Православие и суррогатное материнство: отношение церкви и мнение священников, почему РПЦ против
РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью.
Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии.
В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).
Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака.
Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга.
Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.
Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:
- Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
- Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
- Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
- Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
- Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.
Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов.
Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения.
Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.
Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками.
С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями.
Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.
Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:
- используется генетический материал супругов;
- оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
- не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
- готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.
Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта.
Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования.
Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.
Аргументы священнослужителей
Суррогатное материнство — технология деторождения, при которой эмбрион, появившийся в результате искусственного соединения родительских клеток, вводят в тело посторонней женщины. Она обязуется выносить и родить ребенка, после чего передать его родителям. Чаще всего суррогатная мать получает финансовое вознаграждение за участие в процессе.
Суррогатное материнство — это вынашивание и рождение чужого ребенка
Русская православная церковь сформулировала свою позицию по поводу этого процесса на церковном соборе в 2000 г. Она имеет под собой богословское, морально-нравственное и социальное обоснование.
Богословские доводы
В основе неприятия церковью суррогатного материнства лежит христианское понимание деторождения, как Господнего дара. При этом оно не является основной целью союза любящих мужчины и женщины.
При этом бесплодие является не только карой за прошлые грехи, но и испытанием веры человека в Божий Промысел. С этой точки зрения, искусственное оплодотворение, лежащее в основе суррогатного материнства, становится вызовом Господу.
Участие в процессе деторождения третьего человека нарушает интимность и уникальность брачных отношений и взаимосвязи, возникающей между ребёнком и матерью во время беременности.
Православие и деторождение:
- Об усыновлении детей
- Все о контрацепции
- Обязательно ли православным семьям рожать много детей
Защитники суррогатного материнства утверждают, что всё в этом мире происходит по Воле Создателя. Но в христианстве есть понятие «попустительство злу», которое подразумевает непротивления Господа греховных действий, совершаемых по свободной воле человека.
Морально-нравственные аспекты
Противники суррогатного материнства указывают, что этот процесс фактически является торговлей телом женщины, которая уподобляется бездушному приспособлению для вынашивания детей.
Ребенок, которого вынашивает нанятая для этого женщина, является в этом случае товаром, объектом договора, а не ниспосланным даром.
Но сможет ли биологическая мать забыть об эмоциях и чувствах, возникающих во время вынашивания, и спокойно отдать малыша? Как это отразиться на её психологическом состоянии?
Суррогатное материнство разрушает эмоциональную близость между матерью и младенцем
В силу недоступности информации о росте и развитии детей, появившихся подобным образом, трудно судить о его влиянии на дальнейшую жизнь ребёнка. Но известные случаи говорят о значительных отклонениях в их моральных и нравственных установках.
Особенно это касается случаев, когда суррогатная мать вынашивает ребёнка для однополых родителей и одиноких мужчин.
Такие дети, воспитанные в противоестественных извращенных условиях, переносят родительскую модель поведения на свои отношения с окружающими.
Распространение суррогатного материнства обесценивает институт супружества, как союза любящих мужчины и женщины. Всё чаще он вытесняется эгоистической жизнью, стремящейся удовлетворять только собственные интересы, и противоестественными однополыми связями, разрушающими нравственные устои общества и традиционные семейные ценности.
Социальные последствия
Суррогатное материнство, по мнению не только представителей церкви, но и многих общественных деятелей, ведёт к углублению социального неравенства. Мировая практика показывает, что суррогатными матерями становятся женщины с низким социальным статусом, надеющиеся таким образом решить свои материальные проблемы.
Искусственное оплодотворение и финансовые затраты на оплату услуг нанятой женщины — неподъемное бремя для большинства бесплодных пар. Основными потребителями этой услуги являются богатые люди, желающие удовлетворить собственные эгоистичные прихоти и считающих детей атрибутом своего статуса.
Заслуженность бесплодия
Невозможность иметь детей — актуальная проблема многих российских супругов. При этом священники отмечают, что бесплодие чаще всего следствие безнравственного и безответственного поведения женщин. В подавляющем большинстве случаев бесплодная супруга делала хотя бы один аборт. Опасность этой процедуры признаётся всем медицинским сообществом.
Источник: https://kk-barnaul.ru/osnovy-pravoslaviya/surrogatnoe-materinstvo-eto-greh.html
Суррогатное материнство: чего боятся разные религии
МОСКВА, 4 дек — РИА Новости, Антон Скрипунов. Известный журналист и телеведущий Дмитрий Киселев предложил Русской православной церкви пересмотреть отношение к суррогатному материнству и начал светско-религиозную дискуссию об этом.
Медицинские технологии стремительно развиваются, уже десятки тысяч малышей в год появляются на свет от суррогатных матерей, и к этой услуге в России прибегают все больше семей, в том числе верующих.
О том, как российские духовные деятели ответили на приглашение к обсуждению, — в материале РИА Новости.
«Тема замалчивается»
Никто точно не знает, сколько детей родились таким способом. Но врачи-репродуктологи в унисон утверждают, что число россиян, прибегающих к услугам суррогатных матерей, ежегодно растет — на 40 процентов в 2017 году, согласно последним данным. А некоторые СМИ и вовсе заявляют, что Россия — вторая в мире страна по объему индустрии суррогатного материнства.
Однако эта тема в целом все еще негласная — о ней мало кто говорит публично. Это подтверждает и звезда шоу-бизнеса Яна Рудковская, по мнению которой за минувшие годы мало что изменилось в сознании людей.
«О суррогатном материнстве мне рассказала моя очень хорошая приятельница Ольга Слуцкер десять лет назад. И с тех пор все по-прежнему: проблема не обсуждается, людям кажется даже неправильным говорить о ней», — рассуждает Рудковская в беседе с РИА Новости.
Рудковская вместе со своим мужем — двукратным олимпийским чемпионом, фигуристом Евгением Плющенко — решила прибегнуть к услуге суррогатной матери после нескольких неудачных попыток забеременеть с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО — получение эмбриона в пробирке с дальнейшим переносом в утробу матери). Пара уже нашла подходящую женщину, которую они готовы на время поселить у себя дома.
«Это не значит, что я не могу забеременеть сама. Просто это все равно риск для здоровья. И если попытаться это (ЭКО) сделать в пятый раз, то шансы на успех все равно ниже, чем если прибегать к суррогатному материнству», — объясняет 44-летняя Рудковская.
И, возможно, женщин в таком положении в России сейчас десятки тысяч. Услугами суррогатных мам пользуются представители самых разных социальных слоев, о чем свидетельствуют данные центров репродуктологии.
При этом большинство — около 90 процентов — граждан считают себя верующими, в их числе и Рудковская с Плющенко, и у многих возникает важный мировоззренческий вопрос: насколько суррогатное материнство допустимо с точки зрения религии?
«Ребенок не виноват»
Официальная позиция Русской православной церкви, к которой относят себя, по разным данным, от 63 до 80 процентов верующих россиян: суррогатное материнство «противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе».
«Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания», — говорится в «Основах социальной концепции» РПЦ.
Но эту позицию Церковь сформировала в далеком уже 2000 году.
И многие годы оставалось до конца не понятно: как быть с младенцами, рожденными таким способом, — крестить или нет? Лишь 13 лет спустя Синод РПЦ уточнил, что ребенок «не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью».
Однако формулировки этого постановления Синода позволяют священникам ставить условия родителям, желающим крестить ребенка, рожденного при помощи суррогатного материнства. А именно: священник может сказать, что крестить малыша можно либо после того, как его родители или суррогатная мать «принесут церковное покаяние», либо уже в сознательном возрасте.
«Цель оправдывает средства?»
В РПЦ заверяют, что следят за развитием репродуктивных технологий, поэтому Церковь «занимает более чем актуальную позицию». Главное, чего опасаются ее служители, — это превращение деторождения, которое само по себе испокон веков считалось священным событием, в одну из многочисленных индустрий.
«В мире идет циничная коммерциализация этой стороны жизни. Убежден, что ни одна обеспеченная женщина не будет за деньги рожать детей для других, на роль таковых безнравственный бизнес ищет бедных и незащищенных. Отношения «деньги — товар» проникают в самую сердцевину семьи», — заявил замглавы отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Продолжение рода, по его словам, — богоугодное дело, а не «поход в супермаркет», где заказчик волен выбирать «живой инкубатор» или «самый подходящий эмбрион». В таком случае, утверждает представитель РПЦ, женщина, представляющая услуги суррогатного материнства, превращается в объект «безнравственной эксплуатации».
«Рождение ребенка — праведная цель, но и она не может оправдывать любые средства ее достижения», — подчеркивает Кипшидзе.
«Когда другого выхода нет»
Не только РПЦ опасается коммерциализации суррогатного материнства. Об этой угрозе говорят духовные лидеры и представители всех традиционных для России религий. Но и среди них идет дискуссия по важному вопросу: допустим ли такой способ продолжения рода? И если да, то в каких случаях?
Мусульмане — а это от 15 до 25 миллионов российских граждан — опираются в этом вопросе на фетвы (заключения ученых-богословов) либо на мнения авторитетных муфтиев. В целом они не приветствуют такой способ репродукции. Однако допускают, поскольку «ситуации у людей бывают разные».
«В Священном Коране есть упоминание о том, что Аллах кому желает — дарует мальчика, кому-то девочку, кому-то и тех и других, а кого-то, по желанию, делает бесплодным. Поэтому суррогатное материнство ислам допускает в крайних ситуациях, когда люди после долгих лет попыток завести ребенка понимают, что другого выхода нет», — объясняет РИА Новости муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов.
Суррогатное материнство, утверждает он, «не должно быть повсеместной услугой: мол, не хочешь проходить все трудности беременности — плати деньги другой женщине». Такой подход, заметил муфтий, недопустим.
«Кто мать?»
Еще один важный аспект, на который обращают внимание религиозные деятели, — установление родительских прав. Если в светском законе все достаточно четко прописано (а в России суррогатное материнство легализовали еще в 1995 году), то с духовной точки зрения все довольно непросто. Особенно в иудаизме, где принадлежность к еврейскому народу устанавливается как раз по материнской линии.
«Кто из двух женщин является истинной матерью ребенка в случае суррогатного материнства? Та, которая зачала жизнь, или та, что сохранила жизнь плода? Здесь действует общее правило, применяемое ко всем ситуациям, по которым нет единого мнения: если сомневаешься — надо проявлять максимальную осторожность, чтобы попутно не нарушить другие заповеди. Поскольку в каждом случае суррогатного материнства имеются свои конкретные особенности, необходимо на каждом этапе, от зачатия до рождения, обеспечить постоянные консультации не только врачей, но и специалистов-раввинов», — рассуждает главный раввин России Берл Лазар.
Или такой взгляд на правовые последствия. Например, с точки зрения иудейского закона суррогатной матерью не может быть замужняя женщина, иначе это грех измены, даже при одобрении мужа. А по Семейному кодексу России все наоборот: эта услуга оказывается при письменном согласии супруга. Налицо противоречие между «законом Божиим» и законом светским.
«Первая заповедь Торы гласит: «Плодитесь и размножайтесь». Уже одно это показывает, как важно все, что связано с зачатием и рождением детей. С другой стороны, человеку предоставлена свобода выбора — творить детей или не творить. И, наконец, третий аспект проблемы — ответственность родителей.
Мудрецы Талмуда учат: из-за важности соблюдения первой заповеди «надо идти вплоть до самопожертвования». Иными словами, если есть «техническая» возможность родить, надо эту возможность реализовать, даже если это создает для человека жизненные трудности.
Эти положения составляют основу отношения иудейской религии к проблеме суррогатного материнства. Наша задача — искать все возможности для исполнения заповеди «Плодитесь и размножайтесь».
Поэтому раввины считают, что вынашивание плода суррогатной матерью, в принципе, допустимо — но только если нет никакой другой возможности произвести на свет ребенка», — отмечает Берл Лазар.
«Тонкости психологии»
Другой не менее важный вопрос — дальнейшая судьба ребенка. Стоит ли ему общаться со своей суррогатной матерью? Нужно ли ему сообщать о том, каким способом он произведен на свет? Об этом религиозные деятели разных традиций усиленно спорят. Если в иудаизме эти вопросы решаются индивидуально, то, например, представители христианских конфессий ратуют за «психологическое здоровье» людей.
«Донорское зачатие и суррогатное материнство чреваты для ребенка тяжелым психологическим кризисом в будущем. Дети от анонимного донора могут впоследствии по неведению вступать между собой в браки и в итоге будут иметь неполноценное потомство», — предупреждает начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский.
Именно поэтому для евангельских христиан (одна из ветвей протестантизма), коих в России сейчас примерно 2,5 миллиона, суррогатное материнство вступает «в противоречие с первоначальным планом Бога», а потому не считается оправданным.
«В этой связи развитие современной биотехнологии, ведущее к все более активному вмешательству в процесс зарождения человеческой жизни, вызывает тревогу. Жизнью человека, в том числе еще не рожденного, нельзя распоряжаться по собственному усмотрению, как материальной ценностью», — говорит Ряховский.
И в таком случае, по мнению религиозных деятелей, между матерью и ребенком утрачивается эмоциональная связь. А это — основа воспитания.
«Коммерческая услуга» или «счастье всем»
«Когда малыша отдают «заказчикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам.
Если же женщине, переживающей беременность, безразличен малыш, которого она именует холодным словом «плод», возникает риторический вопрос, а нужна ли ребенку такая мама? Особенно учитывая, что именно на этих этапах внутриутробного развития закладываются слои психики, определяющие всю его жизнь. Об этом писал еще Отто Ранк — ученик Зигмунда Фрейда.
Материнство изначально предполагает не только вынашивание малыша, но и уход за ним и его воспитание», — рассуждает известный специалист РПЦ по биоэтике иеромонах Димитрий (Першин).
А с другой стороны, суррогатная мать в какой-то момент может захотеть вернуть выношенного ей ребенка. И в таком случае у нее происходит внутренний надлом, обращает внимание на этот аспект замглавы Буддийской традиционной Сангхи России, настоятель Санкт-Петербургского дацана лама Буда Бадмаев.
«Однако если женщина согласна отдать ребенка и моральная сторона вопроса ее не волнует, то тогда суррогатное материнство возможно. Как вы знаете, буддизм лояльно относится ко всем процессам, которые происходят в обществе, — каждый из них приносит и пользу, и вред в разной степени», — отметил лама.
Поэтому суррогатное материнство, с точки зрения буддизма, оправдано, если никому не приносит страдания. Главное в этом вопросе, по мнению ламы, — «счастье всех людей», а также «исполнение желания тех, кто не может по каким-либо причинам иметь детей».
«Главный принцип»
Вообще, с точки зрения буддизма, который исповедуют примерно 1,5 миллиона россиян, дети даются человеку в зависимости от кармы. «Обычно это связано с распутством в прошлой жизни, а также с совершенными убийствами: когда человек много убивал, то одним из побочных эффектов в следующих жизнях будет неспособность производить потомство», — объясняет лама Бадмаев.
В некоторых же других религиозных традициях бесплодие объясняется волей Всевышнего. Его воля, согласно их вероучениям, — непреложный закон, которому нужно следовать. А человеческое вмешательство в «небесные планы» — дело опасное, считают представители духовенства.
«Любая технология, нарушающая целостность личности, греховна и враждебна человеку. Под целостностью понимается вся совокупность телесных, психических и духовных способностей и ограничений.
Человек, его целостность — это наивысшая ценность, так как это и есть образ и подобие Божие.
Человек не конструктор, не собирается из частей, это как бы «совокупность» технологий, мы не можем заменять одну технологию, если что-то «сломалось», — убежден ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.
Именно поэтому религии, если говорить в целом, с осторожностью относятся к такому явлению, как суррогатное деторождение. Ведь этот процесс сопряжен с определенными трудностями как для родителей, так и для ребенка. А для духовенства, как и, впрочем, для медиков, главный принцип один — не навредить.
Источник: https://ria.ru/20191204/1561931117.html
Суррогатное материнство и церковь
В мире насчитывается множество вероисповеданий и их отдельных течений, и каждая религиозная община имеет свой взгляд на вопрос бесплодия и применяемых методов борьбы с этой проблемой.
Некоторые убеждены, что суррогатное материнство – это преступление против божественного замысла. Другие относятся к нему нейтрально или даже положительно, принимая достижения современной науки и медицины.
Далее рассмотрим позиции основных мировых религий.
Католицизм и православие
РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью.
Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии.
В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).
Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака.
Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга.
Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.
Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:
- Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
- Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
- Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
- Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
- Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.
Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов.
Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения.
Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.
Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками.
С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями.
Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.
Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:
- используется генетический материал супругов;
- оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
- не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
- готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.
Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта.
Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования.
Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.
Иудаизм
От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю.
Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек.
Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.
Суррогатное материнство и Мусульманство
Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.
В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов.
Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию).
Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.
Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:
- суррогатная мать должна состоять в браке;
- обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
- перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
- материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
- появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
- суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.
Другие религии
В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве.
Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания.
Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.
В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.
Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга.
Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу.
Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.
Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.
Источник: https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html
Как церковь относится к суррогатному материнству?
В начале XXI столетия инновационные разработки в области медицины продвинулись далеко вперед. С их помощью стало возможным решение одной из самых страшных бед многих семейных пар — бесплодия. Суррогатное материнство — одна из самых неоднозначных вспомогательных репродуктивных технологий, против которой выступает Православная церковь.
Вопрос крещения
Одной из главных тем большинства высказываний, направленных против суррогатного материнства, является спорный вопрос о возможности крещения младенцев, рождённых суррогатной матерью.
Крещение ребенка возможно, если его родители исповедуют православную веру
Мнения священнослужителей в этом вопросе неоднозначны. Высказываются следующие мнения:
- Младенец имеет право быть крещеным независимо от обстоятельств появления на свет. Ребёнок не должен нести ответственность за применение родителями репродуктивных процедур, которые осуждает Церковь.
- Крещение — начало длинного пути, который проходит христианин на пути к единению с Богом в Его Царстве. В младенческом возрасте человеку помогают идти по нему родители и восприемники. Но если они не принимают позицию Церкви и не раскаиваются в своём противоестественном поступке, то и ребёнку они привить христианское смирение и покорность Воле Господа не смогут. Таким образом, крещение младенца возможно только после покаяния родителей, пошедших против Замысла Всевышнего.
- Человек, рожденный суррогатной матерью, может пройти Таинство Крещения в осознанном возрасте, осознанно решившись на этот шаг. Факт его противоестественного рождения не может стать в этом случае препятствием.
Важно! Все представители православной церкви считают, что легализация суррогатного материнства — недопустимое явление в государстве, в котором существует социальное общество. Оно является вызовом установленному Богом порядку и не может считаться допустимым верующим человеком.
Мнение священников
В 2013 г. дискуссия о суррогатном материнстве разгорелась с новой силой в связи с рождением у известной супружеской пары детей, вынесенных нанятой для этого женщиной. Своё мнение относительно этого вопроса в различных средствах массовой информации высказали некоторые представители Православной Церкви.
Суррогатное материнство является недопустимыми с православной точки зрения
- Представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов, отмечает что эта методика приводит к разрушению эмоциональных связей между матерью и младенцем.
Она оказывает травмирующее воздействие на психику женщины, оказывающую услугу по вынашиванию ребёнка, который в будущем может испытывать проблемы с самоопределением.
- Священник Сергий Рыбаков, окаймляющий один из приходов Рязанской митрополии, считает суррогатное материнство вызовом Божественному Замыслу.
Богатые люди, имея большие финансовые возможности, удовлетворяют свои прихоти вместо того чтобы прислушаться к Голосу Господа и принять в свою семью ребёнка-сироту, нуждающегося в заботе и любви. Протоиерей выражает согласие с мнением ряда общественных деятелей, считающих что вынашивание ребёнка по контракту — узаконенная торговля детьми.
- Иерей Алексий Мороз утверждает, что увеличение случаев использования найма женщин для рождения детей — показатель духовно-нравственного состояния российского общества. Люди, забывая об истинном своём предназначении, заключающемся в стремлении к единению с Господом, пытаются любыми путями к удовлетворению горделивых желаний.
В этом стремлении они не задумываются о дальнейшей судьбе детей, рождённых по этой методике. Священнослужитель отмечает, что вопрос о воцерковлении детей, рождённых от суррогатной матери, требует богословского обсуждения.
- Протоиерей Олег Стеняев, руководящий центром для реабилитации людей пострадавших от нетрадиционных религий, отмечает, что участие в процессе рождения ребёнка третьего лица — это не только нарушение установленного Господом порядка, но вмешательство в биологическую природу человека.
Биологические родители, мечтая о ребёнке, похожем на них, не учитывают, что на стадии внутриутробного развития младенец будет находиться в теле третьего лица. А так как протекание этого периода во многом влияет на будущую жизнь человека, то предсказать особенности его характера и поведения практически невозможно.
- Представитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов, отмечает, что суррогатное материнство превращает женщину в инкубатор. За ней не признаётся право на материнские инстинкты и чувства по отношению к ребёнку, которого она вынашивает.
Легализация этой методики привела к разрушению традиционных семейных ценностей, крушению морально-этических общественных норм и распространению гомосексуальных союзов. Большой процент потребителей этой услуги в России составляют иностранцы, поэтому суррогатное материнство — доходный бизнес-проект, а не средство решение проблемы бесплодия российских супружеских пар.
Альтернативой этого процесса является усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Это позволит истинному христианину и удовлетворить своё желание иметь детей, и совершить богоугодное деяние.
Протоиерей Андрей Ткачёв о суррогатном материнстве
Дек 14, 2019 01:19 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-surrogatnoe-materinstvo.html