Что это такое — репродуктивный метод? Репродуктивный метод обучения (примеры)
Педагогика – очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?
Описание
Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал.
Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время подготовки к экзаменам и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний.
Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.
Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как этот метод всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.
Особенности
Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:
- Словесные, наглядные и практические приемы обучения. Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
- По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
- Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
- Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.
Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.
Отличие от продуктивного метода
Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру познавательной деятельности различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.
Репродуктивный метод обучения – это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата.
Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п.
То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.
В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.
Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.
Примеры
Как уже упоминалось, точные науки – подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.
Рассмотрим, например, обычное математическое квадратное уравнение. Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу – нахождению неизвестного (или неизвестных).
Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) – обоснование (причина).
При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.
Эффективность
В российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться.
Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул.
Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических занятиях интерактивных средств обучения (аудио, видео, анимация).
Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе.
Плюсы
Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный метод обучения предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.
Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.
Минусы
Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения – это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления.
Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний.
При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога.
Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход.
Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач.
Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога.
В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Источник: https://FB.ru/article/300060/chto-eto-takoe---reproduktivnyiy-metod-reproduktivnyiy-metod-obucheniya-primeryi
Моделинг что это такое разные направления и из значение
Приветствую Вас, уважаемые читатели. Наша тема сегодня – моделинг что это такое? Моделинг включает в себя много понятий, среди них не только услуги или реклама различных товаров.
Можно охарактеризовать этот вид деятельности как процесс создания полноценного образа, в котором собраны внешность, поведение, стиль.
Суть
В этих направлениях существуют свои стандарты, и именно им необходимо соответствовать и женщинам и мужчинам в идеале. Моделингом определяются стандарты стиля и красоты. И благодаря этому, возникает желание обладать тем, что рекламирует модель и как она это преподносит.
Человек также хочет двигаться, также выглядеть, носить такую же одежду, тем самым приближаясь к совершенству и подобию увиденного образа. И вот поэтому, в наше время работа модели многогранна, применяются высокие критерии и требования.
Уже не достаточно иметь только красивые черты лица или стройную фигуру. В основе лежит наличие твердого характера, ума, артистические навыки, легкая походка для подиума, фотогеничность, и как говорят профессионалы съемки – «чтобы камера любила».
Критерии
В целом, сегодняшние критерии не ограничиваются только лишь наличием нужной внешности. Да, без нее никак, но и только с ней добиться развития в этом направлении не просто. Для облегчения становления и формирования «супермодели», существуют различные школы, тренинги и курсы, на них можно научиться некоторым навыкам.
На стадии становления эта помощь необходима, с её помощью девушка будет с легкостью разбираться в современном мире моделинга. За основу обучения берется дефиле, так как этому, казалось бы, не трудному процессу научится не легко, и дается это не каждому.
Целый комплекс составляющих, которые нужно развить, и модельный шаг и мышцы с осанкой, не маловажная уверенность, и как перспектива работы в будущем – это демонстрация одежды разных стилей и направлений.
Многие учебные заведения модельного направления открывают дополнительные направления по фитнесу и хореографии, это делает движения уверенней и изящнее.
Тонкости
Позировать на камеру, казалось бы ну что тут сложного? Поворот, наклон, улыбка… Однако именно это искусство определяет, как долго модель сможет радовать глаз «глянцевых журналов». И даже в искусстве есть некоторые нюансы, без знания законов позирования нарушаются симметрия в пропорциях тела и минусы становятся очевидными.
Поэтому так важно умение позировать, передовая те или иные эмоции через фотографию. Не обойтись и без знаний актерского мастерства и основ стиля, ведь каждая модель немножко актриса, и раскрыть эти навыки поможет данная дисциплина.
Изучение иностранных языков необходимо в этой сфере для поездок по различным странам и общения с людьми разных национальностей. На самом деле полное формирование модели происходит с приобретением еще некоторых важных качеств: этики, как международной так и самой фотомодели, репутация.
Если не придавать значения этой детали, можно легко потерять наработанную базу клиентов, пунктуальность, как обязательное понятие. Постоянное совершенствование и умение применить все «инструменты» моделинга помогают стать эталоном и примером для многих и многих людей по всему миру.
Разновидности
Мы с Вами рассмотрели общее понятие моделинга, но их не мало. Какие еще существуют направления?
Веб моделинг
Какое же отношение он имеет к моделям? Веб для модели в первую очередь – возможности и самореализация в своей деятельности. Первостепенной работой для веб моделей – общение в интернет сетях, их задача — поддержать беседу, заинтересовать и привлечь в закрытый чат.
Для начала этой деятельности не требуется каких-либо больших затрат или долгого процесса обучения. Умение вести разговор на различные темы и милая внешность — вот, в принципе те навыки, которые необходимы.
И совсем необязательно наличие высшего образования, но наличие знаний в иностранных языках существенно поможет и положительно повлияет на рабочий процесс. Как результат — немаленькие доходы, ненормированный график, его может модель корректировать сама.
Как результат, — свободное время для своих личных дел, повышения «квалификации» супер собеседника. В работе сохраняется анонимность, безопасность, ни о каком интиме не говорится. Среди прочих преимуществ — официальное устройство, оно обеспечивает защиту модели в социальных вопросах.
Можно сказать, что эта работа идеальна, как минимум в трех важных аспектах: достойный заработок, хороший график, обязанности, от которых только плюсы.
Дизайн
Присутствие понятия моделинга в дизайне лучше всего прослеживается при помощи перспективного графического 3D дизайна. Наверное, каждому доводилось видеть продукт трехмерного моделирования в разного рода анимации игр, в фильмах с фантастическим сюжетом.
По этим шедеврам можно получить некоторое понимание процесса 3D моделирования, которое достигается путем манипуляции различных моделей в пространстве трехмерного формата. Моделирование подобного рода применяется в сфере кино индустрии, игр, рекламы, спецэффектов, архитектура и инженерия.
Наглядный пример — архитектурная разработка, фасад зданий. Архитектором создается виртуальная модель нужного объекта и привязывается к тому участку местности, где модель должна располагаться. Все предметы воссоздаются из определенной фигуры, наиболее подходящей, ее можно найти в наборе программы.
Выбор фигур довольно обширен, это помогает в создании любых моделей, существующих в реальном мире. Подбор образцов для моделирования лучше подбирать заранее, до начала основного процесса.
Не последнюю роль в создании, а точнее в процессе создания, играет программное обеспечение, оно должно соответствовать необходимым параметрам. Моделирование — это основная задача, первостепенная, за этим следует визуализация сделанных моделей. В дизайне моделинг — это весьма интересная задача, но она требует определенных знаний и навыков.
Педагогика
Во многих науках можно проследить наличие моделей. К примеру, предмет Физика. Здесь существует понятие «физической модели» для предметов и реальных явлений. Наукой изучаются способы изучения и применения этих моделей. Среди них — равномерные и равноускоренные движения, твердые тела, материальные точки и так далее.
Так и в математике, изучение моделей в этой дисциплине постоянно, для их изучения и применения разработаны методы для решения задач уравнений, измерение различных величин, изучения функций. Само понятие модели означает создание какого либо объекта в виде схем, форм из знаков, конструкций, формул.
В целом, само понятие «модель образования» стало применяться в последнее время достаточно часто. Под этим понятием подразумевается модель, показывающая стороны той или иной организации и всего процесса образования.
И это не только процесс обучения, так же это развитие и воспитание личности. То есть, можно сказать, что моделью образования называется та или иная система с разными подходами к процессу образования. Принято считать, что образовательные модели делятся на инновационные и традиционные.
Целью традиционной модели считают формирование знаний, навыков и умений у учащихся. Инновационная модель считается развивающей, она направлена на развитие и становление личности обучающегося.
Смысловой
О смысловом моделинге можно сказать, что оно считается одним из самых эффективных среди борьбы с ростом репродуктивного мышления у учеников, а так же, как прием по повышению самостоятельности в познавательном направлении.
Смысловой моделинг помогает развитию логики, и при больших объемах информативного материала, сам по себе очень лаконичен и структурен. Он помогает выделять нужный материал цветом или с помощью каких-либо знаков.
При помощи этого можно научится устанавливать связь и причины между объектами и различными явлениями, придать любому исследованию более творческий характер. Учащиеся, в свою очередь, получают возможность на инициативную организацию своей деятельности.
Результатом смыслового моделинга является сбалансированная работа педагога и учеников, успех согласия в обучении, как итог снижение эмоционально-психологического напряжения во взаимоотношениях.
В заключении
На этом наш обзор заканчивается. Это достаточно не простой вопрос оказался. Как вы заметили, это понятие сложное и объемное. Поэтому теперь, я уверен, вы будете знать что это такое, и какие виды моделинга бывают.
Пишите в комментарии как вам понравилась статья, какие мысли возникли, поделитесь! Спасибо друзья за внимание, на сегодня это всё.
С вами был Иван.
Источник: https://krasivodel.ru/articles/modeling-chto-eto.html
Репродуктивный метод обучения
Определение 1
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.
В связи с тем, что репродуктивный метод осуществляется по конкретному алгоритму, то его еще принято называть инструктивно-репродуктивным.
Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий, организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения в системе российского образования используется уже давно, в связи с чем, его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется давно, он постоянно совершенствуется.
Если обратиться к тому, каким был репродуктивный метод изначально, то он применялся в виде конспектирования лекций и решения простых задач, направленных на формирование навыка применения изученных формул.
Произошедшие изменения коснулись упрощения ряда алгоритмов, направленных на повышение уровня усвоения, соотнесение средств наглядности с научными фактами, а также введение в практические занятия интерактивных средств (видео, анимация, аудио).
- Курсовая работа 460 руб.
- Реферат 250 руб.
- Контрольная работа 200 руб.
Все новшества положительно сказываются на эффективности познавательной деятельности учащихся, на повышение которой и направлен данный метод обучения.
Таким образом, репродуктивный метод обучения является прекрасной альтернативой «сухим» лекциям, однообразным семинарам, основанным на простом опросе.
Репродуктивный метод обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные стороны репродуктивного метода обучения:
- экономность организации метода, не требует дополнительных вложений, специальной техники и оборудования;
- способствует передачи большого объема информации от педагога к учащимся, за короткий промежуток времени;
- процесс усвоения нового учебного материала сопровождается параллельной отработке его на практике;
- гарантированная прочность усвоения знаний;
- направлен на расширение возможностей запоминания и переработке теоретических знаний.
Отрицательные стороны репродуктивного метода обучения:
- строгая алгоритмизация, не допускающая творческого подхода к выполнению заданий;
- оказывает отрицательное влияние на развитие гибкости и самостоятельности мышления учащихся;
- отрицает поисковую и исследовательскую деятельность, которая является важной в приобретении теоретических и практических знаний;
- при частом использовании превращается в формальность, а сам процесс усвоения знаний в «механическое зазубривание».
Сущность репродуктивного метода обучения
Сущность репродуктивного метода заключается в том, что он направлен на приобретение умений и навыков через систему заданий, организованных педагогом.
Система заданий, представлена заданиями, которые требуют неоднократного воспроизведения знаний и способов деятельности, уже усвоенных учащимися.
Выполнение заданий подразумевает решение сходных задач, составление планов, осуществляет физические и химические опыты и т.п.
Необходимость интервала повторения выполнения заданий зависит от уровня знаний учащегося и сложности заданий. Например, обучение четкому письму и грамотности требует несколько лет, в то время как обучение чтению осуществляется гораздо быстрее.
Замечание 1
Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.
Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец.
Репродуктивный метод направлен на обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, формирование основных мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез и т.д.).
Однако, несмотря на эффективность получения необходимого опыта деятельности, данный метод не гарантирует развития творческих способностей, не позволяет целенаправленно и планомерно их формировать.
С этой целью используются продуктивные методы обучения.
Виды методов обучения по характеру познавательной деятельности
Структура познавательной деятельности определяется уровнем активности мышления. На основе подобного критерия педагоги советского пространства И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин сформировали классификацию методов обучения по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Низкий уровень активности мышления выражается в только лишь запоминании готовой информации и ее последующему воспроизведению (осознанному или неосознанному). Такому уровню соответствует репродуктивный метод обучения.
Говоря о более высоком уровне мыслительной активности учащегося, мы имеем в виду его стремление получить знание в самостоятельной деятельности, и в данном случае применимы частично-поисковый или исследовательский методы обучения.
Приведенная выше классификация была поддержана прочими педагогами и получила широкое распространение на практике.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы
Перечислим основные черты объяснительно-иллюстративного метода обучения:
- «на входе» ученики получают познавательную информацию в готовом виде;
- применяются разного роди приемы для улучшения восприятия учащимися информации;
- результатом метода является осмысление полученного готового знания, фиксация его в памяти и последующее применение, реализация на практике.
Для реализации объяснительно-иллюстративного метода применяются разнообразные источники информации (речь, наглядные материалы, технические средства). Логика изложения материала может носить как индуктивный, так и дедуктивный характер. При этом функция педагога заключается в грамотной организации процесса восприятия учащимися.
Репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы схожи тем, что и в том, и в другом случае знания передаются ученикам в готовом виде, при этом задача педагога – раскрыть подаваемую информацию и дать необходимые пояснения. Отличительной же чертой репродуктивного метода является то, что знание подается здесь в его верном воссоздании или репродукции, а для закрепления информации используется регулярное повторение.
Замечание 1
Преимущество указанных методов – экономность, т.е. передача большого объема информации за короткий промежуток времени с минимальным расходованием усилий.
Конечное усвоение знаний, опирающееся на повторение, достаточно стабильно. За репродуктивной работой следует творческая, и пропускать этот период в обучении нельзя, да и попросту невозможно, но и усердствовать, применяя метод, не стоит. В общем, рассмотренные методы в процессе обучения отлично сочетаются с прочим педагогическим инструментарием.
Опиши задание
Проблемное изложение
Определение 1
Метод проблемного изложения – это ступень для перехода от исполнительской работы к творческой.
Изначально ученики не имеют навыка решать проблемные задачи без помощи, и задача учителя – показать пример решения, подробно поясняя весь его путь.
Учащиеся не участвуют полноценно в процессе, но, следя за ходом рассуждения, получают урок размышлений и применения их для преодоления познавательных трудностей.
Определение 2
Проблемное изложение – это подача информации двумя путями: педагог сам или посредством технических средств показывает, как применить логику для нахождения решения, либо предоставляет конечный ответ на поставленный вопрос, раскрывая систему доказательств истины передаваемых знаний.
Структура метода проблемного изложения выглядит следующий образом:
- постановка проблемы;
- формирование плана решения;
- собственно процесс решения;
- доказательство правильности решения;
- обозначение ценности решения для дальнейшего развития познавательной деятельности.
Целью метода проблемного изложения является демонстрация учащимся многогранности пути познания, продвижения к истине. В этом процессе учитель сам ставит задачу, передавая ученикам ее конкретную формулировку, и сам же ее решает, демонстрируя ход рассуждения. Учащиеся наблюдают, осмысливают и запоминают, получая в итоге пример научного размышления.
Частично-поисковый и исследовательский методы
Определение 3
Частично-поисковый или эвристический метод – это метод, характеризующийся следующими чертами:
- познавательная информация не передается учащимся в готовом виде: ее необходимо получить самостоятельно;
- в данном случае функционал учителя заключается не в организации усвоения нового знания, а оказании помощи в поиске решения учащимися посредством доступных средств;
- ученики под руководством педагога строят самостоятельное рассуждение, решают познавательные задачи, проводят анализ возникающих затруднений, сопоставляют, обобщают, формулируют выводы. Результатом вышеперечисленных действий является получение осознанных крепких знаний.
Метод получил название частично-поискового в связи с тем, что учащиеся не всегда справляются с самостоятельным поиском решений поставленной трудоемкой задачи от начала и до конца, и педагогу необходимо направлять их.
В некоторых ситуациях часть знаний подается учителем в готовом виде, а часть ученики получают в самостоятельных действиях, находя ответы на поставленные вопросы.
Одним из вариантов частично-поискового метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Теперь дадим характеристику процессам исследовательского метода обучения:
- педагог совместно с учащимися формулирует проблему, подлежащую решению за заданный промежуток учебного времени;
- в общих случаях учащиеся не получают готового знания; им предстоит получить его самостоятельно в ходе поиска решения проблемы;
- задача учителя – оперативно управлять ходом решения проблемной задачи;
- для учебного процесса характерна высокая интенсивность; процесс обучения насыщен познавательным интересом; полученные в результате знания характеризуются глубиной, прочностью.
Исследовательский метод обучения основывается на творческом восприятии знаний.
Недостатком метода можно назвать неэкономное расходование временного ресурса: процесс реализации метода протяжен во времени и требует больших энергетических затрат педагогов и учащихся.
Стоит также отметить, что эффективно применять данный метод способны лишь педагоги с высоким уровнем профессиональной подготовки.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/metody-obuchenija-po-poznovatelnoj-dejatelnosti/