Мутизм у детей: симптомы, лечение и пр для элективного и других типов
Мутизм у детей представляет собой полное отсутствие вокализации, иными словами – это отказ от речевой активности по различным причинам. В переводе «мутизм» означает «немой», что в полной мере отражает суть заболевания.
Своевременное выявление проблемы ведет к быстрому выздоровлению посредством индивидуальной терапии.
Данный синдром широко описан в психиатрии и неврологии, где описывается комплекс симптоматических и видовых характеристик данного нарушения.
Зачастую дети крайне озадачивают своих родителей отказом от речи, вследствие чего родителям приходится обращаться к специалистам.
Данное заболевание имеет уникальную природу: ребенок прекрасно понимает как речевую, так и письменную речь, не отстает в своем развитии, их личности не свойственна зацикленность на себе как при аутизме, а речевые отделы не имеют локальных функциональных нарушений, если болезнь не вызвана травматическим процессом. Зачастую недуг относят к невротическому комплексу, то есть истерическая направленность личности из-за диссонанса с окружающим миром выражается немотой.
Что вызывает мутизм?
Психологические причины такого явления крайне разнообразны, поэтому каждый пациент рассматривается и изучается в индивидуальном порядке. Чаще всего встречается так называемый «протест против всего мира» — молчание в такой ситуации становится формой выражения обиды или агрессии. Провоцировать такие чувства могут разнообразные факторы, но чаще всего это следствие:
- Мутизм отличается тем, что ребёнок по физическим данным может разговаривать, но есть некоторые сдерживающие факторы психологического характеранеумения находить общий язык с окружающими;
- неспособности четко формулировать свои желания в устной форме.
У ребенка попросту нет отдельного пространства для свободного выражения столь негативных чувств, и он перестает произносить что-либо.
В группе риска находятся застенчивые дети, дети, у которых сложная обстановка в семье, ребята с проблемами в артикуляции и когнитивной сфере, что вызывает у них некоторое смущение и т.д.
Иногда в истоке проблемы стоит серьезное заболевание, и тогда мутизм выступает одним из элементов симптоматического комплекса. Немота ребенка может говорить о: поражениях головного мозга, развитии шизофрении или детского аутизма, сильном депрессивном состоянии.
Симптоматический комплекс
Говоря о симптомах данного недуга можно описать ряд дополнительных, так называемых прикладных проявлений, возникающих на почве молчания, что и выступает основным выражением болезни.
Стоит отметить, что самая распространенная форма заболевания – это элективный мутизм, при котором вокализация не пропадает полностью, здесь ребенок может избирательно говорить, например, только с родителями.
Среди остальных симптоматических проявлений могут присутствовать изменения таких сфер:
- проблемы клинико-психиатрического характера. В рамках психогенных новообразований могут встречаться: частые депрессии, тревожные состояния, паталогическое состояние базального недоверия к миру, а так же страхи социального аспекта на уровне фобий, встречаются энурез, энкопрез, гиперактивность и нервные тики;
- комплекс речевых нарушений. Здесь имеется в виду не молчание малыша, а уровень развития его речи. Диагностика осуществляется по стандартизированным подходам с использованием определенных методик, однако методы измерения развития речи подбираются индивидуально для каждого пациента. Все зависит от того сможет ли испытуемый общаться с врачом для оценки его вербальной активности и ее качественных особенностей. Если нет возможности проверить данный процесс посредством разговора, то для исследования принимаются записи голоса пациента в условиях его активного проявления, например, дома с родителями, исследование письменной речи, а так же батарея скрининговых методик для описания рецептивной речи;
- интеллект. Невозможно говорить о полной сохранности интеллектуальной функции при различных нарушениях речи. Так же совершенно невозможно утверждать, что нарушения интеллекта будут локальными.
Исследования невербальными методологическими инструментами помогли выявить средний показатель IQ для больных данной категории – он составил 85 баллов.
Исследования исключенной выборки, не имеющей аналогичного заболевания, показало средний шкальный результат в 100 баллов.
Данные показатели не могут претендовать на абсолютный константный вид, однако принято считать как специфическую черту протекания мутизма заниженный уровень интеллекта у больных детей.
- социализация. Процесс адаптации, в обществе усложненный недоверием к окружающим, как к ровесникам, так и к взрослым, выражается в ограничении вербального общения;
- личность больного ребенка. Относительно типизации детей с данным недугом существует множество теоретических расхождений, описывающих различные личностные особенности и закономерности в выборке с данным контингентом.Обращаясь к личности можно явно фиксировать лишь нарушение волевой активности как психического процесса. Таким детям свойственна гиперволевая направленность, выражающаяся в категорическом нежелании поддерживать речевую активность с людьми не из доверенного круга.
Специфика лечения мутизма у детей
Одним из врачей, способных оказать помощь при мутизме, является невролог
Для обследования и постановки диагноза следует обратиться к специалистам, а в данной ситуации компетентную помощь смогут оказать такие профильные врачи как:
- психолог/психотерапевт;
- клинический психотерапевт/психиатр;
- логопед;
- невролог.
Если ребенок не начал говорить до трехлетнего возраста, то это не повод чрезмерно беспокоиться.
Особенность формирования процесса вербализации происходит по-разному у каждого ребенка и рубежным возрастом в такой ситуации является именно три года.
Отсутствие речи до данного возраста принято считать нормальным, это явление описывается как несимметричное формирование психических процессов, основанное на особенностях функциональной асимметрии головного мозга у разных детей.
Ввиду достаточной специфичности заболевания методы лечения таких пациентов могут быть самыми разными, однако стало давно привычным ориентироваться на поведенческие (бихевиоральные) подходы психотерапии. Терапия включает несколько этапов, осуществляя системный подход в лечении детей данного контингента:
- Благодаря занятиям с психологом можно развить стремление ребёнка к общениюнепосредственно терапевтическое вмешательство. На этом этапе прибегают к формированию у малышей навыков и стратегий социальной адаптации. Процесс осуществляется путем групповой и индивидуальной терапии, занятий с психологом (как самого ребенка, так и с его родителями). Терапевт прибегает к методам работы по устранению страха и фобий перед людьми, развивая социальную лабильность, что в дальнейшем позволит устанавливать социальные связи и вступать в ролевую среду;
- работа родителей. Родителям необходимо так же участвовать в процессе социальной адаптации их ребенка и формирования у него желания говорить с окружающими. Это достигается путем поощрения речевых актов с другими людьми. Поощрения не обязательно должны быть материальными, зачастую это дополнительное оказание внимания и эмоциональное подкрепление, которое должно восприниматься ребенком как стимул;
- работа окружающих. Если ребенок является членом школьного коллектива, то педагог и одноклассники ребенка получают определенные инструкции по особенностям взаимодействию с больным;
- медикаментозное лечение. На самом деле данный этап не всегда необходим и к нему стараются особо не прибегать, однако, если терапия не оказывает должного результата, то врач назначает препаратную терапию. Здесь используют средства способствующие выработке серотонина — существуют данные о стопроцентной эффективности применения данных медикаментов.
об избирательном мутизме
- Полина
- Распечатать
Источник: https://pediatriya.info/u-rebyonka-mutizm-prichinyi-poyavleniya-priznaki-i-lechenie/
Как понять новорождённого – советы по определению потребностей
Уход за младенцем – тяжёлая задача, требующая немало знаний и усилий. Особенно тяжело приходится молодым мамам, ведь они впервые сталкиваются с заботой о ребёнке, и не осознают, как понять новорождённого. Со временем родители приобретут уверенность в своих действиях. Чтобы начать лучше понимать поведение грудничка, ознакомьтесь с нашей статьёй.
Связь между мамой и ребёнком
Каждая женщина понимает состояние своего крохи на бессознательном уровне, поскольку в период беременности мама ощущает толчки и шевеления малыша, даже может прощупать его тельце. Вся информация о внутриутробной жизни сохраняется.
Но теперь вы можете держать кроху на руках, и распознавать его желания и эмоции по звукам и мимике. Ребёнок начинает демонстрировать навыки коммуникации уже в 1.5 месяца – он улыбается, смотрит в глаза. С этого момента устанавливается диалог между мамой и малышом, и наступает полное взаимопонимание.
Почему малыш плачет?
У младенцев плач является единственной возможностью передачи информации родителям. Для того, чтобы кроха вырос психологически здоровой личностью, необходимо всегда реагировать на плач ребёнка.
Слёзы младенца всегда сигнализируют о какой-то потребности либо боли. Чем скорее мама придёт к крохе, тем быстрее выявит и предупредит возможные проблемы со здоровьем.
Как понять, что беспокоит новорождённого
К основным факторам, провоцирующим слёзы ребёнка относят:
- голод;
- жажду;
- страх;
- боль;
- дискомфорт;
- перегрев;
- усталость;
- отсутствие мамы.
Рассмотрим причины плача подробнее.
Потребность в телесном контакте
Младенцы – беззащитные создания, которые боятся оставаться одни, они нуждаются в постоянном присутствии мамы. Это даёт им чувство защищённости и стабильности.
Они часто плачут, желая, чтобы их взяли на руки. Таким образом дети чувствуют материнское тепло, которое дарит им положительные эмоции.
Первое, что нужно делать с новорождённым, когда он плачет, – взять на руки. Если малыш сразу успокоился, значит ему не хватало телесной связи с мамой.
Вы должны чаще обращаться к малышу, смотреть на него, улыбаться. Подобные действия способствуют совершенствованию слуха, зрения и речевых умений.
Дети также требуют присутствия мамы, когда чего-то пугаются: громких криков, стуков, чужого человека. При этом они громко и продолжительно плачут. В эти моменты нужно обнять ребёнка, дать почувствовать себя защищённым.
Физиологические потребности
Ребёнок постоянно плачет, когда голоден. Детей первого года жизни нужно кормить по требованию – когда они плачут. Со временем вы наладите чёткий режим кормления, и будете знать, когда малыш захочет есть.
Некоторые мамы не знают, как понять, что новорождённый наелся, и кормят его чаще и больше. Делать этого не стоит, так как можно нарушить процессы пищеварения, вызвав ряд проблем. Если ребёнок наелся, он выплюнет грудь либо бутылочку, отвернётся от неё.
Чтобы понять, что ребёнок не наедается, также не нужно иметь много опыта. Грудничок голоден, если тянет руки в рот. Кроха начинает плакать и капризничать уже через пол часа после кормления, дайте ему молока, и он успокоится.
Чтобы не допускать подобных ситуаций, увеличьте объём молока для разового кормления. Также следите за прибавкой в весе: за неделю малыш должен набирать около 120 граммов.
Не забывайте про воду. Младенец может хотеть пить и сильно плакать, ведь он не способен объяснить это маме. Регулярно поите ребёнка кипячёной водой.
Малыши до полугода нуждаются в комфортном и продолжительном сне. Поэтому детские капризы могут свидетельствовать о желании отдохнуть.
Не все дети засыпают самостоятельно, мамам приходится носить их на руках и укачивать. Выберите подходящий ритуал отхождения ко сну уже сейчас, ребёнок запомнит его, и начнёт быстрее засыпать.
Также следите за состоянием подгузника. Ребёнок не сможет полноценно поспать в мокром наполненном памперсе.
Сильный плач также может свидетельствовать о том, что кроха замёрз. Потрогайте его ручки и ножки, если они прохладные, оденьте ребёнку что-нибудь тёплое.
Но не нужно кутать малыша, так как перегрев способен спровоцировать развитие заболевания либо появление сыпи. Во всём нужна мера.
Болезненные состояния
Большинство деток первых трёх месяцев жизни испытывают кишечные колики. Это объясняется недоразвитостью ферментативной системы, что ведёт к скоплению газов в кишечнике.
Понять, что у новорождённого колики, можно по сильному плачу, увеличенным параметрам живота, малыш прижимает ножки к животу, сжимает кулачки.
Чтобы облегчить состояние крохи, нужно:
- массировать животик лёгкими движениями;
- укладывать малыша на животик для лучшего отхождения газов;
- поить травяным чаем;
- давать средства, уменьшающие газообразование и стимулирующие перистальтику;
- применять газоотводную трубку.
Если мама кормит грудью, то необходимо тщательно подбирать продукты питания для себя, чтобы не ухудшить состояние крохи.
Самой неприятной причиной плача ребёнка являются различные болезни. Молодые мамы иногда не могут определить, что младенец заболел. Поэтому при любых подозрениях на патологию обращайтесь к педиатру.
Несмотря на то, что дети до 6 месяцев редко болеют, так как «снабжены» материнской иммунной защитой, риск заразиться всё же существует. При посещении общественных мест, наличии старшего брата либо сестры, частых визитах гостей ребёнок может заболеть.
К основным признакам недомогания у грудничка относят повышение температуры тела (выше 37,5 градуса), ринит, кашель, слезотечение. Помимо простуды, высокая температура и насморк у ребёнка могут указывать на прорезывание зубов.
У некоторых детей первый зуб начинает прорезываться уже в 4 месяца. Состояние также может сопровождаться диареей, рвотой. У каждого малыша этот процесс протекает индивидуально.
Действия мамы
Первое, что должна сделать мама при плаче ребёнка, – взять его на руки. Таким образом устраняется самая частая причина капризов – желание телесного контакта с мамой.
Если малыш продолжает плакать, возможно он просит поесть, попить либо хочет поспать. Если кроха не унимается, смените ему подгузник, проверьте наличие опрелостей.
Постоянно плачущий малыш вынуждает маму испытывать стресс и напряжение. Женщина не знает, что делать, и впадает в отчаяние.
Следует быть готовыми к непредсказуемому поведению маленького человечка, ведь:
- ребёнок может не прекратить капризничать, даже если для этого вы сделаете всё возможное;
- некоторые малыши постоянно плачут на протяжении первого года жизни;
- плач может так же внезапно закончиться, как и начаться независимо от предпринимаемых вами действий;
- обычно дети начинают плакать без причины в конце дня.
Успокаивая своё чадо, важно быть уравновешенным самому. Дети чувствуют состояние взрослого человека, и могут капризничать в ответ на раздражённость и нервозность родителей.
Если малыш не унимается, вызовите педиатра на дом. Подобная реакция крохи может свидетельствовать о развитии заболевания. Чем раньше выявить источник плача, тем скорее настанет облегчение.
Психологи советуют петь новорождённым песни, колыбельные, включать классическую музыку. Успокаивающие мелодии способствуют расслаблению, снятию тревожности. Установлено, что ежедневное прослушивание классических произведений улучшает физиологическое и психологическое развитие детей.
Некоторые мамы, боясь избаловать своё чадо, не подходят к нему, если он плачет. Такое поведение неприемлемо, ведь новорождённые беспомощны.
Иногда плач может указывать на серьёзную проблему – малыш упал, срыгнул, запутался в одеяле. Вы должны полностью контролировать ситуацию, следя за состоянием младенца. А к воспитательным моментам нужно прибегать немного позже.
Заключение
Если вы хотите осознать, как понять младенца, просто чаще берите его на руки, дарите ему своё тепло.
Вскоре вы научитесь понимать все желания своего малыша, ведь вы – его самые близкие люди. Помните, что груднички не плачут просто так, капризы всегда указывают на какую-то потребность.
Источник: https://its-kids.ru/kak-ponyat-novorozhdyonnogo.html
Почему у слышащих родителей может родиться глухой ребенок
Этим вопросом задается каждая семья, в которой появляется ребенок со сниженным слухом. Как же так? Почему у нас, ведь мы все хорошо слышим?
Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, нужно вникнуть в теорию.
Генетическая предрасположенность
Более чем в половине случаев потери слуха связаны с генетической предрасположенностью. Именно гены определяют, какие наследственные признаки перейдут от родителей к детям. От матери и отца мы получаем по одной копии каждого гена. Этот генетический набор может содержать как нормальные гены, так и патогенные, которые проявляются в виде заболеваний.
Каждый из нас может быть носителем измененных, патогенных генов. И проблема в том, что такие гены могут себя не проявлять, а мы – даже не знать об их существовании.
Измененные гены по-другому называют мутацией. Когда ребенок получает два таких измененных гена, по одному от каждого родителя, мутация проявляется. Вероятность совпадения двух мутационных генов составляет около 25 %.
Как выявить предрасположенность
Диагностика генетической предрасположенности выполняется следующими способами:
- Наследственный анамнез больного.Другими словами, это генеалогическое древо с информацией о хронических заболеваниях и о том, как они протекали и в каком возрасте развивались. Чем подробнее будет этот список, тем лучше. Полученные данные позволят выстроить четкую систему по диагностике и профилактике возможных болезней.
- Регулярные аудиометрические исследования.Позволяют определить восприимчивость слуха к звуковым волнам разной частоты.
- Молекулярно-генетический анализ.Выявляет наследственные патологии и анализирует наличие модификаций в генах, хромосомах и ДНК.
- Вспомогательные методы диагностики.Например, компьютерная или магнитно-резонансная томография.
Каждый человек может являться носителем гена рецессивной несиндромальной глухоты, которая никак себя не проявляет. Чаще всего люди даже не знают о том, что такой ген есть в их организме
На что обратить внимание
Не всегда нужно копаться в причинах случившегося. Возможно, вы узнаете, что явилось причиной и привело к снижению слуха у ребенка. А ввозможно, причина так и останется загадкой. Генетика – это всего лишь статистика. Ее не исправишь. Конечно, хочется знать и понимать, как можно было избежать глухоты. Однако когда проблема уже есть, то важнее ставить другой вопрос: «Как помочь малышу?»
Часто нарушение слуха у крохи воспринимается родителями трагически. Переживание глубоких душевных страданий может помешать увидеть самое главное – своего ребенка. А для него снижение слуха совсем и не горе. При своевременном обращении к специалистам ребенок становится полноправным членом общества и развивается так же, как все остальные. Иногда даже лучше.
Случай из практики: мальчик, кохлеарные имплантаты установлены на оба уха. Первый – в 2 года, второй – в 4. В 14 лет он приехал из Чечни вместе с отцом на очередную настроечную сессию.
По развитию мальчик ни в чем не уступает сверстникам. Участвует в олимпиадах по физике, знает несколько языков: русский, чеченский, английский.
Тем не менее в конце визита отец спрашивает у врача: «Как же так? Почему нам не повезло?»
А ведь у мальчика все хорошо! У него две руки, две ноги и два глаза. У него есть семья. Ребенок живет полноценной жизнью и слышит. Современные слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты позволяют скорректировать практически любую потерю слуха и дают возможность наслаждаться жизнью во всей ее полноте.
При постановке диагноза самое важно для родителей – помнить о самом ребенке и стремиться помочь ему в развитии и компенсации слуха
К сожалению, не все родители принимают диагноз своих детей и предлагаемую специалистами схему лечения. Они готовы использовать сомнительные методы без гарантии какого-либо результата: рефлексотерапию, иглоукалывание, капли и таблетки. Однако все эти методы не способны компенсировать слух. Они лишь отнимают время, которое может быть использовано для развития.
Физический слух компенсируется слуховыми аппаратами. В случае необходимости – кохлеарными имплантатами. Впрочем, во время ожидания операции на второе ухо все же целесообразно использовать на нем слуховой аппарат.
Ребенку для полноценного развития нужно слышать, понимать речь и говорить самому. Еще важнее – любовь родителей, которые готовы принимать его таким, какой он есть.
Снижение слуха – не приговор
Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.
Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу.
Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку.
Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.
Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.
Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.
Источник: https://mastersluh.ru/stati/o-sluxe/pochemu-u-slyshashchikh-roditeley-mozhet-roditsya-glukhoy-rebenok/
Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей
Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.
Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка.
В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза.
Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор.
Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие.
Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде.
Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу.
Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Виды
Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.
Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:
- элективный;
- психогенный;
- эндогенно-психотический.
Элективный мутизм
Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.
Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.
Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.
Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями.
На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением ых связок, сведением челюсти.
Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.
Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.
Психогенный мутизм
Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.
Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.
На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала.
Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице.
После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.
Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.
Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.
Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.
Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.
Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.
Эндогенно-психотический мутизм
Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.
Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.
Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
- психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
- физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
- психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
- если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
- наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
- ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
- отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством.
Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей.
Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.
Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/mutizm-%E2%80%93-vyinuzhdennoe-molchanie-prichinyi-i-simptomyi-u-detej
Синдром встряхнутого младенца, причины и симптомы
Малыши много плачут и это не новость. Но бывают моменты, когда непрекращающийся плач и нудение доводят до ручки родителей. И тогда они бывают, теряют терпение и эмоционально начинают качать, прямо встряхивая младенца.
Такое жёсткое встряхивание может привести к тяжелейшим последствиям для ребенка.
Что такое синдром встряхнутого младенца?
Синдром встряхнутого младенца он же по-русски синдром детского сотрясения(СДС далее по тексту) это состояние которое возникает у ребенка в голове когда он получает травму головы из-за встряхивания родителями или другими лицами.
Обычно происходит когда кто-то держит ребенка за руки или плечи и встряхивает, в следствии чего голова болтается. Из-за такой болтанки разрываются мембраны клеток головного мозга, и происходит кровоизлияние в мозг.
Какие дети находятся в зоне риска СДС?
Все дети находятся в зоне риска. Это не зависит от возраста, но наиболее опасным является возраст до 1 года.
Что вызывает синдром встряхнутого младенца?
Яростное встряхивание ребенка это самый частый случай происхождения СДС. Однако любое резкое движение ребенком это риск получить травму им. В том числе подбрасывание в воздух, при ДТП (именно поэтому необходимо использовать до двух лет кресла в которых ребенок едет спиной по направлению движения)
Почему именно возникает такая опасность у детей.
· У детей ткани мозга более пластичные и мягкие чем у взрослых. А их череп еще не до конца сформировался.
· Мышцы шеи недостаточно сильны для того чтобы самортизировать удар.
· Когда ребенка встряхивают, его мозг ударяется о стенки черепа. И место удара получает травму.
· Сосуды могут лопнуть от удара, и начнется кровоизлияние.
· Те части мозга, которые подверглись такой травме, скорее всего уже никогда не восстановятся.
· Даже в кроватке, которую активно качают ребенок может получить травму, особенно на мягком матрасе.
Что Не приводит к синдрому встряхнутого младенца?
Вот список того что можно делать с ребенком не опасаясь неприятных последствий.
· Нежное укачивание ребенка на руках.
· Покачивание ребенка на руке или ногах.
· Игра в «самолётик»
· Бег или ходьба с ребенком на руках.
· Падения ребенка с кровати.
· Езда на автомобиле на плохой дороге.
· Вакцинация.
Какие симптомы у синдрома, встряхнутого младенца?
Часто может не быть каких-то явных симптомов травмы головы. Обычно они проявляются внезапно.
Вот основные признаки СДС.
· Резкие изменения в приеме пищи. Ребенок не ест в своё обычное время, возможна потеря аппетита.
· Опухшие глаза. Часто в результате смешения в результате неожиданного сдвига глаза.
· Изменения в речи. Неожиданное заикание.
· Изменения в поведение. Развивается раздражительность, нервозность, острые колики.
· Повышенная сонливость, вялость.
· Может плакать и трогать голову в месте, где болит.
· Проблемы со слухом, его потеря.
Когда бежать к врачу?
СДС ведет к тяжелым последствиям: проблемы с психикой и когнитивной деятельность. Проблемы сенсорным восприятием, неврологические расстройства. Вот список симптомов при которых надо обратится к врачу немедленно:
· Конвульсии и припадки.
· Кровь из носа или глаз.
· Хроническая рвота.
· Потери сознания, частичные потери сознания.
· Перестаёт есть.
· Синеватая или бледная кожа, особенно вокруг лица и головы.
· Набухание на родничке.
· Регресс в развитии.
Как диагностируется синдром встряхнутого младенца?
Диагностика включает в себя рентген, томографию и МРТ.
Можно ли вылечить синдром встряхнутого младенца?
Лечение и его возможность полностью зависит от степени повреждений мозга. В легких случая возможно восстановление в следствии способности мозга регенерировать. Но даже в таких случаях не будет полного восстановления.
Есть некоторые способы уменьшить ущерб от СДС.
1. Лечение самой травмы. Если у ребенка есть внешнее кровотечение или воспаление то врачи лечат его соответствующими процедурами. Используются антибиотики для предотвращения заражения, которое может привести к осложнениям. Иногда в тяжелых случаях прибегают к операции.
2. Реабилитационная терапия. Так как такая травма грозит потерей навыков и задержкой в развитии, то прибегают к специальным тренировкам для уменьшения возможных последствий.
Более 80% процентов детей с травмой головы всю жизнь страдают от последствий этой травмы. Примерно 25% случаев СДС приводит к смерти после встряски или через непродолжительное время.
Как предотвратить синдром встряхнутого младенца?
Не трясите ребенка. Контролируйте эмоции. Вот несколько полезных советов:
1.Передохните если ребенок вас начал доводить. В такие моменты отдайте ребенка другому родителю и покиньте помещение. Если не с кем оставить, положите в кроватку и покиньте помещение.
2.Позвоните кому-нибудь. Попросите кого-нибудь из родственников побыть с ребенком пока вы не успокоитесь.
3.Сфокусируйтесь на положительных моментах. Помните что вы взрослый, а он маленький и беззащитный, не понимающий всего. Вспомните, как он радуется вам когда вы с ним играете. Сфокусируйтесь на положительных эмоциях.
НЕ ПАНИКУЙТЕ! 42
Источники:
https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/13779-shaken-baby-syndrome
https://kidshealth.org/en/parents/shaken.html
https://medlineplus.gov/ency/article/007578.htm
https://www.chop.edu/centers-programs/vaccine-education-center/vaccines-and-other-conditions/vaccines-shaken-baby-syndrome
https://www.cdc.gov/healthcommunication/toolstemplates/entertainmented/tips/ShakenBaby.html
https://www.urmc.rochester.edu/childrens-hospital/developmental-disabilities/conditions/shaken-baby-syndrome.aspx
https://www.dontshake.org/learn-more
Источник: https://zen.yandex.ru/media/daddyknows/sindrom-vstriahnutogo-mladenca-prichiny-i-simptomy-5b685bcfb3263300a9c78019
Немые люди: причины безмолвия. Язык немых
Глухонемые – не такая уж редкость в человеческом сообществе. По статистике, таким дефектом страдает 0,4 процента всего населения Земли. Куда реже встречаются только немые люди, слышащие и понимающие речь, но не способные ответить. И этот феномен куда интереснее, чем отсутствие и способности слышать, и возможности говорить.
Глухота и сопутствующие ей факторы
С медицинской точки зрения, неверно интересоваться тем, почему люди рождаются немыми. Если формулировать точно, все дети немы – разговаривать они не умеют. А звуки издает практически каждый живой новорожденный. Речь – вторичный навык, развивающийся вследствие информации, получаемой через слух.
И если ребенок рождается глухим, то в результате ее отсутствия со временем он немеет полностью, то есть перестает издавать даже неосмысленные звуки. Таким образом, немые люди не рождаются таковыми, а становятся ими. А вот глухота может быть и врожденной.
Причем даже если ее невозможно вылечить, и слуховой аппарат не в состоянии компенсировать глухоту, говорить человека все же можно научить – есть специальные методики.
Немые люди: причины невозможности говорить
Мы уже пришли к мнению, что немота всегда приобретенная. Причем она может настигнуть человека в любом возрасте. И вызвать ее могут разные факторы. Немые люди теряют возможность говорить при следующих обстоятельствах.
- Поражение мозга. Оно может быть травматическим или физиологическим. Чаще всего немоту вызывает удар по голове, пришедшийся в определенную зону, рак мозга либо кровоизлияние в него. Нередко лишены речи больные аутизмом, притом, что все слышат.
- Дефекты органов, ответственных за речь. Это могут быть травмы связок или их деформации вследствие какого-то заболевания. Реален вариант паралича языка – достаточно вспомнить Сильвестра Сталлоне, у которого язык парализован частично, но речь при этом была сильно невнятной до тех пор, пока актер не начал интенсивно его разрабатывать. Упоминать лишение этого органа, пожалуй, не стоит – такой исход весьма маловероятен.
- Мутизм. Расстройство психомоторного типа, в результате которого человек перестает говорить. Его вызывают тяжелые стрессовые ситуации или сотрясение мозга. Немые люди при этом понимают обращенную к ним речь и реагируют на нее, но сами преодолеть безмолвие не в состоянии. При этом немота может быть выборочной – например, касаться только мужчин, в то время как с женщинами человек говорит свободно. Лечится растормаживающими методиками.
В случае если возможность говорить утрачена окончательно и восстановлению не подлежит, человеку могут помочь в общении письмо и язык немых. Правда, последний смогут понять только специально обученные люди.
Язык немых – совсем не то же самое, что жестикуляция, которой пытаются объясниться люди с иностранцами. В этом случае жестовая речь бедна и узко функциональна, в то время как лишенным возможности говорить нужен богатый лексикон, способный передать и художественные образы, и математические термины.
Первый язык жестов возник еще в 18 веке: Германия и Франция открыли сурдопедагогические центры. Базой невербальной речи стали естественные жесты, самопроизвольно возникшие в местечковых сообществах глухих.
В России первый центр был создан в 1806 году, в городе Павловске. В нем использовался опыт французских сурдопедагогов; московская школа, открытая на полвека позже, ориентировалась на наработки немцев. В результате современная российская сурдопедагогика представляет собой симбиоз этих двух школ.
Язык немых индивидуален для большинства языков и требует перевода почти так же, как и вербальная речь. Попытки создать общеземную версию провалились – точно так же, как не прижился и эсперанто.
Дактильная азбука
С пальцевого обозначения букв начиналось развитие жестового языка. Первые разработки в этом плане относятся к 16 веку. Сейчас дактиль к языку не относят. Он используется как жестовый алфавит, для транскрипции незнакомых слов, имен собственных, предлогов, междометий и прочего.
Немота – не приговор
И даже более тяжелые травмы и состояния не могут стать препятствием для полноценного и насыщенного существования. Примером подобной жизненной активности может служить англичанин Стивен Хоукинг, известный астрофизик и физик‑теоретик.
В расцвете творческих и физических сил у ученого начала проявляться специфическая разновидность склероза, вызвавшая паралич. А после трахеостомии, ставшей необходимой из-за тяжелого воспаления легких, он к тому же стал немым. Подвижными остаются исключительно пальцы на правой руке.
Ими он и управляет специально разработанными креслом и ноутбуком, который стал его голосом. В конце концов, он оказался парализован полностью, и управляет оборудованием движением мимической мышцы – единственной, сохранившей подвижность.
Такие ограничения не повергли физика в депрессию: он профессорствует в Кембридже (на должности, некогда занимаемой Ньютоном), в 2007 полетал в невесомости на особом самолете, а в 2016 стал соавтором проекта по отправке исследовательских аппаратов к звезде Альфа Центавра.
Источник: https://FB.ru/article/254410/nemyie-lyudi-prichinyi-bezmolviya-yazyik-nemyih