Репродуктивный метод обучения
Определение 1
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.
В связи с тем, что репродуктивный метод осуществляется по конкретному алгоритму, то его еще принято называть инструктивно-репродуктивным.
Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий, организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения в системе российского образования используется уже давно, в связи с чем, его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется давно, он постоянно совершенствуется.
Если обратиться к тому, каким был репродуктивный метод изначально, то он применялся в виде конспектирования лекций и решения простых задач, направленных на формирование навыка применения изученных формул.
Произошедшие изменения коснулись упрощения ряда алгоритмов, направленных на повышение уровня усвоения, соотнесение средств наглядности с научными фактами, а также введение в практические занятия интерактивных средств (видео, анимация, аудио).
- Курсовая работа 420 руб.
- Реферат 250 руб.
- Контрольная работа 240 руб.
Все новшества положительно сказываются на эффективности познавательной деятельности учащихся, на повышение которой и направлен данный метод обучения.
Таким образом, репродуктивный метод обучения является прекрасной альтернативой «сухим» лекциям, однообразным семинарам, основанным на простом опросе.
Репродуктивный метод обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные стороны репродуктивного метода обучения:
- экономность организации метода, не требует дополнительных вложений, специальной техники и оборудования;
- способствует передачи большого объема информации от педагога к учащимся, за короткий промежуток времени;
- процесс усвоения нового учебного материала сопровождается параллельной отработке его на практике;
- гарантированная прочность усвоения знаний;
- направлен на расширение возможностей запоминания и переработке теоретических знаний.
Отрицательные стороны репродуктивного метода обучения:
- строгая алгоритмизация, не допускающая творческого подхода к выполнению заданий;
- оказывает отрицательное влияние на развитие гибкости и самостоятельности мышления учащихся;
- отрицает поисковую и исследовательскую деятельность, которая является важной в приобретении теоретических и практических знаний;
- при частом использовании превращается в формальность, а сам процесс усвоения знаний в «механическое зазубривание».
Сущность репродуктивного метода обучения
Сущность репродуктивного метода заключается в том, что он направлен на приобретение умений и навыков через систему заданий, организованных педагогом.
Система заданий, представлена заданиями, которые требуют неоднократного воспроизведения знаний и способов деятельности, уже усвоенных учащимися.
Выполнение заданий подразумевает решение сходных задач, составление планов, осуществляет физические и химические опыты и т.п.
Необходимость интервала повторения выполнения заданий зависит от уровня знаний учащегося и сложности заданий. Например, обучение четкому письму и грамотности требует несколько лет, в то время как обучение чтению осуществляется гораздо быстрее.
Замечание 1
Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.
Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец.
Репродуктивный метод направлен на обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, формирование основных мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез и т.д.).
Однако, несмотря на эффективность получения необходимого опыта деятельности, данный метод не гарантирует развития творческих способностей, не позволяет целенаправленно и планомерно их формировать.
С этой целью используются продуктивные методы обучения.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. В настоящее время установлено, что монологическая практика обучения изжила себя, соответственно применение репродуктивного метода эффективнее применять в комплексе с другими методами обучения.
Это обусловлено тем, что помимо усвоения теоретического материала и выполнения действий по образцу, необходимо обратить внимание на развитие личностных качеств учащихся.
В настоящее время все больше внимания уделяется развитию у детей творческих задатков, умения самостоятельно приобретать знания, учитывать индивидуальности развития и т.д.
Репродуктивный метод, к сожалению, не имеет данной направленности, в связи с чем, его принято применять в совокупности с другими методами обучения, направленными на развитие личности учащихся.
Например, изучение учебного материала осуществляется не в виде монологических лекций, которые необходимо прослушать и записать, а путем представления свободы в выборе метода конспектирования (тезисы, схемы, зарисовки и т.п.).
Наряду с репродуктивным методом, нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач.
Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога.
В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/reproduktivnyy_metod_obucheniya/
Что такое психологическое бесплодие и методы его лечения
Тема этой статьи непростая – постараемся разобраться, что такое психологическое бесплодие и нужно ли с ним бороться.
Немало пар сталкивается с невозможностью зачать ребенка. Супруги проходят множество обследований, пробуют различные схемы лечения, но – безрезультатно. Иногда врачи не могут обнаружить причину, так как репродуктивная система обоих супругов здорова. В этом случае можно предполагать психологическое бесплодие.
Бесплодие на психологическом уровне – что это такое
Если в течение года попытки забеременеть оказываются безуспешными, можно говорить о бесплодии. В первую очередь, врачи стараются обнаружить и вылечить физиологическую причину. Но если здоровье супругов в порядке, возможно, причины бесплодия психологические.
Психологическое бесплодие – это блокировка репродуктивной системы психологическими механизмами. Чаще оно наблюдается у женщин – из-за большей душевной уязвимости, но встречается и у мужчин.
Связь репродуктивного и психологического здоровья
Деятельность репродуктивных органов во многом определяется функционированием гипоталамо-гипофизарной системы. Это мозговые структуры, регулирующие деятельность всех внутренних органов. Они играют важнейшую роль в процессах выработки гормонов, необходимых для зачатия.
Изменение психоэмоционального состояния влияет на уровень возбуждения гипоталамуса и гипофиза. Происходит преобразование эмоций в соматические заболевания: гормональный дисбаланс, сбои эндокринной системы, ухудшение качества спермы, проблемы щитовидной железы и прочее.
Проще говоря, если женщина испытывает подсознательный страх перед рождением ребенка, организм защищает себя от опасности. И подавляет репродуктивную функцию.
Причины возникновения и развития психогенного бесплодия
Возможные причины нежелания иметь детей у женщин психологи делят на три группы:
- Прошлое – негативный опыт. Это может быть смерть родственницы при родах, пережитое сексуальное насилие, прежние неудачные попытки забеременеть, проблемы с родителями в детстве.
- Настоящее – сомнения в необходимости рожать. Женщина может поддаваться давлению извне, но сама не испытывает желания иметь ребенка. Нет уверенности в муже, не хочется прерывать карьеру, страх потерять красоту, инфантильность.
- Будущее – страх перед ним. Благополучно ли пройдут роды, хватит ли денег на малыша, будет ли ребенок здоров и прочее.
Любая из этих причин может стать причиной появления внутреннего барьера для зачатия, причем женщина зачастую не догадывается об этом.
Психологическое бесплодие может развиться в процессе лечения. Бесконечные визиты к врачам, процедуры, постоянное ожидание беременности и постоянные разочарования превращают жизнь женщины в замкнутый круг.
Сильные отрицательные эмоции приводят к психологической усталости, и организм защищает себя от стресса, блокируя детородные функции.
Трудность диагностики
Психосоматика бесплодия наблюдается примерно у трети бездетных пар. Постановка диагноза затрудняется тем, что проблема чаще всего комплексная. У обследуемой пары обнаруживаются небольшие физиологические патологии, которые и начинают лечить.
Но если к этому добавляется психологическая неготовность к зачатию одного из партнеров, то лечение выявленной патологии, скорей всего, не даст результатов.
Как диагностируют психогенное бесплодие
Обратившаяся к врачу пара проходит весь комплекс обследований. Если не обнаружено никаких проблем, но женщина не беременеет более года, есть основания искать психологические факторы бесплодия.
О возможности психогенного бесплодия свидетельствуют следующие признаки:
- У женщин:
- заниженная самооценка;
- склонность к тревоге и беспокойству;
- истеричность;
- депрессия;
- отсутствие самореализации, уверенности в себе;
- чувство одиночества.
- У мужчин:
- заниженная самооценка;
- инфантильность;
- ощущение финансовой несостоятельности;
- частые стрессы;
- эгоизм;
- страх перемен.
Клинические проявления
Психологические причины способны вызвать серьезные физиологические изменения. Психологическое бесплодие у женщин в клиническом варианте может проявляться как:
- менструальные циклы с отсутствием овуляции;
- отторжение оплодотворенной яйцеклетки из-за недостатка прогестерона;
- изменение химического состава слизи в шейке матки, мешающее прохождению сперматозоидов;
- снижение проницаемости для сперматозоидов оболочки яйцеклетки;
- патологическая выработка антител к сперматозоидам;
- снижение активности ворсинок на внутренней поверхности маточных труб, затрудняющее движение яйцеклетки и сперматозоидов;
- спазм маточных труб.
Клинические варианты мужского психологического бесплодия:
- ухудшение эрекции;
- снижение качества спермы;
- пониженная живучесть сперматозоидов.
Как бороться с психологическим бесплодием
Осознание проблемы – первый шаг на пути к ее решению.
Иногда супруги справляются сами, иногда необходима квалифицированная медицинская помощь.
Помощь специалистов
Возможно, проблема в страхе женщины перед беременностью и родами, возникшей еще в детстве из-за неверно поданной информации. Тогда достаточно восполнить информационный пробел, сделав это грамотно и тактично, чтобы психологический барьер постепенно разрушился.
Но подсознательные блоки могут быть гораздо более сложными и глубинными, их выявление требует профессионального подхода.
Проблему нужно выявить, осознать и нейтрализовать или научиться правильно на нее реагировать.
Психотерапевт может применять:
- психокоррекцию;
- визуализацию;
- психоаналитику;
- релаксацию;
- групповой аутотренинг;
- самовнушение;
- поведенческие и другие методики.
Если выявлены нервные заболевания, может понадобиться прием медикаментов. При этом обязательно учитывается их влияние на возможную беременность.
Выйти из замкнутого круга
Иногда для зачатия долгожданного малыша достаточно разорвать круг безрезультатных попыток и отчаяния. Это действительно замкнутый цикл: каждое несостоявшееся зачатие вызывает стресс, стресс провоцирует выброс адреналина, адреналин нарушает баланс необходимых для зачатия гормонов.
Как принять бесплодие, хотя бы временно – несколько экспертных рекомендаций.
- Попытайтесь отвлечься от него, прекратить зацикливаться на проблеме, сменить доминанту.
- Психотерапевты советуют забыть про графики, подсчеты, специальные позы и заниматься сексом по желанию и для удовольствия.
- Прекрасным выходом станет позитивная смена впечатлений. Например, романтическое путешествие или отдых у моря. Измученная психика нуждается в подобной встряске.
Меняйте жизнь
Если у вашей пары не выявлено физиологических причин для бесплодия, попробуйте изменить свою жизнь, сделав ее более комфортной. Не пытайтесь контролировать ситуацию, снимите с себя проблему, переключитесь на другие интересы.
Это не значит, что вам надо смириться с бесплодием. Просто дайте себе передышку, положитесь на волю Бога или Вселенной, расслабьтесь. Займитесь спортом, вспомните о хобби, путешествуйте, верните романтику в вашу совместную жизнь.
Используйте разные способы для стабилизации нервной системы, займитесь аутотренингом, йогой, медитацией. Возможно, именно избавление психики от постоянного напряжения позволит снять подсознательный блок.
Давать советы легко, еще легче им не следовать и ни во что не верить. Но методика расслабления и отвлечения работает! Если вам не удается самостоятельно избавиться от напряжения, обратитесь к психотерапевту, выслушайте его советы.
Рассмотрите другие способы
Современная медицина позволяет иметь детей, даже если зачать и выносить их естественным путем не получается. Возможно, вам стоит изучить возможности экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Все больше деток появляется на свет благодаря этому методу, и они ни в чем не уступают своим сверстникам, родившимся традиционным способом.
Все большее распространение получает и вынашивание детей суррогатными матерями. Возможно, вы захотите использовать этот метод.
Многие пары становятся родителями для усыновленных детей. Безусловно, это сложное и ответственное решение. Но, может быть, это ваш шанс стать родителями и подарить любовь маленькому человечку, которого жизнь обделила в самом начале его пути.
Замечательно то, что очень часто пары, решившие прибегнуть к одному из этих способов, позже обнаруживают, что женщина беременна. И беременность благополучно заканчивается рождением малыша.
Можно считать это чудом или наградой. Психологи объясняют эти ситуации тем, что женщина освободилась от давящей ее проблемы. И освобожденный организм восстановил репродуктивную функцию.
Заключение
Психологическое бесплодие сложно диагностируется и непросто лечится. Более того, некоторые врачи скептически относятся к этому диагнозу. Тем не менее, все больше репродуктивных центров приглашают в штат психотерапевтов.
Медицине известно далеко не все. Любой опытный врач знает реальные истории со счастливым концом. Это относится и к акушерству. Берегите свое здоровье, выполняйте рекомендации врачей, и не теряйте надежду. Если обследования утверждают, что вы здоровы, возможно, вам просто нужно подождать. Не загоняйте себя в замкнутый круг отчаяния, верьте в лучшее. Чудеса случаются.
Источник: https://its-kids.ru/chto-takoe-psihologicheskoe-besplodie.html