Как измерять чдд у новорожденного

Чдд у детей: норма по возрастам, таблица

Как измерять чдд у новорожденного

Дыхание является одним из естественных процессов. На нём обычно не принято как-либо заострять внимание, если каких-либо проблем при этом не появляется. Однако молодые мамы довольно часто озабочены вопросом о том, каким должно быть носовое дыхание у крох, и это правильно.

Но от того, как вдыхает воздух малыш, напрямую зависит его рост и физическое и умственное развитие. К примеру, дыхание принимает активное участие в обучении ребёнка говорить, а потом и в развитие речи в дошкольном возрасте. От того, как вдыхает и выдыхает ваш малыш будет зависеть, с какой частотой он будет страдать от болезней в дальнейшем, взрослея.

Так какой же должна быть частота дыхания у детей? Так что же является в этом деле нормой, а что отклонением?

Как и зачем надо считать ЧДД?

Начнем с того, что при любом терапевтическом осмотре врачи проверяют ЧДД новорожденного вместе с пульсом: вот насколько данная величина важна в оценке состояния малышей.

Дело в том, что младенец не сможет вам сказать, что с ним что-то не так, и порой отклонение в частоте дыхания является единственным признаком развивающегося заболевания. Но до того как делать какие-либо выводы о здоровье вашего крохи, нужно научиться эту информацию собирать.

При подсчете ЧД грудничка важно соблюсти несколько моментов, чтобы данные были достоверными, а в остальном процедура элементарна и займет буквально минуту.

  • Считайте частоту дыхания только в состоянии покоя. Если ребенок активно крутится, ползает или ходит, дыхание будет учащенным. Если малыш разнервничался, перевозбудился или плачет, частота дыхания также увеличится. Легче всего будет определить величину во сне, когда информацию ничто не будет искажать.
  • Считайте количество вдохов за минуту. Если вы посчитаете вдохи за 30 секунд и умножите на 2, информация может быть неверной из-за аритмического дыхания, свойственного новорожденным.
  • При подсчете можно не использовать никаких дополнительных приспособлений. У грудничков движения грудной клетки и диафрагмы проявляются отчетливо, поэтому подсчитать ЧД у новорожденного можно, даже его не касаясь.

https://www..com/watch?v=iFDm4Hfamp4

Получив данные, вы можете запаниковать: тут и нереальные цифры, и аритмия, и непонятные задержки в дыхании! Стоит ли бить тревогу и идти к врачу или ситуация развивается в пределах нормы?

Определение частоты сердечных сокращений и дыхательных движений

Подсчет ЧДД и ЧСС – обязательная процедура при осмотре новорожденных. Она помогает оценить самочувствие малыша, ведь он сам не сможет сообщить о том, какие симптомы его беспокоят. Проводить измерения можно самостоятельно, не дожидаясь приема у педиатра. Частота дыхания, пульса, уровень АД — порой единственные сигналы о надвигающейся опасности.

Подсчет ЧДД и пульса у ребенка – элементарная процедура, которая займет всего минуту. У нее есть свои тонкости:

  • Частота дыхания и пульс измеряются в спокойном состоянии. Эмоциональное возбуждение (смех, тревога, слезы) или физическая нагрузка (активные игры) мгновенно отражаются на значении показателя. Исследование не будет объективным. Самый оптимальный вариант — измерять количество вдохов, пока ребенок спит, и тогда полученный результат не будет искажен.
  • Считать вдохи и удары сердца нужно ровно минуту. Если вы попытаетесь подсчитать, сколько их происходит за меньшее время, а потом с помощью математических действий высчитаете минутный показатель, то результат получится неверным. Дыханию и сердцебиению грудного малыша свойственна аритмичность, поэтому количество вдохов или ударов в равные отрезки времени может быть различным.
  • Полученные результаты не означают, что нужно сразу бить тревогу. Если ребенок выглядит здоровым, вы просто ошиблись при подсчете. Этот момент лучше выяснить во время осмотра педиатра.

Измерение частоты дыхательных движений лучше проводить во время сна ребенка

Показатель пульса у детей зависит от:

  • возраста (чем больше лет, тем ниже показатели нормы);
  • массы тела;
  • положения тела при измерении;
  • времени суток и т.д.

Частота сердечных сокращений у детей с лишним весом будет выше

Для максимальной точности проведите несколько измерений в одинаковых условиях. Например, старайтесь считать пульс ребенку в одно и то же время суток, при одном и том же положении тела и т.д. Если ребенок болен или капризничает, процедуру лучше отложить. Перед тем как считать пульс, измерьте температуру тела. Норма — 36.5-37.0 °C.

Почему детская дыхательная система является особенной

Каждая мама с счастливым замиранием сердца вспоминает момент, когда её малыш закричал, впервые увидев этот мир. Тогда же он сделал свой первый в этом мире вдох. Но не все родители знают, что на момент рождения дыхательная система младенца развита ещё не до конца. И когда сам организм начинает расти, дыхательная система начинает функционально «дозревать».

Что же отличает «недозревшую» дыхательную систему малыша:

  • Недостаточно развиты верхние дыхательные пути, которые принято называть носовыми ходами.
  • Внутренняя поверхность носовых ходов очень нежная, она перенасыщена кровеносными и лимфатическими сосудами.
  • Носовые ходы младенца довольно короткие.
  • Верхние дыхательные пути малыша относительно узкие.

Из-за узких носовых ходов в носике малыша часто скапливается слизь, пыль частички ворса. Чтобы избавиться от этого, прочищайте носик и старайтесь увлажнять специализированными растворами на основе морской соли (продаются в аптеках).

Все эти физиологические особенности сказываются на дыхательном процессе. Малыш часто дышит со своеобразными хрипами, особенно по ночам. Даже малозначительные катаральные явления сразу же вызывают отёк слизистой носа ребёнка.

Дыхание постепенно затрудняется, начинается одышка. При этом ребёнок испытывает сильные трудности при дыхании, так он попросту ещё не умеет дышать носиком. При этом, чем младше малыш, тем тяжелее могут оказаться последствия любых катаральных явлений.

Нужно быстрее устранять последствия.

Лёгкие новорождённых также имеют свои особенности. Сами они имеют малый объем и изобилуют кровеносными сосудами. Лёгочная ткань развита очень слабо, по сравнению с лёгочной тканью любого взрослого человека.

Идеальный расклад

Конечно, есть определенная установленная норма частоты дыхания для различных возрастов, которую ниже мы представим в виде таблицы, и именно от данной информации можно отталкиваться, оценивая состояние малыша. Так, если у новорожденного до года ЧДД составляет 50 вдохов в минуту, то переживать не стоит, а вот если речь идет о двухлетнем ребенке в состоянии покоя, то это уже ненормально.

Но к правильному дыханию относится не только количественный, но и качественный фактор, который в таблицу обычно не включают. Считается, что оптимальным дыханием является смешанное: это когда ребенок может переключаться с грудного типа на брюшной и обратно. Так легкие максимально вентилируются, что не дает установиться в них среде, благоприятной для размножения вредоносных микроорганизмов.

К тому же, мы привыкли, что дышать правильно – это делать глубокий плавный вдох и размеренный выдох, и, конечно же, такой расклад является идеальным и для малышей. Но из-за особенностей организма новорожденных такая картина довольно редка, а отклонения от нормы «глубокий вдох – плавный выдох» заставляют родителей переживать и волноваться. Но стоит ли?

Немного о типах дыхания

Всего существует три различных типа дыхания. Они свойственны и малышам, и взрослым:

  1. При брюшном типе дыхания активное участие в процессе принимает диафрагма. При таком типе дыхания видно, как движется передняя брюшная стенка. Верхние отделы лёгких при грудном типе дыхания могут испытывать недостаточную вентиляцию. Данный дыхательный тип обычно встречается у мужчин.
  2. При грудном типе дыхания, который свойственен женской половине человечества, процесс осуществляется за счёт движения грудной клетки. Для данного типа дыхания характерен недостаток вентиляции нижних лёгочных отделов.
  3. Смешанный дыхательный тип равномерно задействует при дыхании и грудную клетку, и диафрагму. Данный тип дыхания является наиболее правильным.

Любой здоровый взрослый человек имеет среднюю дыхательную частоту от 16 до 21 в минуту. У только что родившихся малышей норма – 60 в минуту. По мере взросления крохи частота дыхания понижается.

ВозрастЧастота дыхания в 1 минуту
Новорождённые40-60
от 2 недель до 3 месяцев40-45
4-6 месяцев35-40
7-12 месяцев30-35
2-3 года25-30
5-6 летоколо 25
10-12 лет20-22
14-15 лет18-20

Опасно ли периодическое дыхание?

Синдром Чейна-Стокса, или периодическое дыхание, характерен для недоношенных деток, хотя и у родившихся в срок встречается нередко. При таком дыхательном процессе малыш дышит редко и поверхностно, затем переходит к более частым и глубоким вдохам, после достижения пикового вдоха опять дышит реже и поверхностнее, а затем наступает непродолжительная задержка.

Со стороны может показаться, что это какой-то приступ, и ребенку срочно нужна помощь, но если отойти от понятия «взрослой» нормы, то окажется, что ничего страшного здесь нет. Обычно подобный тип дыхания уже к месяцу несколько выравнивается, а к году от него не остается и следа. Зато сколько нервов периодическое дыхание отнимает у неподготовленных родителей!

Как произвести измерения

Проводить измерение частоты дыхания необходимо в состоянии покоя малыша, предварительно зафиксировав отсчет времени на часах.

Источник: https://MedBur.ru/rekomendacii/chd-norma-u-detej.html

Как измерять чдд у новорожденного

Как измерять чдд у новорожденного

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук. осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на живот или грудную клетку ребёнка (в зависимости от возраста).

3. Считать количество экскурсий живота или грудной клетки во время вдоха в течение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:у новорождённых и грудных детей ЧДД подсчитывают с помощью стетоскоп, раструб которого держат около носа ребёнка.

4. Техника подсчёта частоты пульса у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет — на лучевой.

5. Техника постановки горчичников детям

Обязательные условия:Горчичники ставить при Т тела не более 38°С и на неповреждённую кожу.

Оснащение:Горчичники, лоток с водой Т 40-45°С. широкий бинт. подсолнечное масло, полотенце, одеяло.

Подготовка к манипуляции:

1. Сообщить маме о ходе манипуляции, получить информированное согласие.

2. Проверить пригодность горчичников (горчичники должны иметь резкий специфический запах и не должна осыпаться).

3. Провести обработку рук.

4. Раздеть ребёнка по пояс, уложить ребёнка в кроватку, осмотреть кожные покровы.

1. Смочить широкий бинт, сложенный в 1-2 слоя, в тёплом подсолнечном масле (Т 37-38°С) отжать и приложить к телу ребёнка, не захватывая область сердца и позвоночника.

2. Поверх бинта положить горчичник, смоченный в воде (Т 40-45°С).

3. Укрыть ребёнка пелёнкой и одеялом.

4. Зафиксировать время и следить за состоянием кожи. Держать горчичники до появления стойкой гиперемии (5-10 минут).

5. Снять горчичники, протереть кожу пелёнкой насухо.

6. Укрыть ребёнка тёплым одеялом.

1. Тепло укрыть ребёнка и уложить в постель.

2. Вымыть, осушить руки.

6. Техника соскоба на энтеробиоз

Примечание:процедура проводиться утром, ребёнка не подмывать.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Выписать направление на исследование.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Надеть перчатки.

5. Палочку с ватой смочить в глицерине или изотоническом растворе натрия хлорида.

1. Уложить ребёнка на бок или маме на колени.

2. Раздвинуть ягодицы пациента 1 и 2 пальцами левой руки и произвести соскоб с поверхности прианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце.

3. Поместить палочку в пробирку.

1. Снять перчатки, положить в контейнер для отходов класса В

2. Вымыть и осушить руки.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10«Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно

4. Доставить материал в клиническую лабораторию с сопроводительной документацией.

Цель: определить основные характеристики дыхания

Оснащение:

Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.

Подготовка к процедуре.

· Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.

· Создать спокойную обстановку.

· Вымыть и осушить руки.

· Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (грудной ребенок желательно чтобы спал).

Выполнение процедуры.

· Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.

· Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту.

· Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту.

Завершение процедуры.

· Записать результаты исследования в температурный лист.

· Вымыть и осушить руки.

Оценка показателей

Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип, 1 – 2 года – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Частота дыханий в норме составляет:

· Новорожденный – 40 – 60 в минуту,

· Грудной – 30 – 35 в минуту

· 5 лет – 25 в минуту

· 10 лет – 20 в минуту

· 14 – 15 лет – 16 – 18 в минуту

Исследование пульса у новорожденного

Цель: определить основные характеристики пульса

Оснащение:

■ Часы, ручка,температурный лист.

Обязательное условие: считать строго за одну минуту в состоянии покоя

Подготовка к процедуре.

· Познакомить маму/ребенка с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.

· Обеспечить спокойную обстановку.

· Вымыть и осушить руки.

Выполнение процедуры.

· Слегка прижать 2, 3, 4 — м пальцами лучевую артерию (1-й палец

находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии.

Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяется на височной артерии, а у детей старше 2 лет – на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят двумя пальцами (2-м и 3-м). Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной и бедренной артериях.

· Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту.

· Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить

Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный.

Завершение процедуры.

· Записать результаты исследования в температурный лист.

· Вымыть и осушить руки.

Оценка показателей

· Новорожденный – 120 – 140 уд.в мин;

· Грудной – 110 – 120 уд.в мин;

· 5 лет – 100 уд.в мин;

· 10 лет – 90 уд.в мин;

· 15 лет – 60 – 80 уд.в мин;

Измерение массы и длины тела новорожденного.

Цель — оценить физическое развитие ребенка

Показания: декретированные сроки, нарушение физического развития

На электронных весах:

Оснащение:

§ весы медицинские электронные,

§ емкость с дез.раствором,

Подготовительный этап

1. Установить весы на неподвижной поверхности

2. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом табло засветится рамка. Через 35-40сек на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.

3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центре лотка — на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу — на индикаторе появятся нули

4. Обработать поверхность весов дез. раствором с помощью ветоши.

5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

6. Постелить на платформу весов пеленку — на индикаторе высветится её вес

Выполнение процедуры

1. Раздеть ребенка

2. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, затем плечами

3. На индикаторе высветится значение массы ребенка

4. Снять с весов ребенка и пеленку

Завершение процедуры

1. Протереть весы дез. раствором

2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки

3. Занести данные измерений в температурный лист

Измерение длины тела новорожденного

Цель:оценить физическое развитие ребенка

Оснащение:

■ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Подготовка к процедуре.

1. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Обработать рабочую поверхность ростомера дез. раствором с помощью ветоши.

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

Выполнение процедуры.

1. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке.

2. Выпрямить ноги ребенка легким нажатием на колени.

3. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную

4. По шкале определить длину тела ребенка.

5. Убрать ребенка с ростомера.

Завершение процедуры.

1. Записать результат.

2. Сообщить результат маме.

3. Убрать пеленку с ростомера.

4. Протереть рабочую поверхность ростомера дез. раствором.

5. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Пеленание новорожденного

Оснащение:

§ Тонкая и теплая распашонки;

§ Фланелевая и тонкая пеленки

§ Подгузник или памперс

§ Одеяло в пододеяльнике, лента

Обязательное условие:

· Шапочку одевать только после ванны и во время прогулок.

· При пеленании ребенка с руками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)

· Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме ход процедуры

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

4. Обработать пеленальный стол дез. раствором

5. Уложить на пеленальный стол послойно снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник.

6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу

Выполнение процедуры.

7. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.

8. Надеть подгузник

— расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний край был на уровне подмышек;

— один край пеленки провести между ног ребенка;

— другим краем — обернуть ребенка;

— подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка

— расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха;

— одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

— другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;

— подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;

11. Для прогулки завернуть ребенка в одеяло:

— уложить ребенка на середину одеяла

— надеть на ребенка шапочку

— обернуть ребенка правым углом одеяла, подвернуть нижний угол, затем обернуть ребенка левым углом одеяла;

— зафиксировать одеяло лентой, бант расположить спереди, при необходимости накрыть лицо ребенка верхним углом одеяла.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Основная функция органов дыхания – это обеспечение организма кислородом и удалением углекислого газа. При осуществлении ухода надо уметь оценить функциональное состояние больного, т.е. наблюдать за частотой, глубиной, ритмом дыхания. Наблюдение за дыханием проводят незаметно для ребёнка, так как он может произвольно менять частоту, глубину и ритм дыхания.

Для детей характерна легкая возбудимость дыха­тельного центра: легкие физические напряжения и психическое возбуждение, незначительные повышения тем­пературы тела (на каждый градус её повышения частота дыхания увеличивается на 4 дыхательных движения в минуту) и окружающего воздуха почти всегда вызывают учащение дыхания, а иногда и некоторое нарушение правильности дыхательного ритма.

Тип дыхания(зависит от возраста и пола):

— брюшной – дыхательные движения осуществляются за счет сокращения мышц диафрагмы и мышц брюшной стенки. Этот тип дыхания встречается в раннем детском возрасте и в возрасте 7-14 лет у мальчиков;

— грудной – дыхательные движения осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во время вдоха расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха суживается и незначительно опускается. Такой тип дыхания характерен для детей 3-4 лет и у девочек в период полового созревания;

— смешанный – дыхательные движения осуществляются одновременно при помощи сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Такой тип дыхания встречается чаще у спортсменов.

Тип дыхания у детей 1-го года жизни — диафрагмальный, на 2-м году жизни — смешанный, в 3-4 года преобладает грудное дыхание. После 7 лет у мальчиков преобладает брюшной, у девочек — грудной тип дыхания.

— поверхностное дыхание: – проявляется снижением амплитуды дыхательных движений;

— глубокое дыхание: – характеризуется увеличением амплитуды дыхательных движений грудной клетки.

— частота дыхательных движений зависит от возраста ребенка

Основной этап выполнения манипуляции.

Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.

Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения (если визуальный подсчёт дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребёнка в зависимости от возраста).

Существует 3 метода подсчета частоты дыхания:

1) пальпаторный, 2) аускультативный,

3) визуальный.

Источник: https://rody-beremennost.ru/voprosy/kak-izmeryat-chdd-u-novorozhdennogo

3. Техника подсчёта частоты дыхания у детей разного возраста

Как измерять чдд у новорожденного

Оснащение:Секундомер или часы ссекундной стрелкой, температурный лист,ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции,получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук.осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

Выполнение манипуляции:

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на животили грудную клетку ребёнка (в зависимостиот возраста).

3. Считать количество экскурсий животаили грудной клетки во время вдоха втечение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурныйлист.

Примечание:у новорождённых и грудныхдетей ЧДД подсчитывают с помощьюстетоскоп, раструб которого держатоколо носа ребёнка.

Частота дыхания и пульса: нормы, таблица по возрастам у детей

Как измерять чдд у новорожденного

Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка.

Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так.

В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

https://www.youtube.com/watch?v=_YDN5hk8Dog

Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе — опускается).

Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит.

Измерение частоты дыхания у крохи требуется для того, чтобы узнать, насколько налажена вентиляция лёгких.

Если частота дыхания оказалась хотя бы немного выше указанного значения, то речь идёт уже о поверхностном дыхании, что провоцирует появление болезнетворной микрофлоры.

Желательно проводить замер частоты дыхания несколько дней подряд, записывая полученный результат на листок бумаги. Так вы сможете увидеть в динамике вероятные отклонения от нормы и, если это потребуется, показать данные врачу для последующей диагностики.

Всего существует три различных типа дыхания. Они свойственны и малышам, и взрослым:

  1. При брюшном типе дыхания активное участие в процессе принимает диафрагма. При таком типе дыхания видно, как движется передняя брюшная стенка. Верхние отделы лёгких при грудном типе дыхания могут испытывать недостаточную вентиляцию. Данный дыхательный тип обычно встречается у мужчин.
  2. При грудном типе дыхания, который свойственен женской половине человечества, процесс осуществляется за счёт движения грудной клетки. Для данного типа дыхания характерен недостаток вентиляции нижних лёгочных отделов.
  3. Смешанный дыхательный тип равномерно задействует при дыхании и грудную клетку, и диафрагму. Данный тип дыхания является наиболее правильным.
ВозрастЧастота дыхания в 1 минуту
Новорождённые40-60
от 2 недель до 3 месяцев40-45
4-6 месяцев35-40
7-12 месяцев30-35
2-3 года25-30
5-6 летоколо 25
10-12 лет20-22
14-15 лет18-20

У взрослых

Здоровый взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем от 16 до 20 дыхательных движений в минуту, новорожденный — 40—45 дыхательных движений, частота которых постепенно снижается с возрастом. Во сне дыхание урежается до 12—14 в минуту, а при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении или после обильного приёма пищи — закономерно учащается.

Патологическое учащение дыхания ( тахипноэ ) развивается в результате наличия некоторых патологических состояний:

  1. сужение просвета мелких бронхов при их спазме, либо диффузном воспалении их слизистой оболочки ( бронхиолит ), которые препятствуют нормальному поступлению воздуха в альвеолы;
  2. уменьшения дыхательной поверхности лёгких (воспаление лёгких — крупозная или вирусная пневмония, туберкулёз лёгких, спадение лёгкого (ателектаз); в результате сдавления лёгкого — экссудативный плеврит, гидроторакс, пневмоторакс, опухоль средостения; при обтурации или сдавлении главного бронха опухолью; при инфаркте лёгкого в результате закупорки тромбом или эмболом ветви лёгочного ствола; при резковыраженной эмфиземе лёгкого и переполнении их кровью при отёке на фоне патологии сердечно-сосудистой системы);
  3. недостаточной глубины дыхания (поверхностное дыхание) при резких болях в грудной клетке (сухой плеврит, диафрагматит, острый миозит, межрёберная невралгия, перелом рёбер, либо развитие в них метастазов злокачественной опухоли); при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком уровне стояния диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности) и при истерии.

Патологическое урежение дыхания ( брадипноэ ) может быть вызвано:

  1. повышением внутричерепного давления (опухоль головного мозга, менингит, кровоизлияние в мозг, отёк мозга);
  2. воздествием на дыхательный центр накопившихся в значительных количествах в крови токсических продуктов метаболизма (уремия, печёночная или диабетическая кома, некоторые острые инфекционные заболевания и отравления).

По мнению современных докторов, такое дыхание само по себе опасности для здоровья либо жизни малыша не представляет. Оно только говорит о неполном формировании нервных импульсов в коре головного мозга.

Уже через месяц оно немного выравнивается. А через год проходит вообще.

Если такое дыхание возникло резко на фоне полного благополучия — это сигнал о наличии патологического процесса в головном мозге, ситуация требует немедленного обследования у доктора.

Необходим ли дневной отдых

Отдых в дневное время помогает не только восстановить силы карапуза, но и улучшить его иммунитет, память и познавательные способности. Для детей он намного важнее, чем для взрослых, ведь именно в процессе медленной фазы высвобождается гормон роста.

Несоблюдение режима отдыха и бодрствования крохи может приводить к следующим неприятностям:

  • нарушается гармоничное физическое, психическое и интеллектуальное развитие;
  • недополученную энергию дети пытаются компенсировать поеданием большого количества пищи, что приводит к лишнему весу;
  • малыши становятся раздражительными, и у них преобладает плохое настроение.

Таблица по возрастам у детей: нормы

ЧСС – показатель, регистрируемый при движении стенок артерии во время работы сердечной мышцы. Проводить измерения можно не только с самого раннего возраста малыша, но и до его рождения. То, каким образом бьется сердце плода в материнской утробе, может не только свидетельствовать о наличии патологий, но и позволит определить пол будущего малыша.

Срок (в неделях)Минимальное референтное значениеМаксимальное референтное значение
58085
6102126
7126149
8149172
9155195
10161179
11153177
12150174
13147171
14146168

ЧСС плода контролируют на протяжении всей беременности

Как уже говорилось, с помощью частоты сердечных сокращений плода можно определить пол малыша. Так, ученые выяснили, что у будущих мальчиков сердце бьется медленнее, и пульс приближен к минимальному референтному значению.

У девочек — наоборот, быстрое сердцебиение. Более-менее достоверные результаты можно получить после наступления 10 недели беременности. Метод имеет право на существование, но не является надежным.

Он подойдет лишь тем, кто хочет узнать пол малыша, не прибегая к УЗИ.

ВозрастМинимальное референтное значениеМаксимальное референтное значение
До 1 месяца110170
1-12 месяцев102162
1-2 года94154
2-4 года90140
5-6 лет86126
6-8 лет78118
8-10 лет68108
10-12 лет60100
12-15 лет5595
ВозрастМинимальное референтное значениеМаксимальное референтное значение
До 2-х недель4060
2 недели-3 месяца4045
4-6 месяцев3540
7-12 месяцев3035
2-3 года2530
5-6 лет2325
10-12 лет2022
12-15 лет1820

Как видно из представленных таблиц, динамика дыхания и ЧСС у детей с возрастом снижается. Наличие внушительного диапазона между максимальным и минимальным показателями объясняется индивидуальными особенностями малыша. Так, на ЧСС и пульс оказывают влияние рост, вес, пол и другие характеристики.

Если при ваших подсчетах вы обнаружили значения, сильно отличающиеся от приведенных в таблице, проконсультируйтесь с врачом.

Исследования пульса показали, что у новорожденных он составляет 140 ударов за минуту. Частота пульса у детей в первые 12 месяцев жизни уменьшается до 110—130, а старше 12 лет — частота пульса доходит примерно до нормы взрослого. Норма ЧДД у детей важна для оценки состояния дыхательных путей, сердца, кровеносной системы и здоровья в целом.

ВозрастЧССЧДД
Младенец100—16040—60
До 1 месяца140—16040—50
До 6-ти месяцев130—13535—40
1 год110—13030—40
2 года110—11530—35
3 года105—11020—35
4 года100—10520—30
5—6 лет80—10020—25
7—8 лет80—8518—25
10—12 лет75—8018—20
Старше 12-ти лет70—7516—20

Возраст ребенкаЧСС во время бодрствованияЧСС во время сна

Первые дни жизни100-20590-160
От 1 месяца до года100-19090-160
От года до двух лет100-14080-120
Дошкольник (от 2 до 4 лет)80-12065-100
Дошкольник (от 4 до 6 лет)75-12060-95
Младший школьный возраст (от 6 до 8 лет)75-11058-90
Младший школьный возраст (от 8 до 10 лет)75-9050-90

Минутный объем крови – это необходимое количество крови для того, чтобы насытить за минуту все ткани человеческого организма кислородом.

Что влияет на показатели минутного объема крови? Непосредственно сама ЧСС и СО, что расшифровывается как систолический (или ударный) объем.

Когда ребенок подрастает, вместе с ним растет и его сердце. С увеличением размеров сердца, расширяется и круг его возможностей. Систолический объем становится все меньше, потому что сердце получает возможность самостоятельно справляться с необходимой нагрузкой.

А что же делать маленькому сердцу новорожденных детей, которое из-за своего маленького размера еще пока не может выполнять все необходимые задачи? Правильно, ему остается только увеличивать ЧСС, чтобы достичь необходимого уровня минутного объема крови. Вот и все решение сложной загадки, почему у новорожденного в норме сердце бьется очень быстро.

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Источник: https://kcdc.ru/simptomatika/chastota-dyhaniya-u-rebenka.html

Здоровый плод
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: