Что такое родовой падеж

Содержание

Родительный падеж отвечает на вопрос… Родительный падеж существительных: примеры

Что такое родовой падеж

Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).

Любой падеж определяется по вопросу.

На какой вопрос отвечает родительный падеж имени существительного?

Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:

  • кого? – одушевлённое существительное
  • чего? – неодушевлённое существительное
кого?чего?
без друзейот подругиоколо материиз мухис коняу верблюдавозле бабушкиподле собакипосле мужчиныдля сынабез кармановот колодцаоколо домаиз деревас крышиу калиткивозле входаподле крыльцапосле урокадля работы

В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.

Обстоятельственные вопросы родительного падежа

Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:

  • откуда?
  • где?
  • когда?
  • зачем?
  • как?

Определение значения родительного падежа по вопросу

Классифицировать значения удобнее всего в таблице:

Существительные в родительном падеже имеют значение:
времени действияобраза действияместа действияпричины действияцели действия
Когда?Как?Где?Откуда?Отчего?Зачем?
после обедасреди днядо вечерабез печалибез энтузиазмабез огонькау дорогииз городавозле школыиз-под кустас горысо смехус радостииз любопытстваиз-за обидыдля деладля работыдля учёбы

Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?
  • пара туфель или туфлей?

Если у кого-то от этих вопросов возникает оторопь, это нормально.

Самая большая головная боль – форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание – сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа

У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)

Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

  • В им. п. –а с шипящ. перед ней: баржа – барж, кража – краж, лужа – луж, лыжа – лыж, туча – туч (без ь).
  • В им. п. –а,-я не после шипящ.: вафля – вафель, туфля – туфель, домна – домен, кочерга – кочерёг, няня – нянь, розга – розог, свадьба – свадеб, сплетня – сплетен, простыня – простынь, усадьба – усадеб.
  • В им. падеже – ия: лекция – лекций, армия – армий, пародия – пародий, фамилия – фамилий, экскурсия – экскурсий.
  • В им. п. – ья или -я: ладья – ладей, статья – статей, кегля – кеглей. Но: певуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, колдуний, оладий.
  • В им. п. – ня: вишня – вишен, спальня – спален, колокольня – колоколен (здесь без мягкого знака); деревня — деревень, кухня – кухонь, яблоня — яблонь (здесь с мягким знаком).
  • В им. п. – ь: мать – матерей, дочь – дочерей, тетрадь — тетрадей, ночь — ночей, площадь — площадей, кровать — кроватей, кость – костей, плеть – плетей, постель — постелей, печь — печей (окончание –ей).

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии –ев, -ов.

  • В им. п. –о: окно – окон, решето – решет, зеркало – зеркал, судно – суден; село – сёл, весло – вёсел; яблоко – яблок Но: шило – шильев, дно – доньев, личико — личиков (окончание –ев, -ов).
  • В им. п. –е: поле – полей, блюдце – блюдец, полотенце — полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье – гнездовий, завоевание — завоеваний, кушанье – кушаний, побережье — побережий, снадобье – снадобий, угодье — угодий. Но: платье — платьев, устье – устьев, низовье — низовьев (окончание –ев).
  • В им. п. –ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?
нулевое-ей–ов, -ев
люди
нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парнейнет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев
при собирательном значении – эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет
предметы
чулок, сапог, валенок, опорок, погон,путей, корнейкореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,
единицы измерения
100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 каратсемь пядей, 100 рублей10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов
названия продуков
нет макаронмного абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?
нулевое окончаниеокончание -ейокончание –ов, -ев
нет мокасин, без нападок, несколько ножниц, нет рейтуз, наступление сумерек, без панталон, наступление потемок, спрыгнуть с ходуль, нет шаровар.наступление будней, много граблей, несколько дровней, нет яслей.без выкрутасов, до заморозков, нет клипсов, без лохмотьев, стыдиться отрепьев, нет пантов, без подонков;

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? – муж. и сред. рода
  • Какой? – женск. рода

Например:

  • зари (какой?) алой, вечерней – окончание –ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего – окончания –ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего – окончания –ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

Источник: https://FB.ru/article/261593/roditelnyiy-padej-otvechaet-na-vopros-roditelnyiy-padej-suschestvitelnyih-primeryi

Родительный падеж существительных

Что такое родовой падеж

Родительный падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен суще­стви­тель­ных, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы кого? чего?

Узнаем, что такое роди­тель­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа.

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют строй­ную систе­му изме­не­ния по паде­жам и чис­лам. Термином «падеж» назы­ва­ют спо­соб­ность имён суще­стви­тель­ных изме­нять свою началь­ную фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа на дру­гие паде­жи. В рус­ском язы­ке выде­ля­ют шесть паде­жей имён суще­стви­тель­ных.

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный (есть)кто? что?
Родительный (нет)кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кро­ме
Дательный (дать)кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, соглас­но
Винительный (вижу)кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный (дово­лен)кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный (думать)о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го назы­ва­ет пред­мет или лицо, кон­ста­ти­ру­ет его суще­ство­ва­ние в реаль­но­сти. По при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му роду (муж­ско­му, жен­ско­му или сред­не­му) и падеж­ным окон­ча­ни­ям в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа все суще­стви­тель­ные при­над­ле­жат к пер­во­му, вто­ро­му или тре­тье­му скло­не­нию:

  • (кто?) стар­шина, тётя, (что?) рука, баня — пер­вое скло­не­ние;
  • (кто?) стро­и­тель  ; (что?) ствол  , дерево — вто­рое скло­не­ние;
  • (кто?) дочь  , (что?) брошь   — тре­тье скло­не­ние.

За име­ни­тель­ным паде­жом, пря­мо назы­ва­ю­щим объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти, сле­ду­ет кос­вен­ный роди­тель­ный падеж.

Существительные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кого? чего?

Чтобы обра­зо­вать фор­му роди­тель­но­го паде­жа, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозя­ин — не было (кого?) хозя­ина;
  • зем­ля — нет (чего?) земли.

Каждое суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от типа скло­не­ния, а так­же твёр­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва име­ет харак­тер­ные падеж­ные окон­ча­ния в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

1 скло­не­ние

  • р. п. не было (кого?) стар­шины — стар­шин  
  • р. п. нет (кого?) тёти — тёть  

2 скло­не­ние

  • р. п. не было (кого?) стро­и­теля — стро­и­телей
  • р. п. нет (чего?) ствола — стволов
  • р. п.  нет (чего?) дерева — деревьев

3 скло­не­ние

  • р. п. голос (кого?) дочери — дочерей
  • р. п. нет (чего?) броши — брошей.

Часто воз­ни­ка­ют рече­вые ошиб­ки при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя.

В раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся фор­мы: «нет вре­мя», » вождь пле­мя», «чело­век без имя». Следует учесть, что у раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен-.

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа эти сло­ва име­ют окон­ча­ние -и.

Правильно:

  • вре­мя — нет вре­ме­ни;
  • пле­мя — вождь пле­ме­ни;
  • чело­век без име­ни.

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, соче­та­ясь с дру­гим суще­стви­тель­ным, име­ет опре­де­ли­тель­ное зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее при­над­леж­ность дру­го­му пред­ме­ту или лицу:

  • голос (чей?) мамы — мамин голос;
  • лапа (чья?) ели — ело­вая лапа;
  • сооб­ще­ние (чьё?) папы — папи­но сооб­ще­ние.

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­ных может быть обра­зо­ван с помо­щью непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных пред­ло­гов:

до, от, без, из, для, с, у, из-за, око­ло, мимо, вслед, воз­ле, кро­ме, вне, ради и пр.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа, назы­ва­ю­щей объ­ект дей­ствия или его отсут­ствие, вре­мя, место и пр.

Примеры

  • остать­ся до втор­ни­ка;
  • отплыть от бере­га;
  • остать­ся без све­та;
  • капа­ет с вет­ки;
  • пока­зать­ся из-за дома;
  • рас­тет сре­ди поля;
  • прой­ти мимо зда­ния;
  • оста­но­вить­ся воз­ле калит­ки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёда — хочет­ся мёду
  • ста­кан кипятка — дай­те кипятку
  • зубок чес­нока — поесть чес­ноку.

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с опре­де­ле­ни­ем:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая;
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го сне­га;
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воз­ду­ха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу;
  • осла­беть с голо­ду;
  • семь лет от роду;
  • прой­ти до дому;

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных суще­стви­тель­ных

  • выпить лимо­на­ду;
  • долить кипят­ку;
  • пред­ло­жить чаю;
  • насы­пать пер­цу;
  • достать сыру;

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать квас­ку;
  • поло­жить сахар­ку;
  • попро­бо­вать сыр­ку;
  • под­но­сить мед­ку;

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем

  • мно­го шуму;
  • набол­тать вздо­ру;
  • наде­лать скан­да­лу;

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских соче­та­ни­ях

  • при­пу­стить что было духу;
  • не до сме­ху;
  • с миру по нит­ке;
  • сбить с тол­ку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа чаще все­го выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­ных чле­нов:

  • допол­не­ния
  • несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния
  • обсто­я­тель­ства

В соста­ве неде­ли­мых соче­та­ний со сло­ва­ми более, менее, свы­ше, ряд, часть, боль­шин­ство, мень­шин­ство, мно­го, мало, сколь­ко, несколь­ко, столь­ко и пр., а так­же с чис­ли­тель­ны­ми фор­ма роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных явля­ет­ся под­ле­жа­щим.

Примеры

Мы не зна­ем (чего?) горя со спо­кой­ным малы­шом.

Ветка (чья?) клё­на сту­чит­ся мне в окно.

Дети выбе­жа­ли (отку­да?) из дверей шко­лы.

В лесу под дере­вья­ми еще лежит мно­го сне­га.

Двое рыба­ков сидят в лод­ке посре­ди озе­ра.

Пять котят весе­ло рез­ви­лись во дво­ре.

Большинство ребят согла­си­лись прий­ти на тре­ни­ров­ку зав­тра утром.

Меньшинство депу­та­тов про­го­ло­со­ва­ли про­тив про­ек­та.

Часть стра­ниц кни­ги ока­за­лась с каран­даш­ны­ми помет­ка­ми.

Свыше пяти­де­ся­ти озёр Тверской обла­сти при­вле­ка­ют тури­стов для отды­ха.

урок

Средняя оценка: 5. Проало: 3.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/roditelnyy-padezh.html

Падеж имен существительных

Что такое родовой падеж

Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

Характеристика падежей:

ПадежВспомогательные словаПадежные вопросыСмысловые вопросы
ИменительныйестьКто? лиса    Что? земляКто? Что?
РодительныйнетКого? лисыЧего? землиГде? Откуда?Чья? Чьи? Чье?
ДательныйдатьКому?  лисеЧему?  землеГде? Как?
ВинительныйвижуКого?   лисуЧто?    землюГде? Куда?
ТворительныйдоволенКем?   лисойЧем?   землейГде? Как?
ПредложныйдумаюО ком? о лисеО чем? о землеГде?

Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
  2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над волнами кружили чайки.

Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

Предлоги падежей

Именительный падеж – предлогов нет.

Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

Дательный падеж: к, по.

Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

  • Как отличить именительный и винительный падежи:

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.). 

  • Как отличить родительный и винительный падежи:

Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

Лапа (кого?) куницы — Р.п. / вижу (кого?) куницу – В. п.

Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.

Проверяем:

Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р. п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В. п.

  • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с»:

При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

  • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

  • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

  • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод 

  • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Родительный падеж множественного числа

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 70, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 74, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 51, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 68, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 85, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 140, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 165, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 171, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 9, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 230, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 83, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 19, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 53, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 59, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 67, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 119, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 138, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 154, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 157, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 148, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 247, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 266, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/8

Склонение существительных

Что такое родовой падеж

Существительные имеют два числа (единственное, множественное) и шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). При склонении меняются окончания слова. Всего получается 12 вариантов (6 падежей × 2 числа).

Однако термин «склонение существительных» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Изменение по падежам и числам. Его имеют в виду, когда требуется поставить слово в нужном падеже и числе. Обычно говорят: просклоняйте слово по падежам.
  2. Постоянный грамматический признак — один из трёх типов склонений. Его имеют в виду, когда требуется определить тип склонения существительного по роду и окончанию. Обычно говорят: определите склонение слова.

Вопросы падежей

Вопросы одинаковы для единственного и множественного числа и различаются только по признаку одушевленности-неодушевленности. Обратите внимание: для неодушевленных существительных совпадают вопросы в винительном и именительном падежах, для одушевленных — в винительном и родительном.

ПадежОдушевленныеНеуодушевленныеЕд.ч.Мн.ч.Ед.ч.Мн.ч.
Именительныйкто?что?
Родительныйкого?чего?
Дательныйкому?чему?
Винительныйкого?что?
Творительныйкем?чем?
Предложныйо ком?о чём?

Склонения

Все склоняемые существительные распадаются на 3 вида (склонения) в зависимости от родовой принадлежности и системы падежных окончаний в единственном числе.

Во множественном числе различия в окончаниях выражены слабее, а в дательном, творительном и предложном чаще всего совпадают, поэтому смотрят только изменение окончаний в единственном числе.

Итого три типа склонения существительных: первое, второе, третье.

1 склонение

К первому склонению относятся:

  1. Большинство существительных женского рода с окончаниями -а, -я: пряжа, мечта, земля, свеча.
  2. Существительные мужского рода с окончаниями -а, -я: Илья, юноша, дядя.
  3. Существительные общего рода с окончаниями -а, -я: сирота, плакса, коллега.

Примечание 1. Существительные на -ья в родительном падеже во мн.ч. имеют на конце -ей под ударением: статья — статей, семья — семей, а без ударения -ий: певунья — певуний, плясунья — плясуний.

Примечание 2. В родительном падеже во мн.ч. существительные большей частью имеют нулевое окончание: страны — стран, лекции — лекций. Список трудных слов для правильного употребления в род.п. мн.ч.: (нет чего?) басен, бешен, вафель, двоен, вишен, кочерЁг, кУхонь, полынЕй, пустЫнь, рощ, сабель, скворечен, тУфель, черешен, яблонь.

2 склонение

Ко второму склонению относятся:

  1. Существительные мужского рода с основой на твердый или мягкий согласный и нулевым окончанием: конь, дуб, гений, плащ, карандаш, кирпич.
  2. Существительные среднего рода с окончанием -о, -е: поле, озеро, ружье.

Примечание 1. Существительные мужского рода на -ий и среднего рода на -ие в предложном падеже ед.ч. оканчиваются на -и: о санатории, о собрании, о решении.

Примечание 2. Некоторые существительные мужского рода, обозначающие место, время, в предложном падеже ед.ч. с предлогами в, на имеют окончание -у (-ю): в углу, на посту, в строю, на берегу и пр. При этом ударение падает на окончание.

Только в некоторых случаях допустимо использовать два варианта: в отпуску — в отпуске, на шкафу — на шкафе. Формы на -у(-ю) свойственны разговорной речи, на формы на -е — книжной.

В родительном падеже в ед.ч. мужского рода имеют окончание -у(-ю) наряду с окончанием -а(-я): стакан чаю, кусок сахару, сыру, рису (но производство чая, сахара, выращивание риса).

Примечание 3. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже во мн.ч. наряду с окончаниями -ы (-и) имеют окончание -а(-я): директор — директора, паспорт — паспорта, слесари — слесаря, тракторы — трактора, токари — токаря. Ударение в таких существительных падает на окончание. Окончания -ы (-и) больше свойственно книжной речи, а окончание -а (-я) — разговорной.

Примечание 4. Отдельные существительные мужского рода в именительном падеже мн.ч. имеют двоякие формы: лист — листы и листья, мех — мехи и меха, зуб — зубы и зубья, хлеб — хлебы и хлеба, сын — сыновья и сыны (Отечества). В данном случае формы различаются лексическим значением: листы бумаги и листья березы, зубы акулы и зубья пилы.

Примечание 5. Существительные среднего рода во мн.ч. имеют окончание –а(-я): море — моря, училище — училища. Но некоторые из них имеют окончание -и: яблоко — яблоки, окошко — окошки, плечо — плечи.

Примечание 6. В родительном падеже во мн.ч. многие существительные среднего рода имеют нулевое окончание: места — мест, здание — зданий. Некоторые имеют окончание -ей: поля — полей, моря — морей. Часть слов заканчиваются на -ов, -ев: облака — облаков, плоскогубцы — плоскогубцев.

Примечание 7. При склонении существительных небо, чудо во мн.ч. появляется суффикс -ес-: небеса — небесами, чудеса — чудесами.

Список трудных слов для правильного употребления в родительном падеже мн.ч.

: апельсины — апельсинов, помидоры — помидоров, грамм — граммов, носки — носков, чулки — чулок, ботинки — ботинок, метры — метров, гектары — гектаров, башкиры — башкир, цыгане — цыган, оладьи — оладий, мандарины — мандаринов, судьи — судей, противень — противней, блюдца — блюдец, яблоки — яблок, кольца — колец, ружье — ружей, полотенца — полотенец, запястье — запястий, места — мест, ущелья — ущелий.

3 склонение

В третью группу входят слова женского рода с основой на твердый или мягкий согласный с нулевым окончанием: лошадь, мышь, рожь.

Разносклоняемые слова

В русском языке есть 11 слов, которые изменяются по первому или второму склонению. К ним относятся:

  • десять слов на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя;
  • слово путь.

Эти слова в родительном, дательном и предложном падежах в ед.ч. имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существ-ых 2-го склонения -ем, (-ём).

Примечание 1. У существительных на -мя в родительном, дательном, творительном падежах в ед.ч. и во всех падежах во мн.ч. к корню прибавляется суффикс -ен-(-ён-): знамён, имён.

Примечание 2. В словах семя, стремя в род.п. мн.ч. к корню прибавляется суффикс -ян-: семян, стремян.

Несклоняемые существительные

В эту группу входят существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму: вхожу в метро, вижу метро. Среди них могут быть как нарицательные (кофе, радио, кино, жюри, трюмо, портмоне, конферансье), так и собственные (Сочи, Сухуми, Баку, Золя, Гётэ), а также и сложносокращенные (МГУ, ГАИ, ГЭС).

Мы сделали соответствующие подборки случаев:

Источник: https://inflectonline.ru/su

Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение

Что такое родовой падеж

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

  • Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.

  • Части предметов: экран, дно, рукоятка.

  • Людей: человек, рабочий, врач, малыш.

  • Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь

  • Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.

  • Вещества: вода, песок, кислота, мука.

  • Явления природы: снег, дождь, радуга.

  • Признаки: глубина, чернота.

  • Действия: сражение, бег, плавание.

  • Факты и события: представление, пожар, отпуск.

  • Состояния и чувства: сон, страх, радость.

  • Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.

  • Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленность или неодушевленность — постоянный грамматический признак существительного,

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Имена собственные и нарицательные

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Имена собственные — это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией — это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

Род имен существительных

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род — постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род — моя сестра, мужской род — мой брат.

Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

Единственное и множественное число имен существительных

Число — непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня — песни, конь — кони, слово — слова, имя — имена.

Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

Согласовательные классы существительных

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

  1. Мужского рода одушевленные: зверь

  2. Мужского рода неодушевленные: трактор

  3. Женского рода одушевленные: мама

  4. Женского рода неодушевленные: буква

  5. Среднего рода одушевленные: животное

  6. Среднего рода неодушевленные: окно

  7. Только множественное число, парный род: ножницы

Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое — неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

Склонение имен существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных — типы склонения. Типа склонения — постоянных признак имен существительных. Падеж — непостоянный признак.

I склонение — существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

III склонение — существительные женского рода с нулевым окончанием (тетрадь, роскошь, мозоль).

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя — имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя — а также слова путь и дитя.

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

Не склоняются некоторые заимствованные слова — кафе, колибри, торнадо.

Морфологический разбор — морфологические признаки существительных

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

  • Собственное или нарицательное

  • Одушевленное или неодушевленное

  • Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

  • Род

  • Склонение

II. Непостоянные признаки

Морфологический разбор имени существительного. Пример

Книга — лучший подарок.

Устный разбор
Книга — существительное, обозначает предмет: (что?) книга, начальная форма — книга.
Постоянные мопфологические признаки: нарицательное, неодушевленное, женский род, 1-го склонения.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в именительном падеже, в единственном числе.
Синтаксическая роль в предложении: является подлежащим.

Письменный разбор
(Что?) книга
н.ф. — книга
Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.Непост. признаки: в Им.п., в ед.ч.

(что?) книга — подлежащее

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное — признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие — признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Источник: https://www.anews.com/p/109726231-imya-sushhestvitelnoe-v-russkom-yazyke-klassy-rod-chislo-padezhi-i-sklonenie/

Здоровый плод
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: