Развитие органа слуха у ребенка
Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.
Развитие слуха у ребенка до рождения
Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.
При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков.
Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос. Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком.
С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.
Что происходит после рождения?
Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки.
В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы.
Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.
Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.
- В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
- К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
- К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
- 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
- К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.
Влияние контакта с мамой на развитие слуха
Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.
Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.
Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием
Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов.
Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха.
Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слуха
Слух и речь ребенка
Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух.
Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного.
При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.
Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.
Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи.
Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.
Источник: https://vseogv.ru/zdorove-malysha-prikorm/razvitie-organa-sluha-u-rebenka
Как состояние здоровья беременной женщины влияет на зрение ребенка?. Доставка контактных линз и очков по Москве и России
Во многом на зрение будущего ребенка влияют генетические факторы. Однако не меньшее значение имеет состояние здоровья беременной. Поэтому период вынашивания считается самым ответственным временем в жизни женщины. Какие факторы могут негативно повлиять на развитие зрительной системы малыша, рассмотрим в статье.
Какая связь между состоянием здоровья матери и внутриутробным развитием глаз?
Известно, что в период беременности врачи настоятельно рекомендуют женщине беречь свое здоровье. Это обусловлено тем, что общее состояние матери оказывает решающее воздействие на все процессы внутриутробного развития ее малыша. Конечно, это касается и формирования зрительного аппарата ребенка.
Во время вынашивания условия жизни женщины играют огромную роль, начиная с первых недель беременности. Для предотвращения развития внутриутробных патологий важно все: как будущая мать питается, есть ли у нее вредные привычки, достаточно ли отдыхает и т.д.
Например, если женщина питается несбалансированно, употребляет недостаточное количество витаминов, еще до проявления общих признаков авитаминоза могут происходить необратимые поражения плода.
Вредные излучения даже в незначительном количестве, не опасном для взрослого организма, оказывают губительное воздействие на формирование глаз и процессы развития зрительной системы у зародыша в целом.
Научно доказано, что здоровье будущей мамы влияет на формирование глаз ребенка. Среди причин неполноценности зрения новорожденного выделяют:
- Неправильный образ жизни матери — употребление табака, спиртосодержащих напитков, наркотических средств;
- Вирусные заболевания;
- Нарушения обменных процессов;
- Кислородная недостаточность;
- Токсические лучевые воздействия;
- Ушибы;
- Воспаления половых органов и другие инфекции;
- Кровотечения и т.д.
Самое опасное время — первый триместр беременности. В этот период зародыш только начинает формироваться, поэтому важно, чтобы никакие вредоносные факторы не мешали правильному делению клеток и постепенному развитию органов малыша.
Внутриутробное формирование глазного яблока эмбриона начинается уже к 3-6 неделям. Соответственно, в этот период глазной пузырь особенно подвержен рискам.
До 20 недели беременности глаза плохо защищены от механических или токсических воздействий, попадающих в плаценту. Крайне важно в это время беречься от инфекционных заболеваний. Эмбриональное формирование зрительной системы продолжается вплоть до рождения.
О здоровье будущего младенца должны заботиться оба родителя. Например, если отец курит, ему стоит оградить свою жену от пассивного вдыхания токсического дыма. Также женщине необходимо избегать чрезмерных физических нагрузок, перегрева и, наоборот, переохлаждения. Это также влияет на формирование глаз ребенка.
Как происходит формирование глаз ребенка в утробе матери?
Уже к середине 3 недели вынашивания у эмбриона формируются глазные пузырьки, появляются бороздки — углубления нервной пластины в местах, где в будущем она расширяется и формирует переднюю часть головного мозга. Доля глазного пузыря эмбриона начинает уплощаться примерно к концу 5 недели развития.
Затем она затягивается, принимая вид остаточной щели между листками едва сформированной глазной чаши.
Процессы образования глазных тканей, нервов, глазного яблока, хрусталика, наружной фиброзной оболочки, стекловидного тела и сетчатки весьма сложные и продолжительные.
Они начинаются с первых недель беременности, а некоторые из них продолжаются даже после появления малыша на свет.
Почему вредные привычки и беременность несовместимы?
Под «вредными привычками» определяется применение психоактивных веществ (ПАВ), то есть любых соединений, которые после распада в организме человека вызывают перемены в восприятии окружающего мира, его поведении и двигательных функций. К такого рода веществам относятся:
- Табак;
- Алкоголь;
- Наркотики;
- Лекарства, влияющие на психическое состояние.
Вредные привычки и беременность несовместимы. Алкоголь пагубно воздействует на плод, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки, когда организм будущей матери изначально отравлен.
Напитки из категории спиртосодержащих могут замедлять и нарушать этапы развития всех органов малыша, в том числе зрительного аппарата.
Более того, спиртное провоцирует выкидыши, недоношенность, преждевременные роды и разные пороки развития, такие как глухонемота, зрительные патологии, слабоумие и т.д.
Еще одной опасной ошибкой для женщины во время вынашивания может стать курение, причем, как активное, так и пассивное. Никотин провоцирует следующие последствия:
- Вагинальные кровотечения, нарушения кровообращения в плаценте, самопроизвольный аборт;
- Возникновение врожденных аномалий;
- Внезапная смерть малыша;
- Возможные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.
Женщины, употребляющие наркотические или психотропные вещества в период беременности, рискуют столкнуться с проблемой мертворождения, наступающего вследствие отслойки плаценты.
Примерно в 25% случаев дети рождаются недоношенными, тогда как сам процесс появления на свет ребенка сильно усложняется и затягивается.
У плода может развиваться тахикардия, его рост замедляется, образуются острые нарушения мозгового кровообращения.
Перечень рекомендаций будущим матерям довольно прост. Необходимо следить за правильным питанием, избегать переутомления (чередовать труд с отдыхом), не заниматься самолечением, своевременно сдавать анализы, проходить обследование и, конечно же, отказаться от вредных привычек — исключить употребление алкоголя, никотина и не допускать контакт с любыми токсическими веществами.
Несоответствующее поведение беременной вредит здоровью эмбриона с момента зачатия. Нарушения внутриутробного развития могут быть разной силы тяжести — от незначительных до бокового амиотрофического склероза (от этого диагноза страдал прославившийся на весь мир английский физик Стивен Хокинг).
Важно помнить, что формирование глаз ребенка зависит от здоровья беременной женщины. В большинстве случаев соблюдение ценных рекомендаций помогает предотвратить нежелательные последствия и патологии внутриутробные зрительного аппарата малыша.
На сайте Очков.Нет Вы сможете выбрать качественные средства коррекции зрения от популярных производителей. Рекомендуем обратить внимание на такие бренды, как Acuvue, Biofinity и прочие.
Источник: https://www.ochkov.net/informaciya/stati/kak-sostoyanie-zdorovya-beremennoj-zhenshhiny-vliyaet-na-zrenie-rebenka.htm
Когда новорожденный начинает видеть и слышать?
21.01.2020
Факторы внутриутробного развития
Формирование полноценного зрения
Что видит малыш
Что слышит новорожденный?
Какова нормальная реакция
Упражнения для развития зрения
Причины для тревоги
Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.
Факторы внутриутробного развития
Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:
- Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
- Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
- Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца
Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.
Формирование полноценного зрения
Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение.
Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт.
Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:
- Малыш способен фиксировать взгляд на предмете, находящемся на расстоянии до 30 см
- Большой интерес вызывают контрастные черно-белые картинки
- Ребенок начинает различать и рассматривать человеческие лица
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
- В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
- Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
- Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки.
Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе.
Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Какова нормальная реакция
Обычные реакции — это:
- Движение ручками и ножками
- Повороты головы
- Поиск источника голоса глазами
- Замирание или вздрагивание
- Плач
- Прислушивание
Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.
Упражнения для развития зрения
Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.
Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете
Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг
Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего
Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла
Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.
Причины для тревоги
Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:
- у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
- в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
- на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи
Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью.
Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога.
Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.
Ссылки:
* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных
** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей
(0 оценок; рейтинг статьи 0)
Источник: https://nutrilak.com/article/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat/
Особенности развития слуха плода: от 22 недель и до конца беременности
Беременность – это уникальный процесс, созданный природой. Вдумайтесь, прошло всего 3 недели с момента зачатия, эмбрион пока не крупнее зернышка проса, а у него уже бьется сердце! Развитие всех его органов и систем происходит с поистине космической скоростью.
Ученые определили, что уже на 5-й неделе у него закладывается внутреннее ухо. Многие женщины еще не понимают, что беременны, а у их будущего наследника уже полным ходом развиваются органы чувств.
Когда ребенок начинает слышать мамин голос? Когда ему можно начинать читать сказки?
Как развивается слуховой аппарат
В соответствии с нормами развития плода, у малюсенького человечка, находящегося в утробе матери, примерно на седьмой неделе по бокам головки появляются два едва заметных бугорка. Это будущие уши, которые мы можем видеть у каждого человека.
Однако внутреннее ухо начинает развиваться на 14 дней раньше. Это происходит на пятой неделе, а на восьмой стартует формирование среднего уха. Длится процесс развития строения слухового аппарата до начала пятого акушерского месяца.
В возрасте примерно 18 недель ушной лабиринт малыша становится твердым.
Когда плод начинает слышать
На этот вопрос у ученых нет единого мнения. Одни считают, что это происходит на 15-й неделе. Другие отодвигают этот важный момент еще на 21 день.
Точно известно, что с 18-й недели все малыши, пребывающие у мамы в животике, уже слышат многие звуки. Однако на первых этапах малюсенький мозг еще не способен их анализировать. Считается, что сперва плод ощущает только вибрации (как рептилии).
Различать звуки (как взрослые люди) малыш начинает примерно с 26-й недели беременности.
Разумеется, ни один человек не помнит, как он был в утробе мамы, чем там занимался, что чувствовал. Ученые говорят, что в тот момент малыш находится, словно в коконе, через стенки которого до него доносятся сотни звуков.
Эта какофония не прекращается ни на секунду. Ребенок слышит удары маминого сердца, движение крови по сосудам, дыхание, работу желудка и кишечника. Попробуйте сквозь такой шумовой фон уловить нечто другое, приходящее извне.
Однако резкие звуки плод все-таки распознает. Что это может быть? Лай собаки, резкий звон будильника, работа циркулярной пилы, отбойного молотка или электродрели, резкий сигнал автомобиля. Многие женщины замечают, что при этих звуках малыш в животике начинает вести себя беспокойно.
Когда деткам начинать читать сказки
Развитие плода активно продолжается во втором триместре. В 20 недель практически все женщины уже ощущают шевеления своего малыша. Но пока эти движения, скорее всего, спонтанные.
Примерно на 22-23-й неделе маленький человечек начинает поворачивать свою головку в сторону источника звуков. Все. С этого момента он уже на них реагирует.
Поэтому читайте своим малышам сказки, пойте им колыбельные, разговаривайте с ними, но избегайте скандалов и шумных выяснений отношений.
Правда, некоторые медики отодвигают способность плода слышать на 26-ю неделю беременности. Но никто не запрещает начинать общаться с малышом гораздо раньше.
Американские специалисты уверены, что ребенок способен к 22-23-й неделе отвечать на очень резкие звуки поворотом головы. Медики предупреждают, что слишком громкие звуки (более 115 децибел) способны вызвать потерю слуха. Это нужно учитывать всем дамам, находящимся в интересном положении.
Опасные звуки
Американские врачи определили, от чего беременные женщины должны держаться подальше. Это:
- Концерты, на которых звучит громкая музыка.
- Шум толпы.
- Сирены (милицейские, пожарные и прочие).
- Работающие грузовые автомобили.
- Взлетающие и идущие на посадку самолеты.
- Работа всевозможных устройств, таких как бензопила, газонокосилка.
- Салюты.
- Оружейные выстрелы.
Если беременная женщина трудится на производстве, где уровень шума превышает 115 децибел, она должна потребовать у руководства до ухода в декретный отпуск перевести ее на другую работу, например, из цеха в административное здание. Там, как правило, значительно тише.
Музыка
Примерно к 25-й неделе слух малышей в утробе мамы развит настолько, что они отлично различают звуки музыки. Особенно нравится им спокойная классика, колыбельные, романсы. Доктора советуют почаще давать своим деткам послушать Вивальди, Чайковского, Шопена, Моцарта. Подходят им и мелодичные композиции, исполняемые на гитаре, арфе, флейте.
Также достаточно спокойно они реагируют на современную инструментальную музыку, главное, чтобы она не звучала слишком громко. А вот рок, особенно хеви-метал, на них воздействует крайне негативно. Детки не просто начинают проявлять повышенную активность, они испытывают беспокойство. Поэтому беременным нежелательно находиться там, где звучит такая музыка.
Но может быть, лучше обходиться вообще без никаких звуков, то есть обеспечить будущей мамочке абсолютный покой и тишину? Ученые считают, что это неправильно. Малыш до своего рождения обязательно должен слышать нежные приятные звуки, так как они стимулируют развитие его слухового аппарата. Особенно это важно в третьем триместре.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник: https://FB.ru/post/hearing/2019/3/4/59871
Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние
Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу…
К моменту рождения зрение и слух ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.
Зрение ребенка: 1 месяц жизни
Новорожденный видит мир не так, как взрослые. Однако утверждение, будто бы малыш воспринимает все вверх ногами, ученые давно опровергли. В первые 3–5 дней после рождения глаза новорожденого еще не способны полноценно работать: лишь зрачок реагирует на изменение освещения в помещении.
К концу 1-й недели жизни ребенок начинает видеть размытые контуры, плоские фигуры и цветовые пятна. Он еще не может фокусировать взгляд и координировать движения глаз и-за слабости глазных мышц.
Через 10–14 дней после рождения младенец уже способен рассмотреть предмет, медленно перемещающийся на расстоянии 20–40 см от его лица. Зрачки крохи при этом двигаются скачкообразно, словно с запаздыванием.
К 4-й неделе жизни малыш уже может 5–10 с удерживать в поле зрения неподвижный предмет; чаще всего это лицо мамы, когда она наклоняется к нему.
Зрение ребенка: 2 месяц жизни
У ребенка начинает развиваться предметное зрение. Малыш уже способен длительно сосредотачивать взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете.
Он может рассматривать яркую игрушку, подвешенную на расстоянии 40–50 см над его грудью, в течение 20–25 c. К концу 2-го месяца движения глазных яблок становятся плавными и скоординированными. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивая при этом голову.
Зрительная система крохи к этому времени позволяет ему воспринимать объемность, трехмерность предметов.
Зрение ребенка: 3 месяца
В 3 месяца ребенок может фиксировать внимание на объекте лежа не только на спине, но и на животе, а также в вертикальном положении. Малыш внимательно вглядывается в лица людей, которые его окружают, стараясь сосредоточить взгляд на глазах взрослых.
Примерно с 3–4-х месяцев ребенок начинает различать основные цвета – сначала желтый, потом красный, и, наконец, зеленый и синий.
Такой порядок цветоразличения обусловлен развитием колбочек, расположенных в сетчатке глаза и ответственных за восприятие цветов.
У новорожденного цветовое зрение есть, но оно плохо развито, и весь видимый мир представляется ему размытой картинкой, со сливающимися цветами.
Первые месяцы жизни ребенок лучше всего воспринимает черно-белое изображение.
Зрение ребенка: 4–5 месяцев
Зрительное восприятие малыша постепенно накладывается на его социальное поведение, формируя его. С 4-х месяцев ребенок начинает различать близких и чужих людей и по-разному реагировать на них: радуется, видя лицо члена семьи – и, наоборот, настораживается или плачет, глядя на незнакомого взрослого.
К концу 4-го месяца жизни кроха способен различать плоские и объемные предметы. Ребенок уже почти точно оценивает расстояние до игрушки, когда тянется за ней. Он больше не пытается схватить нарисованный предмет или свою тень. Младенец учится рассматривать объекты и классифицировать их как знакомые или незнакомые.
К 6 месяцам у ребенка развивается острое детальное зрение, поэтому особенное внимание в этот период малыш начинает уделять маленьким предметам.
Начиная с 6-ти месяцев кроха уверенно различает близких и чужих людей. Он уже осознает, что отражение в зеркале – его собственное, и улыбается, узнавая себя.
Зрение ребенка: 7 месяцев и далее
В 7 месяцев ребенок может связать предмет с его названием. Если спросить у малыша: «Где собачка (мама, киска)?» – он найдет взглядом нужный объект или человека.
После 7 месяцев зрительный анализатор практически завершает свое формирование.
В дальнейшем у ребенка меняется только острота зрения: к концу первого года жизни она составляет 1?/?3 – 1?/?2 от взрослой нормы и достигает 100?% к 3–4 годам.
Слух ребенка: 1 месяц
Слух ребенка полностью формируется к концу 1-го месяца жизни. Но понимать и воспринимать все, что он слышит, малыш начинает чуть позже.
С первых недель новорожденный реагирует на громкий резкий звук (например, хлопок, звонок в дверь). Он вздрагивает, моргает или широко открывает глаза.
Эта реакция свидетельствует об отсутствии грубых нарушений слуха у только что появившегося на свет крохи.
На 3-й неделе жизни малыш начинает прислушиваться к звукам, голосам, но слуховое сосредоточение (когда резкий звук вызывает у ребенка прекращение движения – он замирает и замолкает) длится недолго, всего 5–10 с.
Слух ребенка: 2–3 месяца
Если в течение 1-го месяца жизни ребенок просто прислушивается к звукам и замирает, то со 2-го месяца малыш начинает постепенно ориентироваться в мире звуков. Он пытается определить, где находится источник шума, поворачивает голову в его сторону, стремясь найти его взглядом.
Слух ребенка: 4 месяца
В 4 месяца младенец вычленяет из звукового потока голоса, музыку, звон погремушки, хорошо отыскивает взглядом источник звука, четко поворачивает к нему голову. По-разному реагирует на спокойную и ритмичную мелодии: тихо слушает колыбельную песню и оживляется при звуках танцевальной.
Слух ребенка: 5 месяцев
В 5 месяцев кроха начинает различать интонации голоса взрослого (ласковую или строгую) и по-разному отзывается на них. На ласковую речь – улыбается, оживляется; на строгую – напрягается, хмурится и может заплакать. Отличает голоса близких от незнакомых людей.
Слух ребенка: 6–7 месяцев
К 6–7 месяцу малыш уже знает свое имя. Он слышит его среди других слов и звуков в речи взрослых и реагирует на него – поворачивает головку, улыбается, тянется к папе или маме.
Слух ребенка: 8–9 месяцев
В 9 месяцев ребенок начинает подражать услышанным звукам. Он понимает обращенную к нему простую речь и откликается на нее. Например, по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, улыбается в ответ на похвалу, останавливается, если мама говорит слово «нельзя».
Слух ребенка: 10–12 месяцев
К 10–12 месяцам малыш способен осмысливать услышанные слова и повторять их. Речь развивается параллельно со слухом.
https://www.youtube.com/watch?v=RQDQvLI1v3I
Осязание и обоняние дополняют информацию, которую ребенок получает от органов зрения и слуха. Эти ощущения связываются друг с другом, создавая целостную картину окружающего мира и помогая малышу знакомиться с новыми предметами.
У детей первых месяцев жизни очень развита тактильная чувствительность. Практически всю информацию о внешнем мире малыш после рождения получает через органы осязания, так как его слух и зрение в этот период еще недостаточно развиты.
Именно телесный контакт с миром позволяет крохе испытывать новые ощущения, чувствовать свое тело. Мамины руки способны передать младенцу спокойствие. Малышу очень нравится, когда его гладят по спинке, ручкам и ножкам. Объятия и нежные поглаживания дают почувствовать новорожденному, что мама рядом и все хорошо.
Если прикоснуться к ресничкам, щечкам, ушкам 2–3-месячного ребенка, он не только зажмурит глазки, но и потянется к ним ручкой, будет тереть их. Это так называемая реакция кожного сосредоточения.
Начиная с 4-х месяцев ее можно вызвать, прикасаясь к животу и ладоням младенца.
Примерно в 5 месяцев малыш начинает проявлять интерес к маминому лицу, изучая его при помощи касаний. Во время кормления грудью кроха не только с интересом разглядывает маму, но и трогает ручками ее глаза, нос, щеки, волосы.
После 3–4 месяцев малыш начинает захватывать руками игрушки и обследовать их пальчиками и ладошками.
С 5 месяцев он может подолгу изучать предметы на ощупь, при этом «познает» их уже не только ручками, но и ртом – «пробует на зуб». Примерно в это же время малыш начинает исследовать свое тело, ощупывая его и прикасаясь к себе руками.
Обоняние ребенка
Уже в возрасте 2-х месяцев у детей прекрасно развито обоняние. Кроха использует его как средство общения с матерью: ее аромат словно сигнал для него – «мама здесь». Младенец быстро успокаивается и засыпает, если чувствует рядом родной запах.
В возрасте 2–3 месяцев малыш уже способен выражать свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует замиранием, оживлением и улыбкой, на вторые – гримасой недовольства и чиханием.
После 6 месяцев с введением прикорма ребенок начинает различать пищевые вкусы и ароматы.
Эмоции маленького ребенка непроизвольны: он еще не властен над своими чувствами и не может по своему желанию управлять ими.
Эмоциональное развитие малыша непосредственно зависит от общения со взрослыми. Именно поэтому родителям нужно стараться как можно больше внимания уделять ребенку, поощряя его выражать свои эмоции.
1 месяц жизни
Первые эмоциональные реакции ребенка – это хныканье, крик и плач. Они выполняют защитную функцию и помогают малышу приспособится к новой, незнакомой для него обстановке, привлечь внимание мамы.
Иногда на личике ребенка можно увидеть нечто похожее на улыбку. Это она и есть, только неосознанная – физиологическая улыбка. В 1,5–2 месяца у малыша появляется первая осознанная улыбка: кроха радуется, глядя на взрослого.
2–3 месяца жизни
С 3 месяцев движения и эмоции младенца складываются в единую реакцию на внимание и заботу взрослого, которая называется «комплекс оживления».
Когда взрослый наклоняется к малышу, тот начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, иногда активно гулит.
Комплекс оживления у ребенка выполняет две функции: сопровождает его радость по поводу полученных впечатлений и служит средством общения – причем функция общения в этот период становится для малыша главной.
4–6 месяцев жизни
В 4 месяца ребенок начинает громко и заразительно смеяться, а также реагировать на щекотание.
На 5 месяце жизни малыш открывает для себя, что окружающие люди бывают разные: есть близкие, родные, а есть чужие.
В присутствии чужого человека ребенок может напрягаться, чувствовать себя некомфортно, заплакать.
Однако если незнакомый человек демонстрирует свое доброе отношение к малышу, разговаривает с ним и улыбается, настороженное внимание сменяется радостью.
Кроме того, в этом возрасте кроха неуютно чувствует себя в незнакомой обстановке. Для ощущения безопасности он нуждается в мамином присутствии.
7 месяцев и далее
Ближе к 7–9 месяцам эмоции ребенка становятся еще более сложными. С их помощью малыш выражает гнев, печаль, радость и т.д.
В этот же период начинает формироваться «социальная ссылка»: при столкновении с незнакомой ситуацией малыш внимательно наблюдает эмоциональную реакцию мамы (или других близких ему взрослых) – и именно эта реакция становится ориентиром для его собственного поведения. Во втором полугодии ребенок пытается понять эмоциональное состояние взрослых, их отношение к происходящему и к нему самому. Так у ребенка формируется образ самого себя.
В период между 7 и 11 месяцами появляется так называемый «страх расставания» – грусть или испуг, если мама внезапно исчезает из поля зрения.
Для того чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо, чтобы основные органы чувств малыша – слух, зрение, осязание, обоняние – были также достаточно развиты.
А развиваются они в процессе общения со взрослыми.
Чем активнее и теснее взаимодействие крохи с близкими людьми, тем больше информации (в том числе чувственного характера) ребенок получает, а это, в свою очередь, является залогом его здорового развития.
Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru
Источник фото: Shutterstock
Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/4935/novorozhdennyy-zrenie-sluh-osyazanie-i-obonyanie
Зрение плода: что ваш младенец может увидеть внутриутробно. — малышОК
Как только ваш ребенок родится, вы, вероятно, будете вешать болтаться красочные игрушки перед этим крошечным, милым лицом, показывая вашему малышу много форм и объектов, которые он будет видеть в первый раз, и заманивать вашего новорожденного, чтобы посмотреть на вас (или на камеру!) с широко раскрытыми глазами.
Но задолго до рождения — фактически, на протяжении большей части вашей беременности — глаза и мозг ребенка развиваются, чтобы подготовиться многообразию форм и красок окружающего мира. На самом деле, требуется более шести месяцев тщательного развития в утробе, прежде чем глаза плода будут готовы к обработке визуальной информации из внешнего мира.
Как развиваются глаза в утробе матери
Подобно другим органам, отвечающим за наши пять чувств — носу и ушам, например, — глаза управляются мозгом. Когда плод растет, одной из первых частей зрительной системы, которая начинает развиваться, является зрительный нерв, толстый пучок миллионов отдельных нервных клеток, которые будут передавать информацию из глаз в мозг и наоборот.
На 4 неделе беременности клетки развивающейся ткани головного мозга начинают формировать два зрительных нерва, по одному с каждой стороны головы. Примерно в то же время другие клетки начинают развиваться в то, что в конечном итоге станет хрусталиком глаза, что поможет вашему ребенку сосредоточиться на объектах, как близких, так и далеких.
Примерно через месяц (на 8 неделе беременности) структура глаза плода становится еще более сложной, и начинает формироваться сетчатка — слой клеток на задней поверхности глаза, которые воспринимают и обрабатывают свет. К 16 неделе беременности глаза ребенка начинают привыкать к свету, и могут делать небольшие движения из стороны в сторону, даже если веки все еще не открыты.
Когда вы достигнете 26 недели (конец второго триместра беременности), глаза вашего ребенка будут полностью сформированными. Мало того, что эти глаза могут чувствовать свет, веки ребенка могут, наконец, открыться.
И ваша милашка начнет держать эти глаза открытыми и моргать ими, когда просыпается. Хотя в утробе почти нечего видеть, он почувствует движение ярких огней за пределами вашего тела.
Посветите фонариком на свой растущий живот с 22 недели, и вы можете получить удар или шевеление в ответ.
Как убедиться, что ваш ребенок имеет хорошее зрение
В прошлом исследователи считали, что сбалансированного питания во время беременности было достаточно для того, чтобы стимулировать правильное развитие глаз плода.
Действительно, ряд исследований показал, что некоторые питательные вещества необходимы для формирования глаз — в частности, витамин А (содержится в листовых овощах, некоторых фруктах и молочных продуктах).
Употребление различных продуктов питания и регулярное употребление пренатального витамина помогает гарантировать, что вы получите достаточно этих важных питательных веществ.
Однако недавно ученые обнаружили еще одну вещь, которая помогает глазам нерожденного ребенка: солнечный свет. Хотя внутри матки ужасно темно, некоторые фотоны света все же проходят через вашу кожу, если вы стоите на солнце. И этот маленький кусочек солнечного света, оказывается, является ключом к тому, чтобы помочь глазам ребенка развиваться.
Когда беременные мамаши стараются держаться в темноте, их дети, скорее всего, будут иметь проблемы со зрением после рождения. Кроме того, данные свидетельствуют о том, что дети женщин, которые живут в северных широтах и становятся беременными в самые темные месяцы года, находятся на уровне повышенного риска развития некоторых глазных расстройств.
Будьте уверены, вы более чем вероятно получаете достаточно солнечного света, если вы регулярно проводите время на открытом во время беременности.
Как всегда, обязательно соблюдайте стандартные правила безопасности на солнце, чтобы защитить себя от повреждений кожи (то есть нанесите солнцезащитный крем широкого спектра действия за 15 минут до выхода на улицу, даже в пасмурные или прохладные дни, повторно наносите каждые два часа и старайтесь оставаться в тени в течение полудня).
Глаза плода не перестают развиваться при рождении.
В отличие от некоторых частей тела, глаза вашего ребенка будут продолжать созревать даже после его рождения — они должны адаптироваться к гораздо более яркому и оживленному миру вне утробы! Поэтому, если у вашего новорожденного есть глаза, которые выглядят скошенными или не могут сначала сосредоточиться на вашем лице, не волнуйтесь. Подождите, пока ребенку исполнится около 6 месяцев, чтобы посетить окулиста, для диагностики и лечения зрения младенца.
Цвет глаз младенца
Каким будет цвет глаз вашего ребенка и как определяется цвет глаз? В то же время, как идет развитие глаз младенца, которые позволяют ему видеть, он также создает клетки, которые производят красочные пигменты.
Помните, что цвет глаз вашего ребенка определяется генетикой, но пигмент меланин, который также отвечает за цвет вашей кожи и волос, накапливается некоторое время после рождения, в том числе в глазах. Только капля его, заставляет глаза выглядеть голубыми. Но добавьте еще немного, и вы получите зеленый, серый или ореховый; еще больше, и глаза вашего ребенка будут карими.
Однако вскоре после этого момента в радужной оболочке будет припрятано достаточно пигмента, чтобы вы могли лучше предсказать, каким будет окончательный оттенок. Независимо от того, какого цвета глаза ребенка, одно можно сказать наверняка: вы никогда не устанете смотреть в них!
Источник: https://malyshok.net/fetalnoe-zrenie-chto-vash-mladenec-mozhet-uvidet-vnutriutrobno/