области. Оно представляет собой рулет из мяса с наружной части ребер, в который заворачивают травы или овощи, которые растут в определенном регионе. Это может быть, например, морковь и чеснок.
Бешбармак с пряностями и кореньями
Раньше на севере бешбармак подавали с разными пряностями, целебными кореньями, которые находили в степи. Блюдо получалось насыщенным полезными свойствами.
Улпершек
Улпершек — блюдо, которое отцы передавали своим дочерям в качестве гостинца. Это значило, что родители любят свою дочь и ждут ее в гости. Оно готовится из сердца лошади, которое фаршируют, а потом кладут в мешок с мукой и оставляют на месяц. После этого его можно готовить.
Сырбаз куырдак
Сырбаз куырдак — разновидность известного казахского блюда, которое готовили на молоке или кумысе. Свежее мясо заливали молоком и тушили под плотно закрытой крышкой.
Автор иллюстрации: Ким Евгений, из серии «Быт казахов 19-го-нач. 20-го вв»
Источник: https://weproject.media/articles/detail/32-kazakhskikh-traditsii-kotorye-uzhe-ne-soblyudayutsya/
Казахские имена – какое имя выбрать новорожденному? Первый семейный портал Казахстана
Каждое десятилетие имена, которыми нарекают детей, сменяются новыми. Эпоха, герои, религиозные течения, политический курс — все эти факторы влияют на то, как будут звать будущих людей нового поколения.
У вас, наверняка, есть дядя по имени Советхан, тетя по имени Октябрь, а сейчас неудивительно услышать Азиада, Нурсултан и прочие патриотичные имена.
Все же, к выбору будущего имени ребенка стоит отнестись со всей серьезностью и понимать, что только вашему ребенку, а не вам с этим жить.
У казахстанцев есть несколько типичных стереотипов об именах, которые передаются из века в век, так и не имея под собой адекватную аргументацию. мы приведем 4 типичные ошибки, когда дело касается этого щепетильного вопроса с именами
- Называть ребенка в честь прадеда, деда, бабушки, прабабушки, как бы эти имена не звучали старомодно и не актуально! Чтить старших это, конечно, очень правильно, но если вы называете своего ребенка «Жетписбай» под гнетом родни, то завтра ваш ребенок не скажет вам спасибо, а будет просить давать ему никнеймы и всячески сокращать «дедовское» имя.
- Называть ребенка в честь какого-то патриотического или политического события. Ваш ребенок – не книга и не полотно для реализации ваших писательских фантазий. Он – личность, поэтому постарайтесь дать ему такое имя, которое наделит его хорошими качествами, и будет хорошо звучать. Человек может завтра оказаться в другом политическом строе, переехать в другую страну и вообще отречься от тех, вещей, которые очень вам нравятся.
- Называть ребенка «легким» именем, а сложные и красивые отбросить, так как вам кто-то сказал, что сложные религиозные имена несут его обладателю сложности в судьбе. Очень сомнительные советы от посторонних личностей вы не обязаны принимать за первые заповеди. Религиозные имена в основе своей имеют арабские корни и в странах Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ так называют каждого второго жителя, и вряд ли многие из них испытывают трудности ТОЛЬКО из-за имени.
- Родители не имеют права голоса в выборе имени для своего ребенка. Да, часто в традиционных казахских семьях право назвать первого внука или внучку имеют исключительно родители мужа. А остальные остаются со своими нереализованными желаниями. Это не правильно! Только вы и ваш муж должны решать дальнейшую судьбу малыша. Он только ВАШ!
Чтобы наши читатели не ломали голову над вопросом: «какое же имя можно выбрать своему будущему чаду?», мы создали на сайте Pandaland.kz новый сервис «имена». Здесь собраны все казахские, славянские, арабские, греческие имена, которые могут вам понравиться. Мы залили новую порцию 6 имен! Читаем!
1) ИМЯ МИРА
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ МИРА
Происхождение имени (арабское, греческое, еврейское, славянское)
Общая характеристика имени «Мира»
Имя «Мира» – подлинная драгоценность для женщины. Родители, нарекшие так новорожденную дочь, вольно или невольно одарили девочку чудесными свойствами, которые таит в себе древнее имя. Начнем с того, что имя Мира популярно и любимо у многих народов. В славянской традиции это имя перекликается со словами «мир» и «лад».
Арабские же источники свидетельствуют, что имя Мира означает «провиант, еда», в то же время это сокращенная форма арабского имени Амира (Эмира), означающее — «принцесса». Варианты имени Мира: Гульмира, Миргуль, Гүлмира, Миргүл, Мейрамгуль, Мейрамгүл, Мейрімгүл, Мейримгуль, Мика.
В Древней Греции имя «Мира» перекликается со словом «мирра», «миро», «смирна» — ароматическая смола, широко используемая жрецами как курительное вещество, используемое в религиозных культах. Как известно, мирру и ладан принесли волхвы в числе прочих подарков младенцу Иисусу.
Как пишут в старых книгах, «мирра веселит душу, и успокаивает печаль». Миры умеют утолять печали и останавливать распри. Читать подробнее об имени «Мира».
2) ИМЯ АЯ (АЙЯ)
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АЯ (АЙЯ)
Происхождение имени (греческое, еврейское, арабское, японское, казахское)
Общая характеристика имени «Ая (Айя)»
В арабском мире имя «Айя» имеет два значения – первое: «чудесная, изумительная, прекрасная, особенная» и второе: «стих», которым обозначаются маленькие главы Корана. В переводе с греческого Айя – это «святая». В тюркской традиции «Айя» означает «лунный свет» или же «воздух» (ауа).
Имя «Айя» для казахов — это типичный пример заимствования имен под влиянием исламской культуры.
Не удивительно, что называя дочку таким магическим именем, родители наделяют новорожденную чистыми и светлыми вибрациями, которые могут Айе прожить достойную жизнь в окружении дружной и счастливой семьи, в достатке и душевном здравии. Читать подробнее об имени «Айя».
3) ИМЯ ЖАНАРА (Жанар)
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ЖАНАРА (Жанар)
Происхождение имени (арабское, персидское, казахское, тюркское)
Общая характеристика имени «Жанара»
Имя «Жанар» имеет персидское и арабское происхождение, как многие из имен, имеющие в своём составе корень «-жан-», что значит – «душа». К заимствованному корню казахский народ прибавил чисто казахское окончание. Имя «Жанар» в казахской традиции имеет значение — «душевная», «родная» и – второй вариант — «блеск глаз».
Жанары застенчивы, сверхчувствительны, и эмоциональны. У женщин, имеющих такое имя, отличное воображение и прекрасная интуиция, позволяющая видеть людей насквозь. Читать подробнее об имени «Жанара».
4) ИМЯ ЕРНАР
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ЕРНАР
Происхождение имени (арабское, казахское, азербайджанское, тюркское, киргизское)
Общая характеристика имени «Ернар»
Имя «Ернар» в переводе с арабского языка означает «огонь», в переводе с азербайджанского – «гранат» (плод).
В казахском языке это очень позитивное мужское имя, происходящее их двух слов – «ер» — «мужчина, герой, храбрец, удалец» и «нар» — «гибрид одногорбого и двугорбого верблюда».
В кочевой традиции нар считался настоящей драгоценностью семьи, это сильное, выносливое животное ценилось буквально на вес золота. Поэтому сравнение с наром было лестно для джигита. «Сильный, как нар», — такую оценку аксакалов надо было заслужить.
У имени «Ернар» есть еще одно значение – «любящий свой народ». Ернары – настоящие патриоты своей земли, надежные люди, на которых можно положиться в трудную минуту. По крайней мере, таковы вибрации их имени, и Ернары стараются ему соответствовать. Читать подробнее об имени «Ернар».
5) ИМЯ ИСЛАМ
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ИСЛАМ
Происхождение имени (арабское, тюркское, казахское, мусульманское, исламское)
Общая характеристика имени «Ислам»
Имя «Ислам» имеет три варианта перевода с арабского языка: 1) «преданный, верный», 2) «мусульманин» и – 3) «здоровый», «ладный». Имя Ислам может использоваться самостоятельно или быть имяобразующим, формируя новые имена, такие как Исламбек, Исламгул, Исламей, Шагирислам и другие.
Безусловно, имя Ислам – это имя угодное Аллаху, его дают своим детям глубоко верующие богобоязненные родители, которые растят мальчика в атмосфере религиозного служения.
Поэтому неудивительно, что Исламы обычно твердо знают, чего хотят и умеют принимать взвешенные решения, хотя временами свойственная им безрассудность так и рвется наружу, заставляя Ислама наломать дров размером с небольшую лесопилку. Читать подробнее об имени «Ислам».
6) ИМЯ АБАЙ
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ АБАЙ
Происхождение имени (казахское, киргизское, тюркское)
Общая характеристика имени «Абай»
Имя «Абай» имеет казахское происхождение и означает – «старший родственник, старший брат, старший дядя». Известный писатель Мухтар Ауэзов давал имени «Абай» следующее определение: «наблюдатель», «предусмотрительный», «мыслитель».Это имя обладает чрезвычайно сильной и плодотворной энергетикой.
Начинаясь с первых букв алфавита, оно наделяет своего носителя качествами подвижника и мудреца. При этом совершенно неважно, какое образование получил Абай: способность размышлять и анализировать увиденное переходит к нему с вибрациями имени.
Абай может быть простым пастухом, но мудрость этого человека станет глубоким колодцем, к которому будут приходить томимые жаждой люди со всей округи. Абаи проницательны и видят потаенное, — способность, которой практически лишен современный вечно спешащий человек.
Для казахов это имя очень почитаемо, поскольку его носил великий казахский поэт, основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев. Читать подробнее об имени «Абай».
Источник: https://pandaland.kz/articles/pandaland/fan/kazahskie-imena-kakoe-imya-vybrat-novorozhdennomu
Баланы қырқынан шығару, 40 дней ребенку со дня рождения
Традиции и обычаи казахского народа дошли они до нас из глубины веков, в них есть мудрость и некая мистическая сила.
Один из самых известных и радостных обычаев у казахов — баланы қырқынан шығару, который проводится, когда исполняется 40 дней ребенку со дня его рождения.
В чем же суть этого обряда? Что такое қырқынан шығару? Почему обряд проводится именно в этом возрасте? Сценарий сабиді қырқынан шығару.
Что потребуется для проведения ритуала (40-нан шығару дәстүрі)? Что подарить ребенку на «вывод» из 40 дней? Казахский дастархан и баланы қырқынан шығару тілектер (пожелания, поздравления на казахском языке). Тойбастар, что положить в бала қоржын и т.д. Какие подарки и кому дарятся на 40 дней новорожденному мальчику, девочке в казахской семье. Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.
Что такое қырқынан шығару? Это казахский национальный обряд. Этот обряд не случайно проводится через 40 дней после родов. Ведь именно первые 40 дней жизни считаются для малыша самыми опасными (чтобы оградить младенца от злых духов даже было принято вешать возле люльки светильник – для отпугивания всякой нечисти).
По древнему обычаю, до сорока дней ребенку не стригут волосы и не срезают ногти.
А вот когда ребенку исполнялось 40 дней, считалось, что он уже совершенно адаптировался к окружающему миру, окреп и готов «выйти в свет» — очень часто до этого дня ни мать, ни дитя не показывались на людях, а малыша могли видеть только самые близкие родственники.
Так что «Выведения из сорока дней», так переводится название этого обычая на русский язык, его вполне можно назвать и вторым днем рождения малыша, и его «официальным представлением» всем родным и близким.
Несмотря на то что обряд предполагает вполне конкретную дату, сроки проведения қырқынан шығару могут немного варьироваться. Так, мальчикам, как правило, обряд проводят чуть раньше – на 37-38 день, а қырқынан шығару для девочек отмечают позже — на 41 день. Считается, что в этом случае мальчики вырастут сильными и смелыми, а девочки – спокойными, послушными и старательными.
Что нужно для церемонии қырқынан шығару?
- Праздничная скатерть (чтобы накрыть стол);
- Новая стеклянная или деревянная чаша и деревянная ложка (можно купить специальный набор для обряда);
- 40 монет (серебряные, номиналом 20, 50 или 100 тенге);
- Серебряные украшения;
- 40 фасолин (по желанию);
- Чистая кипяченая вода;
- Маникюрные ножнички;
- Подарки участницам церемонии;
- Новая одежда для ребенка.
Как проводится обряд обряд кыркынан шыгару
По традиции в обряде принимают участие только женщины. Как правило, это мать ребенка, кіндік шеше (крестная), бабушки, тетушки и самые близкие и уважаемые в роду женщины.
До начала обряда нужно подготовить воду (прокипятить ее и остудить до приемлемой для купания температуры), монеты и фасоль обдать кипятком.
На дно чаши кладут монетки – символ богатства и/или серебряные украшения (серебро у казахов символизирует чистоту и защищает от злых духов), а также фасоль – к сытой и долгой жизни.
Затем в чашу наливают 40 ложек воды: женщины по очереди (по старшинству) берут ложку, зачерпывают подготовленную воду и, переливая ее в чашу с монетами, говорят добрые пожелания и наставления ребенку.
И это тоже неспроста: ведь вода, как уже доказано, умеет хранить информацию, а значит, желая малышу всего самого хорошего, женщины «заряжают» воду положительной энергетикой.
После этого воду из чаши выливают в ванночку, где потом купают ребенка.
Затем малышу первый раз в жизни обрезают ногти и волосы. Как правило, это делают достойные и уважаемые женщины, которые могут быть примером – удачливые, с легкой судьбой, благополучной семьей, воспитавшие хороших детей.
В прошлом ноготки надлежало закапывать там, где не ступала нога человека, а волосы, завернув в белую ткань, вешали около люльки – в качестве оберега. Но эти требования сегодня выполняются редко: сейчас прядь волосиков родители сохраняют на память, а ногти можно просто сжечь.
А вот воду, в которой купали малыша, выливать не стоит. Считается, что она обладает целебными свойствами, и ею можно протирать личико ребенка, если он плохо спит или отчего-то беспокоится.
Одной из обязательных частей обряда является и одаривание:
- Монеты и украшения раздают женщинам, которые принимали участие в обряде.
- Кіндік шеше приходит с подарками для ребенка и для мамы, а после проведения церемонии ей дарят ритуальную чашу с ложкой и хороший подарок (например, ковер, золотое или серебряное украшение, красивую сумку или другой памятный подарок).
- Подарки на память получают и все остальные гости, разбирая тойбастар. Поэтому не скупитесь, положите хорошие подарки и сувениры в тойбастар.
Конечно же, не останется без подарков и «виновник торжества» — сам малыш.
Что же подарить на 40 дней ребенку (мальчику или девочке)?
По традиции кіндік шеше (крестная) дарит ребенку золотую булавку или другой памятный подарок, чтобы он защищал от сглаза.
Девичий оберег «Ұкі аяқ» (с рождения над колыбелью и носили до замужества), Западный Казахстан, серебро 925 пробы. позолото 24 карат.
Работа ювелира Алияра Байетова (Алматы)
А вот гости могут подарить:
- развивающий коврик;
- развивающие игрушки для малышей;
- одежду (костюмчик, комбинезон и т.п.);
- детское постельное белье, одеяльце;
- складывающийся манеж:
- «прыгунки»;
- мобиль;
- «кенгурушку»;
- радио-няню;
- увлажнитель воздуха;
- коляску;
- пароварку-блендер для введения прикорма (типа Philips AVENT);
- деньги.
и, наконец, подарок малышу, которому больше обрадуются его родители – это большая упаковка памперсов!
После церемонии
Празднование қырқынан шығару продолжается и после проведения обряда. Чаще дома или в кафе (в зависимости от количества гостей и финансовых возможностей) накрывается дастархан, а гости тоже получают подарки.
- В некоторых районах Казахстана при проведении қырқынан шығару для мальчиков в чашу кладут асық.
- Чтобы не нервировать ребенка, искупать его можно заранее, до начала обряда. По этой же причине достаточно состричь 1 ногтик и прядку волос, а остальные волосы и ногти постричь позже (это может сделать и мама).
Қырқынан шығару «Тойбастар». Что положить?
Какие подарки гостям положить в тойбастар? У казахов принято одаривать гостей в знак благодарности за то, что гости пришли на ваш праздник и разделили с вами радость. В данном случае обычно кладут в тойбастар:
- шоколадные конфеты в красивых упаковках, сладости,
- игрушки,
- бижутерию (если девочка),
- различные аксессуары (кошельки, брелки, блокноты, веер, платки, палантины, бейсболки и т.п.),
- сувениры (в национальном стиле из войлока, современные на магнитах, рамки для фотографии и др.).
Казахский дастархан
Как оформить стол на «қырқынан шығару»? Какие блюда поставить на стол? Дастархан на праздник должен быть праздничный, в казахских национальных традициях. Т.е. желательно, чтобы был и бешбармак, и казы-карта, баурсаки, сладости, фрукты, кумыс или шубат и т.п.
Баланы қырқынан шығару тілектер, айтатын сөздер (пожелания ребенку на 40 дней на каз. яз)
Примеры :
- үлкен азамат болсын;
- денсаулығы мықты болсын, аспаны ашық болсын (крепкого здоровья и чистого неба над головой);
- ата-анасыны аман болып, бақытты болсын (чтобы был счастлив и родители были живы-здоровы);
- ата-анасының қызығы болсын, үмітін ақтасын (пусть будет радостью родителей, оправдает их надежды);
- Атаның емес адамның баласы бол, болашақта ата-анасын қуанышқа бөлер ұл болсын. Көз тартар көркем келбетіне сай жан сұлылуғы да мол болсын. Қанатымен су себелер қарлығаштай айналасына жылу шашып, үлкен жүректі, кең пейілді азамат болып өссін!
- Атасы мен әжесінің бары мен базары болып, келешекте елінің, халқының каһарман ұлы атансын. Баладай тәтті былдырлаған тілімен айналасын қунышқа бөлей берсін.
- Балапанымызға өмірдің бар жақсылығын, қуанышын, бақытын тілейміз! Өмірі ұзақ болсын, бақытты бала болсын. Аңсаған мақсат-мұраттарына жете берсін!
Обязательно ли проводить обряд сорок дней ребенку?
Конечно, если в силу разных причин вы не можете провести обряд сорок дней ребенку – ничего страшного не будет.
Но если вас, как маму, беспокоит этот вопрос, то вы можете провести обряд с мужем, со своей мамой, с подругой, соседкой… Или сама одна (баланы қырқынан шешесіде шығаруға болады, ырымын жасап) провести ритуал. Не получается помпезно, с размахом? Этого и не надо! Суть не в этом.
Это обычай, традиция, ритуал. Сделайте так, как расписано выше. Искупайте своего малыша в заряженной вашими добрыми пожеланиями воде. Самая сильная энергетика исходит от матери. Обрежьте ногти, подстригите волосы малышу.
Все вы совершили ритуал! Пусть ваш малыш растет здоровым, сильным, умным, благополучным на радость маме!
Ребенок – солнышко в каждом доме, в каждой семье. С его рождением и воспитанием у казахов связано немало обрядов и традиций, которые вот уже много веков передаются из поколения в поколение. Это добрые традиции казахского народа. В них переплелись вековая мудрость, народный опыт и древние верования. Не разрывайте эту нить, ведущую от наших далеких предков!
Возможно, вам будет интересно:
Декретный отпуск в Казахстане и пособие на ребенка
Прививки в Казахстане. Календарь прививок
Количество просмотров статьи — 149 971
Источник: https://shopomania.kz/children/342-balany-kyrkynan-shygaru-40-dney-rebenku.html