Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер. |
Поведение | Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения). |
Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности | ||||
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия — это проявление волеизъявления людей | Результат – это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Мотивы деятельности | ||||
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития | Социальные установки – это ориентация человека на что-либо | Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности | Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами | Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Классификация действий в зависимости от мотивов | |||
Целерациональные | Ценностно-рациональные | Аффективные | Традиционные |
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом | Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности | Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности | Характеризуются зависимостью от длительной привычки |
Многообразие деятельности
Деятельность | ||
Практическая | Духовная | |
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
природы | общества | Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально-производственная деятельность | Это социально-преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Виды деятельности в зависимости от результатов:
Созидательная | Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) | Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность — благо | Деятельность — зло |
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.
Игровая деятельность
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.
Трудовая деятельность
Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости.
Преобразует и совершенствует самого человека.
Учебная деятельность
Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.
Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения | ||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к.
объектом является активный субъект.
Субъект общения | ||
Реальный, т. е. существующий в жизни | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Реальный, т. е. существующий в жизни | Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта | Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель, знакомый | Животное, игрушка | Бог, внутренний голос |
Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения | ||||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные) | |||
Речь (язык) | Это все средства общения, кроме речи | |||
Внутренняя | Внешняя | Знаковые системы | Сигналы | Облик человека |
Мысли | Устная, письменная | Рисунки, чертежи | Горн, свисток, светофор | Мимика, жесты, тембр голоса |
общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).
Цели и функции общения | ||
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) | Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством | Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками |
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность | Обмен информацией (взаимная передача) | Односторонняя передача |
Участники | Субъект — объект, активно взаимодействующие | Субъект — объект, обособление |
Действия | Равнозначные | Односторонние |
Обратная связь | Активная, обогащает информацию | Отсутствует или формальна |
Информация | Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется | Воспринимается с потерями или без них |
Сознательное и бессознательное
Сознание | |||
Познание | Самосознание | Воля | Переживание |
Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Структура сознания | ||
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми | Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру | Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни |
Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Широкое значение: это все умственные процессы | Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.) |
Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления | |
Опосредованный характер | Обобщённость |
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное | Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного |
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное, или практическое | Конкретно-образное, или художественное | Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое |
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности | Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы | Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе |
Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.
Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/myshlenie
Что это такое — репродуктивный метод? Репродуктивный метод обучения (примеры)
Педагогика – очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?
Описание
Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал.
Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время подготовки к экзаменам и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний.
Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.
Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как этот метод всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.
Особенности
Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:
- Словесные, наглядные и практические приемы обучения. Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
- По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
- Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
- Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.
Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.
Отличие от продуктивного метода
Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру познавательной деятельности различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.
Репродуктивный метод обучения – это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата.
Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п.
То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.
В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.
Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.
Примеры
Как уже упоминалось, точные науки – подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.
Рассмотрим, например, обычное математическое квадратное уравнение. Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу – нахождению неизвестного (или неизвестных).
Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) – обоснование (причина).
При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.
Эффективность
В российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться.
Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул.
Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических занятиях интерактивных средств обучения (аудио, видео, анимация).
Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе.
Плюсы
Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный метод обучения предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.
Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.
Минусы
Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения – это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления.
Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний.
При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога.
Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход.
Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач.
Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога.
В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Источник: https://FB.ru/article/300060/chto-eto-takoe---reproduktivnyiy-metod-reproduktivnyiy-metod-obucheniya-primeryi
Виды методов обучения по характеру познавательной деятельности
Структура познавательной деятельности определяется уровнем активности мышления. На основе подобного критерия педагоги советского пространства И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Низкий уровень активности мышления выражается в только лишь запоминании готовой информации и ее последующему воспроизведению (осознанному или неосознанному). Такому уровню соответствует репродуктивный метод обучения.
Говоря о более высоком уровне мыслительной активности учащегося, мы имеем в виду его стремление получить знание в самостоятельной деятельности, и в данном случае применимы частично-поисковый или исследовательский методы обучения.
Приведенная выше классификация была поддержана прочими педагогами и получила широкое распространение на практике.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы
Перечислим основные черты объяснительно-иллюстративного метода обучения:
- «на входе» ученики получают познавательную информацию в готовом виде;
- применяются разного роди приемы для улучшения восприятия учащимися информации;
- результатом метода является осмысление полученного готового знания, фиксация его в памяти и последующее применение, реализация на практике.
Для реализации объяснительно-иллюстративного метода применяются разнообразные источники информации (речь, наглядные материалы, технические средства). Логика изложения материала может носить как индуктивный, так и дедуктивный характер. При этом функция педагога заключается в грамотной организации процесса восприятия учащимися.
Репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы схожи тем, что и в том, и в другом случае знания передаются ученикам в готовом виде, при этом задача педагога – раскрыть подаваемую информацию и дать необходимые пояснения. Отличительной же чертой репродуктивного метода является то, что знание подается здесь в его верном воссоздании или репродукции, а для закрепления информации используется регулярное повторение.
Замечание 1
Преимущество указанных методов – экономность, т.е. передача большого объема информации за короткий промежуток времени с минимальным расходованием усилий.
Конечное усвоение знаний, опирающееся на повторение, достаточно стабильно. За репродуктивной работой следует творческая, и пропускать этот период в обучении нельзя, да и попросту невозможно, но и усердствовать, применяя метод, не стоит. В общем, рассмотренные методы в процессе обучения отлично сочетаются с прочим педагогическим инструментарием.
Опиши задание
Проблемное изложение
Определение 1
Метод проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творческой.
Изначально ученики не имеют навыка решать проблемные задачи без помощи, и задача учителя – показать пример решения, подробно поясняя весь его путь.
Учащиеся не участвуют полноценно в процессе, но, следя за ходом рассуждения, получают урок размышлений и применения их для преодоления познавательных трудностей.
Определение 2
Проблемное изложение – это подача информации двумя путями: педагог сам или посредством технических средств показывает, как применить логику для нахождения решения, либо предоставляет конечный ответ на поставленный вопрос, раскрывая систему доказательств истины передаваемых знаний.
Структура метода проблемного изложения выглядит следующий образом:
- постановка проблемы;
- формирование плана решения;
- собственно процесс решения;
- доказательство правильности решения;
- обозначение ценности решения для дальнейшего развития познавательной деятельности.
Целью метода проблемного изложения является демонстрация учащимся многогранности пути познания, продвижения к истине. В этом процессе учитель сам ставит задачу, передавая ученикам ее конкретную формулировку, и сам же ее решает, демонстрируя ход рассуждения. Учащиеся наблюдают, осмысливают и запоминают, получая в итоге пример научного размышления.
Частично-поисковый и исследовательский методы
Определение 3
Частично-поисковый или эвристический метод – это метод, характеризующийся следующими чертами:
- познавательная информация не передается учащимся в готовом виде: ее необходимо получить самостоятельно;
- в данном случае функционал учителя заключается не в организации усвоения нового знания, а оказании помощи в поиске решения учащимися посредством доступных средств;
- ученики под руководством педагога строят самостоятельное рассуждение, решают познавательные задачи, проводят анализ возникающих затруднений, сопоставляют, обобщают, формулируют выводы. Результатом вышеперечисленных действий является получение осознанных крепких знаний.
Метод получил название частично-поискового в связи с тем, что учащиеся не всегда справляются с самостоятельным поиском решений поставленной трудоемкой задачи от начала и до конца, и педагогу необходимо направлять их.
В некоторых ситуациях часть знаний подается учителем в готовом виде, а часть ученики получают в самостоятельных действиях, находя ответы на поставленные вопросы.
Одним из вариантов частично-поискового метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Теперь дадим характеристику процессам исследовательского метода обучения:
- педагог совместно с учащимися формулирует проблему, подлежащую решению за заданный промежуток учебного времени;
- в общих случаях учащиеся не получают готового знания; им предстоит получить его самостоятельно в ходе поиска решения проблемы;
- задача учителя – оперативно управлять ходом решения проблемной задачи;
- для учебного процесса характерна высокая интенсивность; процесс обучения насыщен познавательным интересом; полученные в результате знания характеризуются глубиной, прочностью.
Исследовательский метод обучения основывается на творческом восприятии знаний.
Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагогов и учащихся.
Стоит также отметить, что эффективно применять данный метод способны лишь педагоги с высоким уровнем профессиональной подготовки.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/metody-obuchenija-po-poznovatelnoj-dejatelnosti/
Репродуктивный метод обучения
Определение 1
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.
В связи с тем, что репродуктивный метод осуществляется по конкретному алгоритму, то его еще принято называть инструктивно-репродуктивным.
Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий, организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения в системе российского образования используется уже давно, в связи с чем, его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется давно, он постоянно совершенствуется.
Если обратиться к тому, каким был репродуктивный метод изначально, то он применялся в виде конспектирования лекций и решения простых задач, направленных на формирование навыка применения изученных формул.
Произошедшие изменения коснулись упрощения ряда алгоритмов, направленных на повышение уровня усвоения, соотнесение средств наглядности с научными фактами, а также введение в практические занятия интерактивных средств (видео, анимация, аудио).
- Курсовая работа 480 руб.
- Реферат 260 руб.
- Контрольная работа 210 руб.
Все новшества положительно сказываются на эффективности познавательной деятельности учащихся, на повышение которой и направлен данный метод обучения.
Таким образом, репродуктивный метод обучения является прекрасной альтернативой «сухим» лекциям, однообразным семинарам, основанным на простом опросе.
Репродуктивный метод обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные стороны репродуктивного метода обучения:
- экономность организации метода, не требует дополнительных вложений, специальной техники и оборудования;
- способствует передачи большого объема информации от педагога к учащимся, за короткий промежуток времени;
- процесс усвоения нового учебного материала сопровождается параллельной отработке его на практике;
- гарантированная прочность усвоения знаний;
- направлен на расширение возможностей запоминания и переработке теоретических знаний.
Отрицательные стороны репродуктивного метода обучения:
- строгая алгоритмизация, не допускающая творческого подхода к выполнению заданий;
- оказывает отрицательное влияние на развитие гибкости и самостоятельности мышления учащихся;
- отрицает поисковую и исследовательскую деятельность, которая является важной в приобретении теоретических и практических знаний;
- при частом использовании превращается в формальность, а сам процесс усвоения знаний в «механическое зазубривание».
Сущность репродуктивного метода обучения
Сущность репродуктивного метода заключается в том, что он направлен на приобретение умений и навыков через систему заданий, организованных педагогом.
Система заданий, представлена заданиями, которые требуют неоднократного воспроизведения знаний и способов деятельности, уже усвоенных учащимися.
Выполнение заданий подразумевает решение сходных задач, составление планов, осуществляет физические и химические опыты и т.п.
Необходимость интервала повторения выполнения заданий зависит от уровня знаний учащегося и сложности заданий. Например, обучение четкому письму и грамотности требует несколько лет, в то время как обучение чтению осуществляется гораздо быстрее.
Замечание 1
Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.
Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец.
Репродуктивный метод направлен на обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, формирование основных мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез и т.д.).
Однако, несмотря на эффективность получения необходимого опыта деятельности, данный метод не гарантирует развития творческих способностей, не позволяет целенаправленно и планомерно их формировать.
С этой целью используются продуктивные методы обучения.