Развитие ребенка: 1 месяц жизни
- совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
- различает цвета (красный, желтый, черный и белый), линии и клетку;
- фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
- различает особенности звуков;
- узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
- сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
- лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).
Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.
Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.
Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого.
Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания.
Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.
Развитие ребенка: мимика и речь
В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).
Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…
Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.
К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.
О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства.
Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.
Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.
Залог нормального развития ребенка
Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста.
Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком.
Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» — подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.
В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.
Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.
Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.
Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме.
Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.
Занятия в воде
Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.
Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.
Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.
Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками.
Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия.
Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.
Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» — желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).
Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.
Развитие ребенка: зрение и слух
Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.
В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.
на сайте: 05.06.2012
Источник: http://www.missfit.ru/
Источник: http://www.prostobaby.com.ua/rebenok_do_1_goda/stati/razvitie_rebenka_1_mesyats_zhizni
10 странных, но совершенно нормальных явлений у новорожденных — Goldy-Woman.com — женский сайт
10 странных, но совершенно нормальных явлений у новорожденных
Книги и занятия для беременных готовят нас ко многому: беременности и родам, неизбежным бессонным ночам и, конечно, к круглосуточному кормлению.
Но они совершенно упускают из виду множество причин неизбывной тревоги всех только что родивших женщин, которые заставляют их нестись в детскую поликлинику или вызывать педиатра на дом.
И прежде, чем то же самое сделаете вы, прочитайте эту статью и развейте свои страхи по поводу странных, но совершенно нормальных явлениях у новорожденных малышей. И, скорее всего, вы столкнетесь с большинством из них.
«Молочная» корочка
Корочки на головке младенца — противная штука, будем честны. Но это довольно распространенное явление. Что же это такое? На самом деле, точно об этом ничего не известно. Но и волноваться по этому поводу не стоит.
Любые корочки, будь то коричневые «прилипшие», или же шелушащиеся, исчезают сами через несколько месяцев (хотя иногда бывает, что вспышки «молочной» корочки могут проявляться и дольше).
Тем временем, чтобы избавиться от нее, достаточно смазывать корочку маслом (детским или растительным) 2-3 раза в неделю перед купанием, обернуть голову полотенцем или пищевой пленкой и через 30-60 минут искупать малыша, в процессе расчесывая голову расческой с тонкими, редкими зубьями. Корочка должны постепенно (или даже сразу) отпасть.
Когда это опасно?
К счастью, поводов волноваться по поводу «молочной» корочки почти нет — это не более, чем обычная сыпь. Но если корочка начинает распространяться за пределы волосистой части головы или сильно разрастается, попросите врача-педиатра выписать специальную мазь.
«Взрывной» стул/внезапный жидкий стул
Наверное, слово «взрывной» — это немного чересчур. Но если вам еще не пришлось столкнуться пару раз с внезапным жидким стулом (или, иначе говоря, «детской неожиданностью»), то и родителями вы еще толком не побыли Другими словами, не вы первая отчищаете стены от детского стула.
Немного физиологии младенцев: стул младенцев преимущественно жидкий с некоторой примесью похожих на семена горчицы песчинок, следовательно, никаких усилий не требуется, чтобы все это выходило свободно и под напором, запачкав комнату (если, конечно, ребенок без подгузника).
И в этом нет ничего плохого или неестественного.
Когда это опасно?
Пока у детского стула нормальный цвет (варьируется от коричневого до зеленого и желтого) и есть примесь песчинок, все в порядке. Но если вы заметите следы крови, срочно звоните педиатру.
Большая грудь
Еще помните те сумасшедшие гормональные всплески, которые мучили вас всю беременность? Такое не забудешь… Так вот, на вашем малыше они сказываются тоже. И, к сожалению, одним из побочных эффектов пребывания 9 месяцев в вашем животе является большая грудь.
Поскольку ребенок полностью подвержен вашим гормонам, у него могут довольно прилично развиться грудные ткани, поскольку, чтобы гормоны полностью ушли из организма малыша, требуется некоторое время после родов.
Но не волнуйтесь, обычно об этом переживать совершенно не стоит — большая грудь скоро сойдет на нет.
Когда это опасно?
Заметили покраснение вокруг груди малыша? Если да, измерьте температуру ребенка, чтобы понять, если покраснение связано с жаром. Эти симптомы могут быть признаком чего-то более серьезного и поводом наведаться к врачу.
Странные стонущие звуки
Если вы ожидали услышать от младенца лишь милое воркование и периодический плач, то зря. Ребенок может издавать огромное разнообразие шумов: кряхтение, оханье, храп и прочие забавные звуки, которые вы непременно услышите.
Все эти странные звуки связаны с носовыми ходами малыша, которые у новорожденных довольно узкие.
Из-за этого слизь застревает в носу, что и вызывает дополнительные звуковые эффекты Так что если вам пришлось столкнуться с целой симфонией звуков от своего новорожденного чада, пора задуматься об очистке носика малыша.
Когда это опасно?
Понаблюдайте, связаны ли издаваемые малышом звуки с его дыханием. Если да, то у новорожденного может быть затрудненное дыхание. В этом случае рекомендуется связаться с педиатром как можно скорее.
Постоянное чихание
Запомните: для новорожденного весь мир и все в нем ново и непривычно. В результате младенцы гиперчувствительны ко множеству вещей, против которых у нас, взрослых, уже есть иммунитет. Поэтому если малыш чихает, не прекращая, но при этом не болен, скорее всего, чихание — попытка избавиться от микроскопических инородных песчинок, которые попали в носовые ходы.
Даже просто глядя на свет, малышу нужно приспосабливаться, так что если вы вышли с малышом на прогулку в солнечный день, и он начинает чихать, это может быть вовсе не аллергия, а реакция на обычное солнце.
Другими распространенными причинами чихания новорожденных могут быть избыток слизи или даже остатки амниотической жидкости в дыхательных путях, от которых организм малыша пытается избавиться.
Когда это опасно?
Если чих малыша сопровождается хрипом, проконсультируйтесь с педиатром: у ребенка может быть аллергия или что-то еще, что требует лечения. Нужно убедиться, что дыхание малыша нормальное, нет проблем с глотанием и чистые легкие — это исключит серьезные проблемы.
Случайные резкие движения
Поначалу смотреть на то, как у малыша возникают внезапные резкие и спастические движения конечностей, немного неприятно, потому что неясно, что происходит. Просто помните, что и у этого есть своя цель. В эти первые месяцы жизни младенец столкнется со множеством связанных с развитием изменений.
Одно из них включает в себя рефлекс Моро (или рефлекс испуга). Он может проявляться случайно или же быть связан с громкими звуками. Рефлекс сходит на нет к 3-4 месяцам.
А до тех пор можете тренировать свой навык укачивания: малыши часто будят себя из-за этих резких движений, а укачивание поможет младенцу уснуть.
Когда это опасно?
Волноваться следует только тогда, когда ребенок НЕ совершает резких движений и не вздрагивает. Их отсутствие может означать, что что-то идет не совсем правильно. Поэтому если ребенок не выказывает один из этих симптомов, покажитесь врачу.
Странная форма головы
Рожать — тяжелая работа, но она тяжела не только для мамы, но и ребенка. Неудивительно, что после путешествия по родовым путям мамы ребенок появляется на свет весь фиолетовый и как будто отекший. Поскольку головка ребенка поначалу мягкая и податливая, неудивительно, что при прохождении через родовые пути она может в некоторых местах стать плосковатой.
Если же после родов ничего такого не было, то позже головка в некоторых местах может сгладиться от долгого лежания на спине. Если форма головы изменилась именно от этого, постарайтесь почаще держать малыша на руках, класть его к себе живот-к-животу во время бодрствования и менять места для игрушек, чтобы у ребенка не было предпочтения к одной или другой стороне.
Когда это опасно?
Если вы все перепробовали, а головка ребенка по-прежнему плоская в некоторых местах, поговорите с педиатром. Он может назначить ношение специального временного «шлема» для коррекции формы головы. Особенно эффективны эти «шлемы» с 4 до 6 месяцев, поэтому не откладывайте визит ко врачу, если чувствуете, что что-то не так.
Отекшие гениталии
Если вы родили мальчика, то могли заметить, что его половые органы несколько больше, чем вы себе представляли. В особенности яички. И опять же, как и в случае с грудью, это может быть результатом воздействия ваших гормонов прямо перед родами. Либо в мошонке могла скопиться лишняя жидкость.
Но не волнуйтесь, потому что все это выходит за несколько дней с мочой. То же может произойти и с девочкой: в течение нескольких дней после родов половые губы могут быть немного распухшие. В любом случае, это быстро проходит.
Кстати о жидкости, вот вам еще один полезный факт: в первые дни жизни малыш выводит так много жидкости, что сбросит в весе до 10% от веса после родов.
Когда это опасно?
Если отек не проходит за несколько дней после родов, однозначно стоит показаться педиатру, особенно если у вас мальчик. У мальчиков может развиться водянка яичка, которая, при отсутствии лечения, самостоятельно будет проходить чуть ли не год.
Кровь в подгузнике
Выявление даже малюсенького пятнышка красного цвета на подгузнике может свести с ума любого родителя. Однако это не всегда повод для беспокойства. Существует несколько причин этого явления, и все они временные.
Если у вас родилась девочка, это, опять же, может быть побочным эффектом от воздействия ваших гормонов во время беременности. Не беспокойтесь, «мини-месячные» — довольно распространенное явление у новорожденных девочек: в течение нескольких дней после родов гормоны уходят, и все прекращается.
Другие потенциальные причины: бурное пищеварение, вызвавшее царапину или порез при дефекации, но это кровотечение должно быстро прекратиться. Если мальчик был недавно обрезан, то кровь может появляться из заживающей раны.
Обязательно наносите вазелин по необходимости, чтобы облегчить боль, и не бойтесь много увлажнять кожу ребенка. То же самое относится и к потницам под подгузником.
Когда это опасно?
Хотя скорее всего кровь в подгузнике объясняется совершенно нормальными вышеупомянутыми причинами, стоит в любом случае позвонить педиатру. Редкий родители, увидевший кровь в подгузнике, сможет после этого спокойно спать.
Косоглазие
У новорожденных, можно сказать, даже ожидают, что будет легкое косоглазие. Малыш все еще пытается приспособиться к новым органам чувств, включая зрение. Чтобы освоить контроль над глазными мышцами и фокусироваться, потребуется некоторое время.
Верьте или нет, бывает, что даже когда кажется, что ребенок косит глазами, это может на самом деле быть не так. Из-за широкой переносицы малыша кожа может морщиться и прикрывать часть белка глаза. Это создает оптическую иллюзию под названием псевдоэзотропия.
Поэтому приглядитесь внимательней: зрачки ребенка действительно на одной линии и двигаются одновременно? В конце концов, молодые родители любят придумывать себе страшилки! И в этом нет ничего страшного
Когда это опасно?
Если к 6 месяцам у ребенка все еще есть признаки косоглазия, пора устроить встречу с врачом. Если зрачки ребенка двигаются одновременно в разных направлениях, это может быть страбизм. Если же движется только один зрачок — вероятна амблиопия или т.н. «ленивый» глаз.
Kaitlin Stanford
Источник: thebump.com
Источник: https://goldy-woman.com/beremennost-rody-deti/malyshi/1709-10-strannykh-no-sovershenno-normalnykh-yavlenij-u-novorozhdennykh
Новорожденный: как отличить «норму» от «патологии»?
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Как определить «границы физиологической нормы»?
Процесс появления на свет является безусловным стрессом для организма, связанным с перестройкой всех органов и систем, а также тяжелой физической нагрузкой. Сразу после рождения условия обитания малыша радикально меняются, новорожденный попадает в непривычную для него окружающую среду.
Температура здесь значительно ниже той, к которой он привык в утробе матери, появляется гравитация, возникают новые ощущения, поступающие от органов чувств, – зрительные образы, звуки, прикосновения. Начинается новый для него тип дыхания (легочный) и новый тип пищеварения.
Эти перестройки и переживания связаны с изменениями во всех органах и системах. Именно они и вызывают так называемые «транзиторные», или переходные, состояния. Возникают после родов и через некоторое время проходят бесследно.
Но при определенных условиях «физиологические транзиторные состояния» могут перейти в патологические и стать причиной заболеваний.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Переходных состояний много, потому что все системы органов претерпевают изменения. У некоторых детей они проходят незаметно (при этом лабораторная диагностика может выявить их наличие у каждого ребенка).
Физиологическая потеря веса происходит у всех новорожденных независимо от массы тела при рождении. Потому, что, во-первых, во время родового стресса запускается механизм усиленного обмена веществ (ребенок активно расходует энергию при рождении), и во-вторых, после стресса организм обычно выводит определенное количество жидкости, а источника достаточного восполнения ее пока нет (так как нет большого количества молозива и молока). В первые сутки–двое малыш расходует «резервные запасы» (скопления подкожного жира в отдельных частях тела). Норма потери массы – 6–7 % от массы при рождении. Доношенный ребенок на 10-й день после родов, а недоношенный – на 14-й, весит столько же, сколько при рождении. Скажу сразу, что для нормального функционирования органов и прибавки в весе необходим адекватный тепловой режим, о котором упомяну позже.
Если у новорожденного не происходит физиологической потери массы тела, то можно говорить о задержке жидкости в организме, связанной, скорее всего, с патологией мочевыводящей системы. Такая ситуация требует срочного обращения к врачу.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
2. Транзиторное нарушение теплового обмена или «транзиторная лихорадка»
У малыша может незначительно повышаться температура, потому как процессы терморегуляции у него незрелы. Нормальная температура тела ребенка – до 37 градусов. Измерение лучше проводить в паху, ртутным термометром.
Малыши не могут удерживать постоянную температуру тела и очень чувствительны к изменениям температуры окружающей среды. Неустойчивость центра терморегуляции приводит к легкому наступлению переохлаждения или перегрева. Обусловлено это особенностями кожи, бедной потовыми железами и богатой кровеносными сосудами.
Важно соблюдать нормальный температурный режим в комнате малыша: 22 градуса для доношенных детей и 24 градуса для недоношенных и маловесных. Это лишь ориентировочные цифры. Существуют индивидуальные особенности реакций детей на изменение температуры.
Поэтому зачастую комфортную температуру нужно подбирать, ориентируясь на предпочтения ребенка.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
3. Половой криз
Половой криз обусловлен воздействием материнских гормонов на органы-«мишени» малыша. Это явление наиболее часто наблюдается у девочек. Оно выражается в том, что половые органы увеличиваются в размерах, увеличиваются и нагрубают молочные железы, из сосков могут выделяться капли молозива. Эту ситуацию можно наблюдать и у девочек, и у мальчиков.
При обнаружении данного состояния нельзя пытаться выдавливать молозиво – это больно. Отличие от патологического процесса – мастита новорожденного – заключается в отсутствии повышенной температуры и болезненности при прикосновении к груди ребенка. У девочек 2–3 дней жизни иногда наблюдаются менструальноподобные выделения из влагалища.
Объём выделившейся крови может приблизительно составлять одну чайную ложку. Продолжаются такие выделения как обычные месячные: 3–5 дней.
У девочек также встречается «транзиторный десквамативный вульвовагинит» – обильные слизистые выделения из половых путей. Он может продолжаться до 3–4 недель.
Выделения не причиняют беспокойства, влагалище при этом не красное.
Любые проявления полового криза проходят сами и вмешательства не требуют.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Эта ситуация связана с заселением доселе стерильного кишечника флорой, которую малыш получает во время и сразу после родов от матери, а также от людей, которые за ним ухаживают. Не всегда заселение идет равномерно и только «правильной» флорой. «Борьба за территории» вызывает различные процессы в кишечнике. У здорового малыша при нормальной материнской флоре все заканчивается благополучно. При «плохой» флоре матери, где много патогенных или условно патогенных микробов, подобное состояние может перерасти в инфицирование. Чаще так бывает у недоношенных, незрелых, маловесных детей. Также на первой неделе жизни наблюдается расстройство стула. Связано это с тем, что с началом питания первый раз включаются в работу пищеварительные ферменты, железы пищеварения, желчный пузырь. У новорожденного все эти процессы не всегда происходят слаженно и последовательно. Первый стул ребенка – это меконий, темно-зеленый, пастообразный. Дальше начинает образовываться стул переходный – неоднородный, зелено-желтый, с комочками, в нем иногда можно обнаружить немного слизи. К концу первой недели стул устанавливается.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Это транзиторное состояние органов мочевыделения, связанное с адаптацией, изменением обмена веществ, уменьшением объема мочи. Вследствие этого повышается концентрация мочи, в почечных лоханках откладываются кристаллы солей мочевой кислоты. Моча становится более мутной, от желтого до кирпичного цвета, возможна кристаллизация солей на пеленке. Выглядят эти кристаллы как пятно насыщенного кирпичного цвета.
Если ситуация длится более 12–18 часов – это повод допоить малыша водой из ложечки.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
Новорожденный очень уязвим для инфекций. Ребенок рождается стерильным. У него незрелы барьерные свойства кожи, не сформированы защитные механизмы слизистых. После рождения все полости (носоглотка, верхние дыхательные пути, кишечник, половые органы) заселяются бактериальной флорой. Массированное воздействие «новой» флоры и незрелость защиты организма на первой неделе жизни объясняют «транзиторный иммунодефицит». Поэтому риск инфицирования новорожденного от больного человека или «здорового» носителя патогенных микробов и вирусов значительно выше, чем у грудного ребенка. Необходимо упомянуть физиологическую для новорожденного рану – пупочную. При определенных условиях или при отсутствии правильной гигиены кожи ребенка и матери, пупочная ранка становится прекрасными входными воротами для любой инфекции.
Любое покраснение пупочной ранки или поверхности вокруг нее, если она мокнет или есть выделения – повод для обращения к врачу.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall Кожа – очень важный для ребенка орган. Она выполняет функцию защиты от инфекций, является органом выделения и терморегуляции. Кожа новорожденного и грудного ребенка может многое сказать о том, что происходит в жизни малыша. Она покажет, правильно ли питается мама, хорошо ли вы подобрали одежду для него, подходит ли вода вашего жилища для купания.
Многие патологические процессы, протекающие в организме ребенка, можно «читать» по коже. Перечисленные ниже явления считаются нормальными состояниями кожи новорожденного.
- Простая эритема – это покраснение кожи. Его можно наблюдать через 6–12 часов после рождения. К концу первой недели жизни избыточное покраснение должно пройти. Такое покраснение вызвано, прежде всего, привыканием кожи к контакту с воздухом.
- Шелушение кожи. Встречается оно чаще у переношенных малышей, родившихся позже 42 недель беременности. Через неделю–полторы шелушение проходит. Рекомендую мазать складки, находящиеся у ладоней и стоп миндальным маслом, потому что на сгибах сухая кожа может трескаться, доставляя малышу неприятные ощущения.
- Токсическая эритема – пятна размером с копейку, с серовато-желтыми уплотнениями в центре. Обычно они располагаются на конечностях, вокруг суставов и на груди. Появляются они на 1 день после родов, исчезают обычно через 2–3 дня. Самочувствие ребенка не нарушено. Однако эти пятна могут зудеть, поэтому одежда должна быть не жесткой и не плотно прилегать к этим элементам на коже.
- Милиа – так называются белые узелки на крыльях носа, переносице и на лбу. Это закупоренные узкие сальные протоки. Они откупориваются самостоятельно на протяжении 1–2 недель жизни.
- Монгольские пятна. Они имеют цвет от голубого до бледно-серого и похожи на синяки. Такие пятна встречаются на спине и ягодицах, иногда – на ногах и плечах, у девяти из десяти детей, чьи родители принадлежат к черной, азиатской или индейской расе. Эти едва заметные пятна также достаточно часто встречаются у детей Средиземноморского региона, но очень редко – у светловолосых и голубоглазых младенцев.
- «Пятна аиста». Эти оранжево-розовые пятна могут появляться на лбу, веках, на затылке они встречаются на том месте, за которое аисты носят младенцев, чем и объясняется их народное название «пятна аиста». Они светлеют в первые два года жизни ребенка и становятся заметными только тогда, когда ребенок плачет или сильно напрягается.
фото: Newborn Baby photographers Carrie Sandoval and Brittany Woodall
8. Физиологическая желтуха новорожденных
Желтухой называется окрашивание слизистых оболочек, склер, кожи в желтый цвет. У новорожденных она может возникать как физиологическое транзиторное состояние, так и проявление какого-либо заболевания.
Если физиологическая желтуха вмешательств не требует и проходит быстро и бесследно, то патологическая желтуха часто требует немедленных мер для предотвращений серьезных осложнений со стороны нервной системы. Все виды желтух объединены общим признаком – гирпербилирубинемией (повышенным содержанием желчного пигмента в крови).
От наличия в крови этого пигмента и зависит яркость окраски кожи – от светло-лимонного до оранжевого цвета. Прокрашивание также может быть зеленым и оливково-желтым. Билирубин образуется при распаде гемоглобина разрушенных эритроцитов. Длительность жизни эритроцита взрослого человека составляет 80–120 дней. У новорожденных этот срок равен 5–7 дням.
Связано это с тем, что гемоглобин плода в первые две недели жизни замещается «взрослым» гемоглобином. Отслужившие эритроциты распадаются, высвобождая в кровь билирубин. Клетки печени активно участвуют в переработке и выведении билирубина из организма.
Вот почему при незрелости и заболеваниях печени мы имеем затяжную или сильную желтуху, а это уже повод для обращения к врачу. Билирубин является токсином для центральной нервной системы. Его токсический эффект проявляется при определенной концентрации в крови.
Для каждого ребенка он зачастую разный – это зависит от срока родов, степени зрелости и сопутствующих патологий. Желтеть малыш начинает с лица и головы, потом желтушное прокрашивание «сползает» вниз по телу малыша. Определять интенсивность желтухи лучше при дневном освещении, у окна. Лампы дневного света и другое электрическое освещение может сильно исказить визуальную оценку цвета кожи.
Вот основные характеристики физиологической желтухи:
- она возникает на 2–3-й день жизни малыша;
- достигает максимума на 4–5-й день;
- исчезает к 10-му дню у зрелых новорожденных, у незрелых может держаться 2-3 недели;
- при физиологической желтухе не страдает общее состояние ребенка;
- концентрация билирубина в крови не превышает 180 мкмоль/л;
- она не требует лечения.
Причины физиологической желтухи:
- Массивное разрушение эритроцитов, обусловленное физиологической реакцией смены «фетального» гемоглобина на «взрослый».
- Физиологическая незрелость печени, при которой ее ферменты не справляются с прибывающим билирубином.
Патологические желтухи Определюсь, что целью данной статьи не является подробное изложение причин и методов лечения патологических состояний. Поэтому я не буду подробно описывать все проблемы, которые сопровождаются патологическими желтухами.
Выделю признаки, которые позволят отличить норму от патологии. Для дифференциальной диагностики будет достаточно лишь одного из перечисленных ниже признаков. Поводом для обращения к врачу будут желтухи:
- которые появляются до 2-х полных суток жизни малыша и, соответственно, желтухи, обнаруженные при осмотре только что родившегося ребенка;
- длительностью более 10–14 дней;
- со значительным повышением билирубина в биохимическом анализе крови (выше 180 мкмоль/л);
- когда желтушное прокрашивание затрагивает голени;
- когда желтушное прокрашивание охватывает ладони и стопы, обращаться за помощью нужно без промедлений;
- когда появление желтухи сопровождается изменением общего состояния малыша (плохое и вялое сосание, длинный глубокий сон, громкий, пронзительный плач, скудный стул, отеки, осиплость голоса, сильный тремор);
- при появлении обесцвеченного стула;
- при сильном беспокойстве во время или после еды, вплоть до отказа от еды при явных признаках голода.
Источник: https://www.domrebenok.ru/blog/novorozhdennyy-kak-otlichit-normu-ot-patologii-/
Как развиваются и, что обозначают жесты ребенка в раннем возрасте
Итак, давай научимся распознавать жесты ребенка и узнаем когда он начинает использовать эти жесты? Забавно, но способность твоего ребенка указывать на то, что он хочет, является одним из явных признаков высокоразвитого человека.
Дети учатся указывать и жестикулировать в возрасте от 12 до 18 месяцев. Указательные жесты ребенка являются ключевым этапом развития языка тела наряду с помахиванием до свидания и другими жестами. Почему эта способность так важна для малыша? Как скоро тебе нужно обеспокоится, если твой ребенок не начинает указывать? Чтобы узнать давай погрузимся в тему немного глубже.
ДА. Жесты ребенка – это способ его взаимодействия с миром. Мимика и жестикуляция также являются одними из самых ранних форм общения малыша. Жесты – это самый простой и естественный следующий шаг к способности ребенка к общению. Дети, указывающие на то, что они видят или даже хотят, проходят очень важный этап своего развития.
Твой малыш жестикулирует по разным причинам! Он делает это, чтобы выразить себя или свои желания. Иногда ребенок использует жесты, чтобы поделиться опытом с другими или привлечь внимание к чему-то. Чаще всего твой ребенок указывает, чтобы общаться о чем-то конкретном.
Указание жестами это только один из физических (невербальных) способов общения ребенка. Другие способы общения у детей включают в себя жесты – махание рукой или махание ручкой “пока-пока”. Также малыш может поднять ручки вверх, чтобы попроситься на руки.
СО временем эти жесты начинают меняться в зависимости от того, что ребенок просит. Тем не менее, в среднем, твой ребенок освоит один или несколько жестов в возрасте между 12 и 18 месяцами.
Указание на нужный объект называется декларативным указанием. Это когда твой ребенок указывает, чтобы показать что-либо кому-то другому.
Ребенок, указывающий на то, что он хочет с расчетом, что ты подашь ему это – это то, что называют императивным указанием.
Способность твоего малыша указать на что-то, обратив твоё внимание на этот предмет, является основным этапом в развитии. Этот жест называется совместное или общее внимание. Эта способность также один из самых ранних признаков социального взаимодействия ребенка.
Способность малыша указывать является лишь одним из многих этапов в развитии его мозга. Она включает в себя сочетание грубой моторики и языковых навыков, включая зрительно моторную координация. Если ты хочешь научиться лучше читать язык тела, то поможет ознакомление с этапами его развития.
Использование твоим ребенком жестов и указания является отличным залогом дальнейшего развития его словарного запаса. Указательный жест в основном прокладывает путь к успешному развитию речи ребенка. Обычно первое слово ребенка бывает чем-то, на что он указывал ранее.
Указательный жест у ребенка очень важен для его развития. Вот несколько советов и простых практических идей, чтобы помочь ребенку изучить его.
Ниже представлен обзор 11 различных этапов развития жестов ребенка от рождения до двух лет.
Этап развития наступает в возрасте от 1 до 6 месяцев.
В течение первых шести месяцев жизни твоего ребенка он жестами будет проявлять признаки активного интереса к людям или предметам.
Продолжительность таких жестов ребенка, как взгляд и язык тела обычно хотя бы одна минута. Твой ребенок также будет делать это, чтобы избежать не желаемого взаимодействия.
Например, малыш будет усмехаться и отворачиваться. Это достаточно часто происходит при взаимодействии родителя с ребенком.
Жесты ребенка для продолжения или остановки действий
Этап развития наступает с 4 до 5 месяцев.
Вероятно, в этом возрасте твой ребенок будет жестикулировать тебе, чтобы продолжить понравившееся занятие или остановить, когда он не хочет этого больше делать. Примеры такого поведения будут включать в себя размахивание руками или отворачивание на несколько секунд.
Ребенок тянет руки к родителям
Этап развития наступает с 5 до 9 месяцев.
Когда твой ребенок достигнет возраста от 5 до 7 месяцев, он может тянуть руки для того, чтобы быть ближе к своим родителям. Когда он становится старше (от 5 до 9 месяцев), малыш делает это, в основном, чтобы его спасали от странных или незнакомых ситуаций.
Малыш машет рукой (машущий жест)
Этап развития наступает с 6 до 9 месяцев.
Это такая радость, впервые увидеть, как твой ребенок машет ручками жест “пока-пока”. В этом возрасте твой ребенок, вероятно, не понимает полного смысла этого. Поэтому малыш может ждать в то время, пока рядом никого нет. Машущий жест твоего ребенка может меняться. Малыш может использовать свою руку полностью или просто немножко приподнимать ручки.
Малыш протягивает тебе игрушку
Этап развития наступает с 9 до 12 месяцев.
Когда твой ребенок хочет, чтобы ты посмотрела на что-то, он будет держать или протягивать этот предмет. Это такой способ общения малыша. Он будет делать это для одобрения, подтверждения, объяснения или чтобы поделиться. Кроме того, он будет чередовать свой взгляд между тобой и объектом.
Указывает и смотрит на желаемый предмет
Этап развития наступает с 12 до 14 месяцев.
В этом возрасте ты можешь лучше понимать жесты ребенка и чего он хочет. Это потому, что он теперь понимает, что если он хочет что-то, он может просто указать на это. Кроме того, чтобы еще лучше сообщить, что он хочет, он будет чередовать свой взгляд между твоими глазами и объектом, .
Машет ручкой не повторяя за тобой
Этап развития наступает с 12 до 15 месяцев.
Ребенку больше не нужно видеть, как ты или другой человек машут “до свидания“, чтобы помахать в ответ. Пример малышу больше не требуется. Словесных сигналов достаточно для твоего ребенка, чтобы полноценно ответить. Также в этом возрасте “машущий” жест твоего ребенка намного более развит.
Ребенок отдает тебе свою игрушку
Этап развития наступает с 12 до 15 месяцев.
Когда твой малыш хочет, чтобы ты посмотрела, поделилась, объяснила или помогла с объектом или игрушкой, он спонтанно отдаст ее тебе. После этого, возможно, придется недолго передавать игрушку друг другу, прежде чем ребенок начнет играть с нею.
Детские жесты для указания необходимости
Этап развития наступает с 12 до 19 месяцев.
Как ты можешь понять, что нужно твоему ребенку? В этом возрасте малыш использует сочетание обычных жестов. Например:
протягивает руки;
указывает;
качает головой;
показывает;
показывает ладони;
берет за руку взрослого.
Эти жесты ребенка означают – “я хочу”, “помоги”, “подними меня”, “я не хочу”, “хватит” или ” скажи мне, что это такое.”
Указывает на удаленные объекты на расстоянии
Этап развития наступает с 17 до 19 месяцев.
Теперь можно заметить, как твой ребенок смотрит в окно, замечая отдаленные звуки, или указывает на то, что слишком далеко, чтобы достать. Чтобы привлечь внимание к этим далеким объектам, твой малыш спонтанно указывает на них. Примерами удаленных объектов являются самолеты, пожарные машины, автомобили, птицы, солнце или луна.
Ребенок хватает, толкает или тянет
Этап развития наступает с 18 до 24 месяцев.
В этом возрасте вербальная коммуникация ребенка все еще ограничена. Для того, чтобы выразить своё “хочу” или “мне надо” с другим детям, твой ребенок может использовать агрессивные физические жесты. Например, это могут быть захват или толчки. Это способ ребенка сказать другому ребенку: “я хочу этого”, “это моя игрушка” или “поиграй со мной”.
Большинство малышей начинают указывать на объекты самостоятельно между 12 и 15 месяцами. Однако важно иметь в виду, что каждый ребенок учится в своем собственном темпе.
Так что не волнуйся! Всегда общайся с педиатром при серьезных проблемах. В противном случае, попробуй заняться развитием своего ребенка, чтобы помочь ему на многих других этапах развития.
И не забывай при этом радоваться и получать удовольствие!
Читай подробнее про РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.
Мы надеемся, что эта статья была тебе полезна. Пожалуйста, поделитесь нашей статьей с другими родителями, кому она может быть полезна. Спасибо!
Ставь лайк нашему женскому журналу в , и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник: http://saitzhenskiy.ru/zhesty-rebenka-yazyk-mladencev/
Язык новорожденных, младенцев и маленьких детей
Дети уже с момента своего появления на свет начинают знакомиться с окружающей средой и общаться с помощью жестов, звуков и мимики. Вместо речи они используют язык тела, с помощью которого выражают свои эмоции, и желания.
Улыбка ребенка
Одним из самых ранних элементов общения ребенка можно считать улыбку. Она выражает радость и удовлетворение ребенка. Эти первые улыбки сопровождаются размахиванием ручками и ножками, а также довольно странными звуками.
Ребенок способен улыбаться уже через несколько часов после родов, слегка приподнимая при этом уголки губ. Уже с четвертой недели своей жизни малыш может полноценно улыбаться. Этот момент очень важен для формирования связи между матерью и ребенком.
Следующим шагом в развитии эмоциональных чувств является «социальная улыбка», которая предназначена для других людей, а не только для мамы. В это время ребенок открывает для себя, что его окружают разные люди.
Со временем кроха научится проявлять и другие эмоции, такие, как гнев, разочарование, веселость. Кроме того, в 5-6 месяцев малыш улыбается с выражением счастья на лице, а в 7-8 месяцев может расхохотаться.
Зрительный контакт
Еще один способ найти «общий язык» с окружающими — это зрительный контакт. После рождения у ребенка еще слабое зрение. Но он учиться распознавать лица своих родных. До третьего месяца жизни дети любят разглядывать лица людей, и тратят на это занятие очень много времени.
С развитием навыков зрения их все больше и больше начинают привлекать различные предметы. Начиная с седьмого месяца, кроха уделяет половину времени своего бодрствования наблюдению за находящимися поблизости предметами. Он старается сопоставить их с собственными взглядами на мир.
Ваше чадо может подолгу разглядывать игрушку, выискивая на ней различные детали.
Плач и потребности малыша
Плач — это также важный элемент коммуникации ребенка, свидетельствующий о его потребностях.
По данным Американской академии педиатрии нормальный здоровый ребенок плачет от одного до четырех часов в день. Таким образом он пытается передать взрослым информацию.
Плач — это естественное поведение ребенка. Но стоит отметить. Что существует много видов плача, которые различаются по высоте тона и ритма.
Крик — громкий, долгий плач, который внезапно появляется — означает боль.
Ритмичный плач — он начинается с беспокойного нытья, похрюкивания, а затем следует то усиливающийся, то уменьшающийся плач — означает голод.
Поплакивание — суетливый и слабый плач — ребенок хочет спать.
Поскуливание — тихий плач, который вдруг взрывается — означает плохое самочувствие.
Выкрикивание — громкий плач, пауза, потом вдох и очередная порция крика — ребенку страшно.
Рев — громкий нарастающий плач, который обычно сопровождается размахиванием руками — означает дискомфортные ощущения в подгузнике.
Стойкие рыдания — долгий плач в основном перед сном — означает усталость и сонливость.
Крик, который передает чувство дискомфорта — ребенок плачет громко, плач то усиливается, то утихает — ребенку некомфортно, слишком горячо или слишком холодно.
Взрыв — полный гнева плач, сопровождающийся внезапным потоком слез — означает ярость.
Ритмичное нытье — низкий, умоляющий крик — это чувство одиночества.
Мимика лица
С момента рождения ребенок может выражать различные эмоции мимикой. Сначала это заинтересованность, боль и акцентирование внимания на чем-либо. В возрасте шести недель ребенок может выражать счастье.
Когда крохе исполнится три — четыре месяца, он сможет показать Вам свое удивление, а в пять-девять месяцев — гнев, страх, отвращение, радость и стыд.
И только на десятом-двенадцатом месяце жизни при помощи мимики ребенок может выразить скуку, гнев и нетерпение.
Язык тела
Маленький ребенок при виде близкого ему человека часто размахивает руками. Таким образом он пытается сказать о своем волнении. Если же размахивание ручками сопровождается красным, скривленным личиком, это может означать разочарование, страх или гнев. Атаки злости сопровождаются также размахиваниями ножек.
Первые жесты малышей основаны на движениях рук. Вытягивая руки в сторону игрушки, ребенок показывает свою заинтересованность. А вот сжатые кулачки могут свидетельствовать о том, что ему что-то не нравится. В возрасте семи месяцев малыш может выступить инициатором игры — он будет подбрасывать предметы, призывая родителей их поднять.
Разговорная речь
Наконец, у ребенка появляется разговорная речь. Уже в возрасте 2-3 месяц он может издавать отдельные звуки. В 6 месяцев малыш начинает лепетать. Он уже способен выговаривать целые слоги, например, ба-ба-ба, да-да-да. Уже на этом этапе речи можно понять, на каком языке разговаривает ребенок.
Детский лепет — это своеобразная тренировка перед тем, как ребенок научится разговаривать. Кроха начинает играть со звуками, их интенсивностью и высотой. Сначала он повторяет один слог по нескольку раз, а затем учится сочетать вместе различные слоги.
Несмотря на то, что лепет не имеет никакого смысла, у ребенка появляется ощущение, что он таким способом общается с окружающим миром. В этот период необходимо много разговаривать с ребенком и пробовать наладить диалог. Дети, с которыми часто говорят родители, чуть позже могут освоить значительно больше слов, чем их сверстники.
Свои первые слова ребенок может сказать в годовалом возрасте, правда, у некоторых это получается раньше, другие же детки начинают говорить значительно позже этого возраста.
И на конец, несколько слов о языке жестов. В последнее время стало модно учить детей так называемым «символическим жестам». Это помогает им в общении с миром, пока они не начнут говорить. В 1982 году ученые обнаружили, что ребенок общается при помощи жестов, которые очень легко показать.
Например:
- питание — ребенок прикладывает ко рту кончики пальцев
- напиток — кроха кладет палец в рот
- шапка — поглаживает себя по головке
Учить ребенка подобному языку нужно с первого года жизни. Это снизит переживания малыша по поводу того, что он хочет общаться, а еще не может. Такого рода жесты могут оказаться веселой игрой и помочь в изучении разговорной речи.
Источник: https://kaknam.com/yazyk-novorozhdennyh-mladencev-i-malenkih-detey.html