Можно ли ребенку перед причастием кушать: подготовка детей к причастию
В правилах причащения ребенка у православных каких-то особых ограничений, связанных с возрастом нет. В отличие от тех же католиков, дети которых начинают причащаться при достижении определенного возраста, а точнее — 9 лет.
Однако вопросы по поводу того, можно ли ребенку перед причастием кушать, интересуют многих родителей. Крещеному младенцу Святой Церковью даруется возможность принять Господню благодать. Но можно ли маленьким детям кушать перед причастием?
Для того чтобы это таинство совершалось по православным канонам, все-таки нужно придерживаться некоторых правил, которые необходимо принять во внимание.
Ведь определенная мера ответственности за достойное причастие ложится на родителей, которые должны осознавать, что это — не обряд и не ритуал, который совершается символически.
И это не какая-то магия или волшебное действие в подражание соседям и друзьям.
Предостережения
Причащаясь, человек не соединяется с некой потусторонней силой, которой мы хотим управлять, а воссоединяется с Самим Господом, который по нашей вере будет управлять нами и воздаст нам то, что мы заслужили. Эта возможность внутреннего преображения ведет человека к единению с Господом и к непостижимой тайне причастия. Поэтому оно и объясняется таким понятием, как таинство.
Теперь же, обращая внимание на то, что Господь воздает нам по нашей вере, можем ли мы сказать об осознании полноты веры, когда речь идет о причастии грудного ребенка? Можно подумать, что причастие маленьких детей содержит иную сакральную природу. Но это не так, оно по природе и значению неизменно, несмотря на возраст.
Личный пример
Разбираясь дальше с вопросом о том, можно ли ребенку перед причастием кушать, стоит отметить, что пока малыш маленький, он является частью единого целого с теми, кто о нем заботится. И все, что ему не достает, восполняется его родителями, то есть их верой и личным примером участия в церковных таинствах.
Недопустимым становится то, что родители будут ребенка причащать регулярно, а сами не молиться, не поститься и всячески грешить. Простое присутствие на причастии ребенка тоже не принесет никаких плодов. И к большому сожалению, такие ситуации — не редкость.
Итак, чтобы правильно и полноценно причастить ребенка, нужно в первую очередь подготовиться родителям (посредством молитвы, поста и таинства исповеди).
Для вкушения Святых Христовых Тайн человеку необходимо три дня усердно молиться, когда кроме утренних и вечерних молитв читаются каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю и Последование ко святому причащению. Это важно.
Можно ли ребенку перед причастием кушать
Перед таинством необходимо побывать на вечерней службе. С молитвой надо воздерживаться и от пищи животного происхождения – мяса и рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.
Кормят ли детей перед причастием? Конечно же, морить малыша голодом не нужно. Детям перед причастием можно кушать вареные и сырые овощи, каши без масла, макароны, хлеб, отвары и соки как, собственно, и сами фрукты, которые можно использовать в качестве основного десерта.
Желательно исповедаться до или после вечернего Богослужения, крайний случай — на утренней Литургии до Херувимской песни. На исповеди — высказывать все по совести, при этом не оправдываться и не обвинять других. Надо иметь в виду, что без исповеди (кроме детей до 7 лет) никого не допускают до причастия.
В отрезке между исповедью и причастием православный человек должен полностью воздерживаться от пищи и воды. Это не есть категорическое предписание, но после полуночи накануне эти запреты становятся обязательными. А утром нужно, лишь почистив зубы и прополоскав рот, натощак идти в храм.
Подготовка
Говоря простым языком, подготовка взрослого человека к таинству предполагает прежде всего самодисциплину и предельную собранность. Для многих это довольно сложно.
Некоторые родители перед тем, как подготовить ребенка к причастию, решают выбрать самый простой и незатейливый способ. Они просто подводят или подносят ребенка к батюшке. А затем просят причастить его. Но сами не хотят, надеясь на потом и на какой-нибудь другой раз, когда будут не заняты или когда им будет удобно.
Младенца причащать каждый день не возбраняется, а даже приветствуется, тогда родителям можно не причащаться каждый день.
Однако надолго такое причастие оставлять нельзя — в этом случае такое поведение будет означать откровенное пренебрежение к вере и заодно к своему ребенку.
В такой ситуации малыш не получит ту полноценную силу Божией благодати, так как он будет причащаться без духовного соучастия и поддержки со стороны родителей.
Евангельское учение
Глубже выясняя вопрос о том, можно ли детям есть перед причастием, подходим, наконец, к самому главному — тому, что здесь очень важна молитва.
Например, трехлетний ребенок может запомнить какую-нибудь короткую молитву. Потом он вместе со взрослыми может запомнить еще и еще молитвы. Механическая зубрежка здесь тоже не приветствуется.
Ребенок должен иметь хотя бы основные понятия и воспринимать смысл всех молитвенных обращений к Богу.
Это же касается и того, что к 3-4 годам ребенку нужно рассказывать про Иисуса Христа, про Его Рождество и Воскресение, как Он кормил голодных и исцелял больных. О том, что Господь наш Иисус Христос знал, что Он скоро будет распят на Кресте и как собрал своих учеников на Пасху. По мере взросления родители могут знакомить своего ребенка с текстом Евангелия.
Вынужденное упрощение Евангельских сведений совсем не означает искажение смысла, и лучше чего-то не досказать, чем соврать. Приступая к Причастию, также не надо ребенку говорить о том, что вот батюшка тебе хочет дать вкусненького компотика. Это кощунство. Надо говорить, что вот сейчас батюшка даст тебе причастие — оно святое и хорошее.
Грех
После того как мы выяснили, можно ли ребенку перед причастием кушать, с малышом надо добродушно побеседовать и объяснить, что такое грех. А также, какие заповеди бывают и за что надо просить у Бога прощение.
Детям перед причастием необходимо объяснить, что любой грех вредит не только другим, все недоброе деланное нами возвращается к нам же.
Страх перед исповедью тоже необходимо развеять и объяснить ребенку, что батюшка лишь помогает нам исповедоваться перед Самим Господом Богом. И все, что говорится ему, он не расскажет никому и никогда.
Посещение храма
Некоторые родители считают, что до семи лет их ребенок не грешит, но это неправильное представление. Общеизвестны такие детские шалости, которые являются проявлением детской жестокости и даже преступлением. Греховность заложена в нас от рождения.
Однако ребенок скверно может поступать из-за того, что он не может в полной мере отвечать за свои поступки, а граница в семь лет выбрана просто условно.
Но при этом ребенок должен к этому времени усвоить, что за содеянные нехорошие поступки ему придется держать ответ и перед людьми, и перед Богом.
Ребенка с такой же осторожностью и постепенно надо приучать к посещению храма. Сначала хоть на 15 минут заносить или приводить его перед причастием. А дальше время можно увеличивать и приучить к тому, чтобы дети присутствовали на Литургии все время.
Грудничка надо заранее как-то настроить, чтобы он не плакал и своим криком не беспокоил других прихожан. Конечно же, это не всегда достижимо, но прилагать к этому все усилия необходимо. И чем чаще они причащаются, тем быстрее они могут привыкнуть к церковной обстановке.
Поведение в храме ребенка
Около Святой Чаши младенцев надо держать в горизонтальном положении головкой на правой руке. Ручки ребенка надо придерживать, чтобы он ненароком не толкнул чащу и не тронул лжицу (ложку).
Когда впервые ребенок причащается, он может испугаться. Сначала пусть он лучше посмотрит, как делают это другие. Дайте ему частицу просфоры и поднесите под благословение к батюшке.
Родители могут заслуживать серьезного упрека в том, что их дети, будучи уже в сознательном возрасте, шумят в храме, играют и бегают как на игровой площадке. Это абсолютно недопустимо. Такие правила поведения в общественных местах детям необходимо знать, тем более, когда речь идет о храме.
Насчет периодичности причастия надо отметить, что младенца причащать надо раз в неделю. Дети старшего возраста причащаются реже. Об этом лучше посоветоваться со священником.
Заключение
Церковная практика имеет каноническую основу при причащении детей. В Евангелии от Матфея и Луки несколько раз упоминается случай, когда к Иисусу Христу приносили детей, и он обнимал их, возлагал на них руки, благословлял и молился. Ученики Господа запрещали детям, но Иисус говорил им, чтобы они не возбраняли им приходить к Нему, ибо Царство Небесное из них состоит.
Все это говорит о той важности причащения детей и о высочайшей ответственности, которая возлагается Господом на родителей.
Теперь груз ответственности лежит на плечах родителей. И пусть они сами думают, кормить ребенка перед причастием или нет, а если да, то как именно.
Источник: https://FB.ru/article/475226/mojno-li-rebenku-pered-prichastiem-kushat-podgotovka-detey-k-prichastiyu
Подготовка детей к причащению
Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно.
Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это…На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю — другое.
С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком
Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию.
Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого.
И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете.
Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.
Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником
По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.
Духовная подготовка ребенка тоже важна
Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.
Все постепенно, и молитвы тоже
По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.
Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно.
Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению».
Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.
Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.
Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов.
Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.
«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»
– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.
Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.
Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира.
Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить.
Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.
«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»
– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.
«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»
– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. греховность – несоответствие идеалу, святости.
Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение.
Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал… Самые наши грехи — не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика…
Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.
«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»
– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.
Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.
«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»
– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.
«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»
– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.
«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»
– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.
Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/tainstva-tserkvi/tainstvo-evkharistii-prichashcheniya/podgotovka-k-prichashcheniyu/podgotovka-detey-k-prichashcheniyu/
Причастие ребенка. Подготовка детей к причастию
Вопрос о подготовке детей к причастию освещается во многих книгах и на многих православных сайтах. Однако ему уделяется внимание лишь в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых.
Ввиду большого отличия физиологического и психологического устроения взрослого человека и ребенка, автор статьи предлагает найти особый подход к рассматриваемому вопросу, который бы учитывал возрастные особенности детей и исходя из этого позволял принимать решения относительно выбора условий подготовки к Таинству Причастия.
Мы расскажем о подготовке к Таинству для детей:
- До года
- От года до трех лет
- От трех лет до семи.
Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца.
Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными.
Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту.
Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть.
Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.
Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному.
Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша.
Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях.
В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем.
Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие».
То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.
Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей.
И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.
В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка.
Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает.
И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.
Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.
Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.
Причастие ребенка до года
Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками.
Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали.
Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать.
Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.
Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия.
Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется.
В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.
Причастие ребенка от года до трех лет
С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер.
Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми.
В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.
Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».
Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное.
Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот.
С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».
Источник: https://www.pravmir.ru/podgotovka-detej-k-prichastiyu/
Как причащать детей. От 1 года до 10 лет
Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющегогрехов? Однако святительФеофан Затворникговорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом младенца, как нового члена Его Церкви. По учению святителя, Причастие освящает его, умиротворяет и защищает от темных сил Божией благодатью.
К какой части богослужения приходить с детьми
До года
С грудным младенцем можно приходить к приятию Таинства после Литургии. При этом младенцев перед причастием можно покормить. Только делать это следует хотя бы за полчаса до причащения, для того чтоб грудничок случайно не срыгнул. Мамам, которые готовились к причастию разрешается причащаться святых Таинств вместе с их детьми, даже если они пришли вместе с ними к концу или к середине Литургии.
До семи лет
С двух или трех лет надо постепенно приучать ребенка быть на службе хотя бы с молитвы, предшествующей окончанию Литургии, то есть с общецерковного пения «Отче наш».
После 3 лет ребенка можно постараться не кормить, однако строгих правил по этому поводу нет. Некоторые кормят детей пред службой до 6-7 лет. Каждые родители должны подходить к этому вопросу с разумением.
Хорошо по этому поводу посоветоваться со священником. С семи лет принято приучать детей поститься, однако не строго и постепенно.
Например, можно убедить его ради Христа отказаться от просмотра мультфильмов, или вкушения какой-то особенно вкусной для него пищи.
До десяти лет
Детей от 7 до 10 лет следует приводить в церковь к пению «Иже Херувимы».
Надо помнить, что не каждый ребенок, тем более маленький, может выдерживать всю службу и поэтому родители могут приходить в храм попозже.
С детьми, которые имеют возраст более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители заметят, что ребенок устал, то могут выйти с ним на улицу, погулять около храма.
Следует знать, что не у всех детей хватает терпения выстоять всю службу, поэтому не заставляйте его этого делать, поскольку можете вызвать у него нелюбовь к богослужению.
Какие молитвы читать детям перед Причастием
Священники рекомендуют родителям прочитать детям вслух хотя бы одну молитву или же несколько молитв при подготовке к причастию. Мамам (в отличие от пап) вычитывать все каноны и все правила не обязательно. Достаточно прочитать молитвенное правило ко святому Причащению. При этом прочитать за ребенка каноны и правило полностью могут или папа, или крестные, или же бабушка, дедушка.
Если же кроме мамы сделать этого никто не сможет, тогда она должна молиться соответственно своим возможностям. Но даже если у мамы совершенно не находится времени для большого количества молитв, то достаточно помолиться по правилу преподобного Серафима Саровского:
«Отче наш — 3 раза», «Богородица Деворадуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз»
Постится за ребенка не нужно. Однако перед Причастием ребенка родителям следует воздерживаться от супружеских отношений. Надо постараться сделать все возможное, чтобы приход в храм для приобщения ребенка к благодати, не оказался бесполезным. Но делать надо все в меру сил, ведь Бог силы наши знает, Он от нас не ждёт ничего невозможного.
Надо помнить, что недостаточно только привести в храм ребенка и причастить его. Родители должны постараться сохранить полученную в храме благодать. В день причащения быть умиротворенными, не раздражаться и тем более и не ссориться.
Наоборот постараться проявить особую любовь друг к другу. Дети — они чувствительны, и обязательно поймут, что день Причастия — это особый день.
Только своим примером, добросердечным отношением друг к другу и к детям родители смогут воспитывать в своих чадах благоговейное религиозное чувство.
Как научить детей молиться
Ребенка надо приучать к молитвам своими словами. Например, «Господи спаси меня, папу и маму, крестных моих (имена), бабушку и дедушку (имена)». По мере возрастания (с трех-четырех лет) можно уже обучать ребенка главной молитве «Отче наш…». При этом ребенку следует объяснить каждое слово так, чтобы он конкретно понимал смысл молитвы.
Постепенно (с четырех-пяти лет) ребенку можно давать краткое правило из нескольких молитв. «Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…
», «Свитый ангеле Божий моли Бога обо мне», «Господи спаси и помилуй меня, папу и маму, крестных моих, бабушку и дедушку». Правило для ребенка должно быть не трудным, и кратким (от 5 до 10 мин.
утром и вечером). Главное, чтобы он понимал, о чем молиться и молился с охотой.
Как подготовиться к исповеди
У детей о грехе другие представления, чем у взрослых. Поэтому Церковь, как правило, не исповедует детей в возрасте до 7 лет. Детей до этого возраста не исповедуют потому, что дети хотя и могут рассказать про свои грехи, но принести покаяние, чтобы полностью исправиться — не могут.
Родители детей от 7 лет должны находить время для небольшой подготовке их к первой исповеди. Если ребенок совершил неблаговидный поступок, родители должны ему объяснять, почему он поступил нехорошо и попросить его попросить прощения, сначала у Бога, а потом и у них. Так прививаются первые навыки исповеди.
Со временем родителям надо проводить с ребенком простые беседы об исповеди, о смысле Таинства причащения. Сказать в доступных словах о Боге, который всех любит. Все дела, все поступки людей и в том числе детей, все их мысли Бог видит.
И если ребенок сделал что-то нехорошее, то ожидает, когда он сам признается в этом родителям и на исповеди расскажет священнику, через которого Бог простит ему плохие поступки, то есть грехи.
Как часто можно причащать детей
На вопрос сколько раз дети могут причащаться, наверное, каждый священник ответит: «Как можно чаще». Но есть и определенные, рекомендуемые промежутки времени. Младенцев причащать можно практически каждый день, а детей от года и более 2–3 раза в неделю.
Детей после семи лет, один раз в неделю или же раз в две недели и по праздникам. Отметим, что это всего лишь рекомендации. Бывает, что по занятости родители причащают детей реже, поэтому они должны определяться с этим в соответствии со своими возможностями.
Игорь Куршак
Молитвословы для детей
Чтобы ребёнок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет
Православное воспитание и психология
Источник: https://zen.yandex.ru/media/zyorna/kak-prichascat-detei-ot-1-goda-do-10-let-5b1113ed86516541dd33a180
Причастие детей — смысл, условия, особенности | Православиум
Рубрика: Церковные Таинства
Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.
«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).
Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.
Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство.
Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое».
Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
Причащение ребенка
Причастие детей — забота родителей
Причастие детей является важнейшей часть духовной жизни и воспитания ребенка как православного христианина.
Христос говорил: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.” (Мк.10:14 – 16)
Православные родители как можно чаще стараются через Причащение приводить ребенка к Спасителю. Участие детей в церковных таинствах еще и создает прочный нравственный фундамент личности. В будущем это послужит крепкой опорой для формирования моральных ценностей и духовного развития детей.
Как подготовить ребенка к Причастию
В православии ребенок до 7 лет считается младенцем. Правила Причащения младенцев существенно упрощены. Совсем маленьких детей до 3-х лет можно приносить непосредственно к Причастию, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении.
Важно, чтобы ребенок привыкал к церковному пению и пребыванию в храме Божием, не боялся приступать к таинствам. Ребенок в первое время перед Причастием может плакать. В этом нет ничего страшного. Главное как можно чаще (желательно по воскресным дням) участвовать с ребенком в Таинстве.
Еще лучше, если родители причащаются вместе с младенцем, для малыша это лучший пример веры родителей.
Как причастить ребенка до 3 лет? Детям такого возраста не нужно перед причастием соблюдать пост и приходить на богослужение натощак. Непосредственно в храме лучше всего одному из родителей взять ребенка на руки и поднести к Чаше, произнеся имя младенца, данное при крещении. В большинстве храмов существует такая традиция, как Причащение детей вне очереди.
Можно ли ребенку есть перед Причастием? После 3 лет следует постепенно приучать ребенка к посту и воздержанию от пищи перед Причастием, объяснять ему смысл участия в таинствах и богослужениях. Причастие детей до 7 лет осуществляется без исповеди и молитвенного правила, если таковое не установил священник.
Подготовка к Причастию после 7 лет
Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует.
При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста.
Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода.
Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует.
Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.
Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.
Для чего нужно Причастие детей
Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство.
Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души.
Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.
“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).
Источник: https://pravoslavium.ru/prichastie-detej/