Развитие головного мозга ребенка: аномалии и пороки
Аномалии при развитии головного мозга составляют более 30% от всех врождённых детских патологий. Именно это в большинстве случаев и является причиной смерти плода еще на внутриутробной стадии.
При наличии этого заболевания только четвертая часть детей выживает при рождении, из которых еще 40% малышей погибает уже после рождения.
Часто данный парок не замечают при медицинском исследовании в роддоме, и его симптомы начинают возникать немного позже.
Этапы развития мозга
Пороки развития головного мозга – представляют собой ненормальное формирование церебральных элементов строения. Они способны приводить к возникновению неврологических признаков. Такие признаки аномалии развития головного мозга бывают двух видов:
Именно вторые и являются основной причиной, по которой малыши гибнут еще в материнской утробе. Церебральные изменения мозга приводят к тому, что ребенок умирает в течение первых двух — трех месяцев.
Важно знать! Обнаружить аномалии, или затруднения в развитии мозга можно в основном по прошествии первого года жизни. Формирование малыша с точки зрения его головного мозга продолжается до восьми лет.
В случае нарушения развития, нервы связанные с развитием миотомов головы работают неправильно, что является причиной сбоев во всей нервной системе человека. В половине всех случаев порок развития головного мозга проявляется одновременно с другими патологиями, например:
- Парок сердца;
- Патологии пищевода (например, его атрезия);
- Сращивание почек;
- Почечный поликистоз;
- Прочее.
Обычно врачи стараются обнаружить такие заболевания еще на ранних стадиях беременности. Обычно это получается сделать с помощью такого исследования, как УЗИ плода, или проведением лабораторных анализов. Нервная система начинает свое развитие, уже с первой недели беременности. К 23-му дню у будущего ребенка уже образовывается нервная трубка.
Важно знать! Если один из концов нервной трубки не совсем сросся, то подобное является причиной возникновения нарушений в развитии ЦНС.
На 28-ом дне, у плода появился мозговой пузырь, который в дальнейшем будет разделен на два полушария мозга. И только после этого начнут появляться извилины, кора и мозолистое вещество.
На основании нервных клеток будут сформированы нейроны, которые и станут базой для появления белого и серого вещества. Первое организует каналы, по которым будет проходить активность церебральных элементов. Второе координирует нейронные процессы.
Наиболее активное развитие головного мозга происходит в период до трех месяцев ребенка. Это процесс развития продолжается до исполнения ребёнку восьми лет.
Интересный факт! У новорожденного ребенка (при рождении в положенный стандартный срок) столько же нейронов, сколько у взрослого человека.
Как развивать мозг ребенка правильно
Возникновение аномалии развития головного мозга возможно на любом этапе:
- Первые шесть месяцев оказывают непосредственное влияние количество нейронных клеток. Если их будет слишком мало, то возникнет наращение разделения клеток и как следствие гипоплазии любого из отделов мозга.
- После шести месяцев есть вероятность поражения и гибели церебрального вещества ГМ.
Причинами возникновения нарушений могут являться совершенно разные факторы оказывающие влияние на мать и на ребенка. Развитие патологии по наследственным признакам происходит только в 1 проценте от всех случаев. Значительно чаще причинами являются внешние факторы, такие как:
- Влияние активных хим. соединений. Часто причиной является отравление вредоносными веществами, в том числе медицинскими препаратами и некачественной пищей. Также это может произойти при вдыхании выхлопных газов, хим. Реактивов и прочих опасных газов.
- Загрязнение среды радацией. Фон радиации не должен выходить за установленные пределы нормы. Однако по причине аварий отдельные регионы планеты не подходят для жизни, хотя в них по прежнему живут люди.
- Загрязнение воздуха токсинами. Обычно подобное происходит в многомилионных городах или в промышленных районах городов (даже маленьких).
- Нездоровый образ жизни матери. В частности это относится к злоупотреблению алкоголем, никотиновыми сигаретами и наркотиками.
- Проблемы со здоровьем матери в особенности речь о патологиях дисметаболического характера. Например, диабет, гипертиреоз и прочие. В особенности если они устраняются под воздействием препаратов.
- Использование медицинских препаратов с терригенными свойствами. Обычно такое происходит на ранее стадии пока женщина еще не знает о том что она беременна. При недостатке контроля сексуальной жизни часто в качестве жертвы выступают дети.
- Инфекционные заболевания вне зависимости от стадии беременности. Среди наиболее опасных можно перечислить краснуху, цитомегалию, листориоз и токсоплазмос.
Все перечисленные пункты являются причиной того, что головной мозг у детей развивается не так, как должен, от чего возникает церебральное нарушение нервной системы.
Аномалии в развитии мозга
В основном аномалии развития головного мозга относятся к одной из описанных ниже разновидностей:
- Анэнцефалия. При такой болезни у малыша попросту нет мозга и кости черепной коробки. То есть, при этой патологии жизнь невозможна.
- Энцефалоцеле. Церебральные оболочки и ткани прорастают прямиком через костную ткань. Формируется как по центру, так и асимметричным образом. Часто подобное заболевание путают с кефалогематомой. Поставить точный диагноз можно только при помощи рентгена. В некоторых случаях устранить патологию можно хирургическим путем.
- Микроцефалия, которая при легком и маленьком мозге, являющаяся признаком недоразвитости. Встречается у одного и пяти тысяч детей. Голова ребенка становится меньше, наблюдается отсутствие нормальной пропорции между черепом и лицом. От данной разновидности страдает 12% малышей страдающих олигофренией.
- Макроцефалия, при которой мозг малыша слишком тяжелый и большой. Встречается значительно реже чем предыдущий вариант. Практически всегда данная патология аномалия приводит к тому, что человек не может полноценно умственно развиваться. Возможна асимметрия черепа по причине того что одно из полушарий больше.
- Голопрозэнцефалияпри, которой мозг не разделен на отдельные полушария и является одной полной сферой. Подобная патология приводит к сильной дисплазии лица. Дети с таким пороком рождаются уже мертвыми или гибнут в течение первых суток.
- Агирия, или как ее еще называют гладкий мозг. При таком заболевании архитектура мозга сильно нарушена. У малышей наблюдаются двигательные и умственные расстройства и чаще всего они умирают в течение первого года жизни.
Это только некоторые дефекты мозговой активности и развития ГМ. Чтобы перечислить все известные заболевания данного типа потребуется небольшой справочник.
: Формирование головного мозга у ребенка
Развитие головного мозга ребенка: аномалии и пороки Ссылка на основную публикацию
Источник: https://GolovaiMozg.ru/deti/razvitie-golovnogo-mozga-rebenka-anomalii-i-poroki
Формирование нервной системы у плода
27.11.2018
Нервная система регулирует процессы, происходящие в организме, а ее развитие начинается с первых недель жизни эмбриона. Маме важно правильно относиться к образу жизни, от этого зависит здоровье ее ребенка.
Нервная ткань состоит из нейронов (специфических клеток), способных передавать и преобразовывать импульсы, и глии (вспомогательных клеток), обеспечивающих условия для функционирования нейроцитов (см. нейрофизиология)
Когда у эмбриона формируется нервная система, важно исключить влияние негативных факторов на материнский организм. Алкоголь, табак, наркотические средства, некоторые микроорганизмы, вирусы, лекарственные препараты и даже отдельные витамины могут оказывать токсическое действие, провоцируя тяжелые пороки развития головного и спинного мозга у плода.
Нарушения развития нервной системы эмбриона может привести к следующим патологиям:
- Отсутствие спинного и головного мозга. Патология развивается при несмыкании нервной трубки и заканчивается гибелью эмбриона на ранних стадиях беременности. В редких случаях, при замыкании только хвостовой или только головной части трубки, плод проходит все стадии внутриутробного развития, однако ребенок рождается нежизнеспособным.
- Грыжи головного мозга. После рождения у ребенка наблюдается выпячивания тканей мозга из черепной коробки. Проблему устраняют хирургическим путем или применяют паллиативную терапию.
- Спинномозговые грыжи. Часто встречаются во врачебной практике. Дети с такими пороками страдают недержанием мочи или кала, у них нарушена двигательная функция. Спинномозговые грыжи удаляют оперативно (см. вертебролог).
Развитие нервной системы в первом триместре
После оплодотворения яйцеклетка начинает активное деление, продвигаясь по маточным трубам. На протяжении этого времени (5-10 дней) формируется многоклеточная морула сферической формы, которая внедряется в эндометрий матки. С этого момента начинается развитие плодного яйца и зародыша.
Морула приобретает форму, появляются листки (эктодерма, мезодерма, энтодерма) и органы обеспечения жизнедеятельности эмбриона – хорион, амнион, желточный мешок. Из наружного слоя эктодермы в последующем образуется головной, спинной мозг, периферические нервы и узлы.
В течение семи дней диск меняет форму на цилиндрическую, где различается головной и хвостовой отделы с интенсивным клеточным делением. На четвертой неделе эмбрионального развития происходит замыкание нервной трубки.
В норме трубка начинает закрываться с головной части и, если этого не происходит, зародыш гибнет. В случаях, когда не замыкается хвостовая часть, эмбрион продолжает развиваться, но иннервация нижней части тела будет нарушена.
Среди основных причин патологии трубки, врачи выделяют:
- нехватку витаминов группы В, особенно фолиевой кислоты;
- недостаточное поступление микроэлементов (цинка, йода, железа);
- воздействие эмбриотоксических факторов;
- генетические аномалии.
Пятая и шестая недели эмбриогенеза характеризуются интенсивным продуцированием клеток, их миграцией и формированием зачатков центральной и периферической нервной системы. Появляется передний и промежуточный отдел мозга.
К окончанию второго месяца образованы все внутренние органы эмбриона, продолжается рост полушарий головного мозга и развитие его коры. В это время специальные приборы уже обнаруживают активность мозга и передачу импульсов.
В первом триместре беременности плацентарный барьер еще не сформирован, а эмбрион особенно уязвим перед неблагоприятными воздействиями. Прием алкоголя, наркотических средств, лекарственных препаратов на основе фенобарбитала, повышение температуры тела матери, гипоксия, стрессы и прочие факторы с высокой долей вероятности приводят к порокам развития ЦНС.
Чтобы снизить риски женщине следует отказаться от вредных привычек, особенно следить за своим питанием, избегать стрессов. Нужно включить в рацион продукты богатые витаминами группы В, кальцием, железом, йодом, дополнительно принимать витамин Е и фолиевую кислоту.
Акушеры-гинекологи рекомендуют с осторожностью использовать витаминные комплексы, в состав которых входит витамин А, его избыток может привести к патологиям развития органов эмбриона, в том числе мозга. Оптимальный вариант – употребление продуктов растительного происхождения с высоким содержанием провитамина А бета-каротина. Бета-каротин не обладает тератогенным эффектом, безопасен для малыша.
Учитывая перестройку метаболических процессов, желательно оптимизировать рацион питания и образ жизни еще на этапе планирования беременности, за 3-6 месяцев до зачатия.
Формирование нервной системы у плода во втором триместре
С двенадцатой недели эмбрион называют плодом. При помощи аппарата УЗИ можно наблюдать первые рефлексы – дыхательный, глотательный, хватательный, сосательный. Ребенок проглатывает и вдыхает околоплодную жидкость, стремится схватить пуповину (если она его касается), пытается сосать палец.
Частицы тканей в околоплодной жидкости при проглатывании или вдыхании могут вызывать икоту. Адекватная стойкость рефлексов свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
К шестнадцатой неделе у плода уже сформировались анализаторы, поэтому можно говорить о появлении рефлекторной дуги и высшей нервной деятельности.
Под анализатором понимают функционально воспринимающую систему, состоящую из нейронов, принимающих информацию, проводящих путей и центра, который эту информацию обрабатывает.
Рефлекторная дуга позволяет воспринимать информацию и правильно на нее реагировать. С этого времени ребенок начинает воспринимать окружающий мир.
Если в первом триместре эмбрион реагирует на раздражители недифференцировано, то во втором наблюдается дифференцированный ответ. Прикосновение к животу вызывает рефлекторный ответ плода, прием матерью острой пищи и попадание раздражающих частиц на рецепторы ребенка вызывает чихание. При громких хлопках ребенок группируется, а изменение освещения провоцирует зрачковый рефлекс.
Когда формируется нервная система у плода, от женщины не требуется действий. В этом процессе, предусмотренным природой, формирование и дифференцировка тканей происходит в соответствии с генетикой.
Единственное условие нормального развития на этом этапе – полноценное питание и покой.
Это необходимо матери, так как в случае недостаточного поступления «строительных материалов» с пищей, плод возьмет их из материнского организма.
С восемнадцатой недели начинается динамичное развитие синаптических контактов между нейроцитами. Синапсом называют место соединения нейронов друг с другом.
Система таких контактов формирует сложные связи способные передавать большие объемы информации за короткое время.
Несмотря на то, что новые связи образуются на протяжении всей жизни, именно в антенатальный период закладывается основа умственных способностей ребенка.
Во второй половине беременности происходит стремительный рост головного мозга, а увеличение количества нервных клеток приводит к образованию извилин.
В двадцать недель у малыша начинает работать центр удовольствия и формироваться эмоциональное восприятие. Реакции на внешние раздражители получают определенную эмоциональную окраску.
Изменения окружающей среды могут быть приятными или неприятными для ребенка.
Например, при повышении в околоплодной жидкости концентрации глюкозы, увеличивается и частота глотательных движений, а появление горьких веществ способствует сокращению или временному прекращению проглатывания околоплодных вод.
На «экваторе» внутриутробного развития, начинается процесс миелинизации – покрытия миелином аксонов (отростков нейроцитов). Биологи сравнивают миелин с изоляционным материалом, покрывающим провода. Благодаря ему нервный импульс движется от тела нейрона к дистальному участку аксона с высокой скоростью.
Миелин продуцируют глиальные клетки, которые отличаются высокой чувствительностью к недостаточному поступлению кислорода, а также воздействию токсических, наркотических веществ, алкоголя и никотина.
Влияние этих факторов провоцирует нарушения психического и умственного развития ребенка в постнатальный период.
Благодаря плацентарному барьеру во втором триместре плод достаточно надежно защищен от многих инфекционных агентов, однако он по-прежнему подвержен влиянию токсических веществ.
Прием матерью нейролептиков, транквилизаторов и антидепрессантов ведет к нарушению формирования синаптических контактов и снижению когнитивного потенциала ребенка.
Особенности нервной системы в третьем триместре
Часто мамы задают врачу вопросы про формирование нервной системы у плода, на каком сроке малыш начинает распознавать звуки, что ей нужно делать в этот период.
Третий триместр характеризуется активным ростом всех органов и систем, в том числе растет и развивается головной и спинной мозг. С 26й недели активируется выработка белка миелина глиальными клетками.
До этого времени нервный импульс распространялся не напрямую из клетки в клетку, а вокруг. Часть его терялась, что снижало эффективность передачи информации. Миелин изолирует нейрон, позволяя импульсам двигаться по клеткам напрямую и обеспечивая прочность связи.
Благодаря этому белку становится возможным сохранение информации.
После появления миелина на поверхности нейронов ребенок получает способность узнавать информацию. В начале третьего триместра гестации ребенок воспринимает звуки в широком диапазоне – материнский голос, музыка, голоса окружающих людей, шумы. У него вырабатываются звуковые предпочтения и негативное отношение к некоторым звукам.
Ребенок негативно воспринимает звучания высокой и низкой частоты. Например, разговор на повышенных тонах вызывает дискомфорт у плода, что проявляется высокой двигательной активностью. Спокойный голос матери, пение или приятная музыка успокаивает малыша. После рождения ребенок будет соответствующим образом реагировать на знакомые звуки.
На 31 неделе гестации начинается формирование разветвленной системы дендритных отростков. Структура нейрона включает тело, посылающий отросток – аксон и воспринимающие отростки – дендриты. Дендриты собирают информацию, в теле происходит ее преобразование, а передачу осуществляет аксон.
С этого момента появляется целесообразность обогащения среды. Будущие мамы помогают развитию ребенка, создавая благоприятный звуковой фон и тактильные ощущения.
Нервная система плода на последнем месяце
Завершающий этап внутриутробного развития связан с явлением центральной пренатальной гибернации. В последний месяц гестации у плода замедляется метаболизм, а стимуляции, которые вызывали ответные реакции не работают, пропадает чувствительность.
Это состояние – защитный механизм, предусмотренный эволюцией. В процессе родовой деятельности происходит сжатие ребенка, что нередко сопровождается травмами и соответственно болью.
Сильной болью сопровождается и первый рефлекторный вдох, раскрывающий легкие. Состояние гибернации защищает новорожденного от шока, помогает адаптироваться ему в новой среде. Считается что такая заторможенность нервной деятельности сохраняется еще месяц после рождения.
Чтобы плод в последнем триместре гармонично развивался будущей маме рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, не допускать курения или употребления алкоголя.
При необходимости приема препаратов, а особенно психотропных веществ, нужно согласовать возможность их применения с врачом женской консультации.
Источник: https://wmedik.ru/zabolevaniya/nevrologiya/formirovanie-nervnoj-sistemy.html
Функции полушарий головного мозга и их развитие у детей
Головной мозг — командный центр всего организма. От того, как он функционирует, зависят наши мысли, чувства и интеллект. Как развивается мозг плода, и можем ли мы на это повлиять?
Развитие человеческого организма начинается с момента оплодотворения. Уже с третьей недели формируется нервная трубка, с которой берут начало головной и спиной мозг. Развитие головного мозга начинается с 21-го дня развития эмбриона.
На 10-й неделе внутриутробного развития у плода полностью сформированы полушария головного мозга.
Следовательно, все, что происходит с беременной женщиной с первых минут зачатия, напрямую влияет на развитие будущего ребенка, в частности на функции полушарий головного мозга.
Совместно с развитием головного и спинного мозга формируются другие жизненно важные органы пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем. Поэтому важно создать благоприятные условия для роста и здорового развития малыша еще задолго до зачатия.
Особое место занимает планирование беременности, период, в котором женщина должна следить за своим здоровьем, ведь любые стрессовые ситуации, переживания, плохое настроение могут негативно сказаться на формировании полушарий головного мозга будущего ребенка. Надо помнить, что начиная с 11-й недели беременности у плода ежеминутно образуется приблизительно 250 новых нейронов (клеток головного мозга) и важно, чтобы эти клетки были здоровыми.
Что влияет на формирование мозга у плода?
На развитие и дальнейшее функционирование полушарий головного мозга большое влияние оказывает питание. Недостаток полезных веществ, употребление жирной и соленой пищи могут привести к изменениям систем мозга, ответственных за когнитивные процессы. В данном случае подразумевается нарушение поведенческой реакции ребенка на действия окружающих.
Дефицит фолиевой кислоты (витамин В9) может спровоцировать рождение ребенка с анэнцефалией (прием указанного витамина еще во время планирования беременности снижает риск развития дефекта на 70%, так как фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора)).
Нехватка йода приводит к нарушению умственных способностей ребенка. В рационе питания должно быть достаточно витамина В6, который отвечает за правильное развитие умственных способностей и нервной системы, а также омега-3, в частности ДГК (докозагексаеновая кислота), входящая в состав полезных жирных омега кислот и являющаяся основным строительным материалом для мозга.
Итак, в период вынашивания плода важное условие – прием полезных продуктов с достаточным количеством витаминов и микроэлементов. Правильное и полезное сбалансированное питание даст возможность правильно развиваться малышу в утробе матери.
К полезным продуктам относятся бобовые, свежие фрукты и овощи, зелень, мясо и морская рыба нежирных сортов, каши, кисломолочные продукты, льняное масло.
Косвенное воздействие на этапы развития мозга могут оказывать показанные при беременности физические упражнения. Регулярные занятия укрепят организм, улучшат кровообращение и помогут успокоиться.
Воздействие классической музыки
Благоприятное влияние на развитие полушарий головного мозга плода оказывает классическая музыка. Ученые выяснили, что у женщин, которые регулярно слушали произведение классиков на протяжении беременности, рождались дети с абсолютным слухом и высоким интеллектом.
Классическая мелодия успокоительно действует на беременную женщину, способствуя правильному и здоровому развитию плода. Аристотель, наиболее влиятельный философ древности, считал, что музыка влияет на формирование характера человека.
Негативные факторы
На эмбриональное развитие полушарий головного мозга влияют следующие негативные факторы:
- генетические отклонения (перед планированием беременности важно учитывать наличие в семье наследственных патологий, связанных с хромосомными мутациями);
- острые инфекционные заболевания (в первом триместре беременности, когда происходит формирование мозга, воздействие инфекции может вызвать тяжелые нарушения в виде краснухи или вирусного поражения головного мозга);
- вредные привычки мамы – у женщин, злоупотребляющих алкоголем, сигаретами или принимающих наркотики, рождаются слабые дети, с задержкой умственного развития, психическими отклонениями. Влияние вредных токсинов снижает интеллектуальные способности детей. Даже если малыш рождается здоровым и развивается согласно своему возрасту, обучение в школе может стать для него тяжелым испытанием – обучение новому материалу будет даваться с трудом, информация усваиваться намного медленнее, далее отставание от сверстников становится более заметным;
- постоянное беспокойство – раздраженная женщина, которая постоянно находится в стрессовых ситуациях. Неприятности на работе, недосыпание, переутомление – все это сказывается на развитии полушарий головного мозга.
- прием лекарственных препаратов без назначения врача.
За что отвечает левое полушарие головного мозга?
Вербальная информация – это речевые навыки человека, устная и письменная речь. Именно за способность к чтению и письму отвечает левое полушарие мозга. Благодаря хорошо развитому левому полушарию ребенок хорошо запоминает различную информацию, происходящие события, имена.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление, позволяет человеку анализировать факты, решать математические задачи. Левое полушарие ответственно за поэтапную обработку (правильную последовательность) поступающий в головной мозг информации.
Функции правого полушария головного мозга
Правое полушарие отвечает за развитие воображения, творческую сторону ребенка. При хорошо развитом правом полушарии человек обладает большой фантазией, легко учит стихи (прозу) или сам же их сочиняет.
Дети с более развитым правым полушарием проявляют себя в музыке и рисовании, их мозг позволяет воспринимать и анализировать информацию сразу из разных источников. Решение проблем просматривается под разным углом, такие люди видят не один возможный выход из ситуации, а несколько.
Правое полушарие дает возможность ребенку распознавать эмоции на лицах окружающих, воспринимать слова или предложения, употребляемые в переносном значении, понимать юмор.
Как правило, у большинства людей всегда более развито одно полушарие, но при этом следует отметить, что сразу после рождения оба полушария функционируют одинаково. И только в процессе обучения начинает более усиленно развиваться правое или левое полушарие.
Дорогие будущие мамочки! Берегите себя! Только от вас зависит здоровье и интеллект вашего ребенка!
Более подробно о внутриутробном развитии головного мозга можно посмотреть здесь.
Источник: http://galinakirillova.ru/funkczii-polusharij-golovnogo-mozga-i-ih-razvitie-u-detej-2/
Как растет и развивается мозг ребенка в утробе матери. — малышОК
В целом, есть пять различных областей мозга, с которыми знакомы ученые. К ним относятся головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус.
Головной мозг – это самая большая часть мозга. Он отвечает за мысли, чувства и воспоминания. Кора головного мозга, включает лобную и височную доли, является частью этой области.
Мозжечок является частью головного мозга, отвечающей за управление двигательными функциями, в то время как ствол головного мозга является частью, которая контролирует наиболее важные функции вашего ребенка, такие как частота сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.
Гипофиз – это железа размером с горошину, которая выделяет гормоны в организм вашего ребенка. Эти гормоны отвечают за рост и обмен веществ. Гипоталамус – это та часть мозга вашего ребенка, которая отвечает за температуру тела, голод, жажду, сон и эмоции.
Как развивается мозг вашего ребенка
Как только вы узнаете, что беременны, мозг вашего ребенка уже работает. На самом деле, всего через четыре недели после зачатия формируется нейронная пластинка, которая является основой головного и спинного мозга вашего ребенка.
Когда он становится длиннее, он складывается, пока эта складка не превращается в канавку. В конце концов, эта канавка превратится в нервную трубку.
Нервная трубка, расположенная вдоль спины плода, имеет важное значение для развития головного и спинного мозга вашего ребенка, которые развиваются из нервной трубки.
Первый триместр
Примерно через семь недель после начала беременности мозг и лицо вашего ребенка начинают активно расти. Кроме того, как только нервная трубка закрывается, она изгибается и выпячивается в три секции, обычно называемые передним мозгом, средним мозгом и задним мозгом.
Сразу за задним мозгом находится часть, которая в конечном итоге превратится в спинной мозг вашего ребенка. Вскоре эти области мозга станут пятью различными областями мозга, включая головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус.
Также появились углубления, которые в конечном итоге станут ноздрями вашего ребенка, тоже формируются и зачатки сетчатки глаз.
Однако эта деятельность все еще очень примитивна и состоит из неорганизованного возбуждения нейронов. К десятой неделе беременности голова вашего ребенка становится более круглой и на одиннадцатой неделе беременности она все еще составляет около половины его длины. Но скоро тело все равно догонит голову ребенка по размерам.
Второй триместр беременности
Во время второго триместра беременности мозг вашего ребенка посылает сигналы на сокращение диафрагме и грудным мышцам, что очень похоже на практику дыхания. Примерно в это же время ваш ребенок совершает свои первые сосательные и глотательные движения. К 21 неделе естественные глотательные рефлексы вашего ребенка позволяют ежедневно проглатывать немного околоплодных вод.
К концу второго триместра беременности ствол головного мозга ребенка, который контролирует частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление, почти полностью развит и находится чуть выше спинного мозга и ниже коры головного мозга. Более того, нервная система плода достаточно развита, чтобы ваш ребенок испугался громких звуков снаружи матки. В этот момент ваш ребенок может даже повернуться в сторону вашего голоса или голоса вашего партнера.
Третий триместр беременности
Во время третьего триместра беременности мозг вашего ребенка становится тяжелее почти в три раза. Также происходит быстрое развитие нейронов и проводников.
Более того, прежде гладкая поверхность мозга плода становится все более и более рифленой и начинает напоминать вид мозга, который вы привыкли видеть. Между тем, мозжечок развивается очень быстро.
На самом деле, он развивается быстрее, чем любая другая область мозга вашего плода.
К тому времени, когда ваш ребенок рождается, мозг в значительной степени напоминает мозг взрослого человека. Но, важно помнить, что до полноценного завершения развития еще далеко.
Создание инфраструктуры для зрелого мозга и наличие зрелого мозга – это не одно и то же. Например, хоть кора головного мозга быстро развивается в утробе матери, на самом деле она не начинает функционировать, пока не родится доношенный ребенок.
Затем мозг устойчиво созревает в ответ на окружающую среду вашего ребенка.
Факторы, влияющие на развитие головного мозга плода.
Есть много факторов, которые могут повлиять на развитие мозга плода, но большинству здоровых женщин не нужно радикально менять свою жизнь, чтобы способствовать здоровому развитию мозга ребенка.
Инфекции
В целом, инфекции представляют наибольший риск для растущего и развивающегося ребенка. Но большинство мам обладают иммунитетом к самым опасным из них, к которым относятся ветрянка и корь. Однако токсоплазмоз, некоторые заболевания, передающиеся половым путем, и цитомегаловирус также вызывают беспокойство и должны быть обсуждены с вашим врачом.
Стресс
Итак, как насчет других факторов в вашей жизни, таких как стресс? Влияют ли они на развитие мозга плода? Некоторые исследователи считают, что стресс может влиять на рост и развитие мозга ребенка. Одно исследование показало, что стресс матери во время беременности изменяет нейронные связи в мозге ее нерожденного ребенка.
Холин
Холин – необходимое питательное вещество, найденное в яйцах, говядине, и печени, может помочь предотвратить проблемы с развитием мозга плода, даже когда беременные мамы страдают от болезни, такой как грипп.
Кроме того, исследователи обнаружили, что в возрасте одного года дети, чьи мамы перенесли инфекцию и имели более низкий уровень холина, имели детей с резко сниженной способностью обращать внимание, тихо играть и обниматься со своими родителями. Ни одного из этих эффектов не было замечено, когда мама имела более высокий уровень холина в организме.
Интересно, что пренатальные витамины обычно не содержат холина. В результате исследователи пришли к выводу, что добавки, которые рекомендуются беременным женщинам, могут помочь будущим матерям достичь высокого уровня холина, необходимого их детям. Как с любыми добавками, их применение необходимо обсудить с врачом.
Как помочь развитию мозга плода.
Каждая мать хочет дать своему ребенку самое лучшее начало в жизни. Но иногда бывает трудно понять, что делать, особенно с таким количеством советов в книгах, журналах и в интернете. Просто слушайте своих врачей и следуйте их советам. Скорее всего, они предложат вам простые советы, помогающие сохранить здоровье как вам, так и вашему ребенку.
Накормите свое тело
Когда вы едите здоровую пищу, пьете много воды и принимаете пренатальные витамины, вы даете развивающемуся мозгу вашего ребенка питание, которое ему нужно для оптимального роста.
Делайте больше упражнений.
Если вы не занимались спортом до беременности, вы должны поговорить с вашим врачом, прежде чем начать любой режим упражнений. Как правило, прогулки, аквааэробика и пренатальные занятия йогой являются безопасными вариантами физической активности при беременности. Просто убедитесь, что вы не переборщили. Не стоит рисковать травмировать себя или своего развивающегося ребенка.
Избегайте токсинов
Токсины вредны для всех, включая беременную маму и ее нерожденного ребенка. К счастью, избежать токсинов в окружающей среде довольно легко, если вы не работаете в компании по химчистке, на ферме или на фабрике, и в этом случае вы можете попросить, чтобы вас перевели в менее токсичную область производства.
В целом, вы должны избегать длительного воздействия чистящих средств, обращать внимание на предупреждения о качестве воздуха и избегать загрязняющих веществ от интенсивного автомобильного движения.
Управляйте своим стрессом
Существует множество исследований, которые связывают высокий уровень стресса во время беременности с неблагоприятным развитием головного мозга плода.
Сделайте все возможное, чтобы уменьшить стресс в своей жизни. Облегчите свою рабочую нагрузку и научитесь расслабляться.
Один из способов уменьшить стресс – это сосредоточиться на различных техниках релаксации, таких как дыхательные упражнения, ведение дневника и медитация.
Поговорите со своим малышом.
Исследования показывают, что, когда вы разговариваете со своим ребенком в утробе, вы закладываете основу для его социального и эмоционального развития. Эти односторонние беседы также повысят языковые навыки и навыки памяти в будущем. Так что, убедитесь, что вы говорите со своим ребенком на регулярной основе.
Включайте музыку
Есть много разногласий по поводу того, будет ли музыка Моцарта для вашего нерожденного ребенка повышать IQ, но воспроизведение музыки, в общем, хорошо для вас обоих. Музыка, особенно классическая, может быть не только расслабляющей, но и может помочь вашему нерожденному ребенку научиться новым звукам и тонам.
Откажитесь от алкоголя и курения
Например, употребление алкоголя может препятствовать развитию когнитивных клеток головного мозга плода.
Употребление алкоголя во время беременности часто приводит к снижению IQ, плохим когнитивным навыкам, дефициту внимания, импульсивному поведению и даже плохой координации.
Никотин уменьшает кровоток и питание вашего ребенка, потому что он сужает ваши кровеносные сосуды. Это также влияет на когнитивные клетки головного мозга.
Заключение.
Когда речь заходит о развитии мозга плода, лучшее, что вы можете сделать, чтобы поддержать развитие и рост мозга вашего ребенка – это вести здоровый образ жизни.
Это включает в себя правильное питание, физические упражнения, получение большого количества сна и снижение уровня стресса. Если вы обеспокоены своей диетой или уровнем стресса, обратитесь к врачу.
Есть вещи, которые вы можете сделать сегодня, чтобы встать на правильный путь и обеспечить рост и развитие мозга вашего ребенка на должном уровне.
Источник: https://malyshok.net/kak-rastet-i-razvivaetsya-mozg-rebenka-v-utrobe-materi/
Развитие плода: мозг вашего ребенка!
Мозг вашего ребенка является одним из первых основных органов, которые начинают развиваться. Но вы можете не знать, что он будет продолжать расти, пока ребенку не исполнится 20 лет!
Вместе мозг и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Мозг заключен в череп, а спинной мозг заключен в гибкий позвоночный столб, состоящий из 33 отдельных костей (позвонков). Сеть нервов разветвляется от спинного мозга, и эти нервы посылают сигналы и получают информацию от различных органов.
Раннее развитие мозга
Первая часть этой системы появляется через три недели после оплодотворения в виде диска ткани овальной формы, называемого нервной пластинкой. На этой ранней стадии развития (5 недель беременности) ваш ребенок является зародышем, похожим на крошечного головастика, с нервной пластинкой, проходящей посередине от головы до хвоста.
В течение этой недели края пластины поднимаются и сгибаются друг к другу, образуя нервную трубку, которая станет позвоночником и мозгом вашего ребенка. В этот момент концы трубки остаются открытыми, и мозг начинает формироваться в верхней части трубки. Внизу находится структура, которая в конечном итоге станет копчиком (копчик).
К тому времени, когда вы будете на 6 неделе беременности, нервная трубка полностью закрывается с обоих концов, а в верхней части трубки мозг состоит из трех областей:
Передний мозг развивается в головной мозг, который направляет более высокие функции мозга, такие как мышление и решение проблем.
Средний мозг содержит структуры, задействованные в обработке визуальной и слуховой информации.
Задний мозг развивается в мозжечок, который управляет балансом и координирует моторные и сенсорные функции, а также продолговатый мозг, который является центром контроля автоматических процессов организма, таких как кровяное давление и частота сердечных сокращений.
Полости, называемые желудочками, также сформировались. Они производят спинномозговую жидкость, которая позволяет мозгу «плавать» внутри черепа и действует как амортизатор.
Как развивается нервная система
По краям развивающейся нервной трубки расположен нервный гребень. Этот гребень, наряду с головным и спинным мозгом, порождает миллионы нервов, которые разветвляются по всему телу. Нервы отправляют сенсорную информацию в головной и спинной мозг для обработки и передачи моторной информации, которая сигнализирует мышцам и органам о том, как и когда действовать.
Начиная с 8 недель беременности, эти нервы устанавливают связь не только друг с другом, но также с мышцами и другими тканями, а также с органами, такими как глаза и уши.
В 12 недель нервы начинают посылать простые сигналы, которые вызывают рефлекторное поведение. Например, пальцы вашего ребенка могут сжиматься и разжиматься, а пальцы ног могут скручиваться.
Ребенок также может прищурить глазные мышцы и сделать сосательные движения ртом.
Приблизительно к 28 неделям нервы соединяются с назначенными им органами, так что слуховые ощущения, обоняние и вкус вашего ребенка могут начать функционировать.
У некоторых нервных клеток развивается оболочка из изолирующего материала под названием миелин, который ускоряет передачу сигналов между нервами.
Миелин начинает формироваться в третьем триместре и продолжается после рождения и в зрелом возрасте.
Хотя развитие мозга происходит на протяжении всей беременности, в последнем триместре оно действительно набирает обороты, так как мозг утраивает вес.
В течение этих последних недель головной мозг также развивает глубокие, извилистые бороздки, которые обеспечивают дополнительную площадь поверхности, не занимая больше места в черепе.
Этот морщинистый наружный слой известен как кора головного мозга.
Мозг вашего ребенка при рождении
Насколько хорошо функционирует мозг вашего ребенка при рождении? Ваш новорожденный прибывает, вооруженный всевозможными захватывающими способностями, которые отражают удивительный рост от крошечной нервной пластинки до полноценной нервной системы:
У ребенка будет широкий спектр рефлексов, которые вы даже сможете проверить сами. Например, если вы погладите его по щеке, он повернет голову к вам (рефлекс укоренения). Положите палец ему в рот, и он автоматически начнет сосать (рефлекс сосания). Когда вы держите его в вертикальном положении и его ноги касаются пола, он делает небольшие шаговые движения (шаговый рефлекс).
Он может узнать ваш голос! Начиная примерно с третьего триместра, ваш малыш может подслушивать ваши разговоры, и к тому времени, когда он родится, он будет явно отдавать предпочтение вашему голосу перед другими. Он даже повернет голову, когда услышит вас.
Хотя вы можете представить, что вашему ребенку будет так же интересно смотреть на своего плюшевого мишку, как и на вас, исследования показывают, что дети особенно настроены на человеческие лица, предпочитая их случайным конструкциям.
И имейте в виду, что, поскольку мозг вашего ребенка продолжает расти после рождения, каждый день новые нервные связи образуются между различными частями его мозга, добавляя к его растущему запасу знаний, памяти и опыта.
Что вы можете сделать во время беременности
Принимайте фолиевую кислоту во время (и даже до) беременности. Фолиевая кислота является витамином B, который имеет решающее значение для развития головного и спинного мозга.
Получение достаточного количества фолиевой кислоты значительно снижает риск развития у ребенка дефектов нервной трубки, таких как расщелина позвоночника и анэнцефалия.
Нервная трубка развивается очень рано (даже до того, как многие женщины узнают, что они беременны), поэтому эксперты рекомендуют принимать 400 мкг фолиевой кислоты в день, по крайней мере, за месяц до того, как вы начнете пытаться забеременеть. Вы можете получить его из дородового витамина или принимать в качестве отдельной добавки.
Ешьте приготовленную рыбу 2-3 раза в неделю. Рыба – особенно жирная рыба, такая как лосось – содержит омега-3 жирные кислоты, которые, как показывают исследования, стимулируют развитие мозга вашего ребенка во время беременности и в детстве.
Основные этапы развития мозга плода
- 5 недель. – Формирование нервной пластинки.
- 6 недель. – Нервная трубка формируется и закрывается. Мозг в настоящее время состоит из трех областей (передний мозг, средний мозг и задний мозг), и желудочки сформировались.
- 8 недель. – Сеть нервов начинает распространяться по всему телу.
- 12 недель. – Фетальные рефлексы присутствуют.
- 28 недель. Чувства слуха, обоняния и осязания развиты и функционируют.
- От 28 до 39 недель. Мозг утраивает вес, и в головном мозге развиваются глубокие бороздки, чтобы увеличить площадь поверхности для нейронов мозга. Миелин начинает развиваться по некоторым нервным путям.